HomeMediaMedia for April 2013Magazine "Afisha Odessy" (Odessa's Guide): Jubilee Night with Elena Baranovskaya

23 Apr

Magazine "Afisha Odessy" (Odessa's Guide): Jubilee Night with Elena Baranovskaya

The jubilee night with prima-ballerina of the Odessa Opera is going to take place on April 28, 2013. Elena has been working in the theatre for 27 years and has become a real celebrity. The prima has danced all the principal parts in the classical repertoire, has toured more than 30 countries and even danced on the same stage with Rudolf Nureyev (having become the only Ukrainian ballerina who took part in his farewell tour). (published in Russian)

  

Как ни странно, обо всех этих значимых событиях Елена говорит немного. Зато куда больше о муже, двух дочках и двух внучках. «Я в первую очередь женщина, а потом уже танцовщица», — скромно замечает одна из самых известных одесских балерин. И тут же заставляет удивиться: трудно поверить в то, что у этой молодой женщины с красивыми длинными волосами и невероятной фигурой две внучки.

Сколько лет вы танцуете?

Профессионально — тридцать два года. А до этого еще восемь лет в училище.

Ого!

Да я и сама думаю: «Ого!» (Смеется.)

Вы закончили Пермское хореографическое училище. Вы не одесситка?

Нет, я пермячка. Как ни странно, этот промышленный город всегда был театральным. Я росла в окружении театров, причем и в буквальном смысле — мы жили в самом центре, и в переносном — я ходила на все спектакли!

Как же вы попали в Одессу?

Балетный мир тесен. Кадры для театров директора трупп всегда подыскивали на отчетно-выпускных концертах. Вот на таком концерте меня увидел и запомнил Виктор Смирнов-Голованов — он был главным балетмейстером одесского оперного в 80-е годы. А вскоре я получила письмо с приглашением от Юлия Осиповича Плахта, великого мастера танца, который тогда работал в одесском оперном педагогом-репетитором. Я не верила своим глазам: «Такой мастер будет работать со мной!». И несмотря на то что в Перми у нас всё было устроено, — была своя квартира, родилась дочь, — мы всё же уехали в Одессу.

На работу я вышла 1 апреля 1986 года. По дороге в театр меня чуть не сбило с ног буйное шествие — веселились клоуны, матросы рвали на груди рубашки... Оказалось, это Юморина, а я ведь в Перми о ней даже и не слышала. Я сразу поняла, что Одесса — это город-праздник!

Вы больше тридцати лет на сцене. Всю жизнь держите себя «в рамках»? То нельзя, это нельзя?

Если очень хочется, то можно (смеется). Жаловаться на тяжелую судьбу балерины я не буду. Конечно, мы ежедневно должны следить за собой, но ведь каждая женщина должна! В первую очередь я мама и бабушка и хочу, чтобы дети и внуки мной гордились. Ну а вообще, то, что я до сих пор танцую, — это заслуга моего мужа Валерия Барановского (известный в Одессе тележурналист. — Прим. «АО»). Он мой единомышленник, друг и самый строгий критик.

У вас двое детей. Балет не мешал счастливой семейной жизни?

Ни в коем случае. Когда я была беременной в первый раз, еще на середине срока танцевала — ездила на гастроли. А вторую дочку я родила довольно поздно, в сорок лет, но на сцену вышла быстро. В июне родила, а в августе уже танцевала.

Дочки продолжили ваше дело?

Да. Старшая — артистка балета в Пермском театре оперы и балета. А младшая танцует в балетной студии Светланы Антиповой. Но я никогда не агитировала их идти танцевать, это их собственное решение. Младшая вообще меня поразила. Когда ей было четыре, мы с ней пришли в театр — просто посмотреть спектакль. Пришли раньше, когда на сцене еще работали монтировщики, и стояли за кулисами. И Лиза вдруг выбежала на сцену, встала посредине и начала крутиться, выделывать какие-то фуэте, которые у мамы подсмотрела. Так она и пришла в балет! (Смеется.)

Сейчас вы педагог-репетитор. А сколько времени уделяете собственным занятиям у станка?

Минимум час в день. Это если нет спектаклей. А если планирую выходить на сцену, то нагрузки тут же увеличиваются. Иначе никак, ведь тело быстро теряет форму. Вот вам пример. Носок — это совесть балерины. Я же хожу его точить у станка! Это показатель физической формы танцовщика, это школа. Зритель, может, и не заметит, если я где-то не дотяну носок, но для меня это позор.

Я знаю, вы много гастролировали…

Да, больше тридцати стран объездила. Даже на пирамидах египетских танцевала! (Смеется.) Да, практически буквально. В 1997 году в Гизе посреди пустыни давали оперу «Аида» — сцену выстроили прямо среди пирамид. Вот там я и танцевала (в балетном акте — прим. «АО»). А самые запомнившиеся гастроли были в Норвегии. Мы приехали туда с «Лебединым озером» — я танцевала и Одетту, и Одиллию. Потом мне рассказали: зрители постоянно смотрели в программку и никак не могли поверить, что обоих лебедей танцует одна артистка. Они были уверены, что это две разные балерины. Это был лучший комплимент!

Расскажите о своем творческом вечере…

Готовимся очень активно! Я репетирую «Кармен» — это одна из любимых партий, я ее до сих пор танцую. Также мы готовим несколько номеров современной хореографии. Ну а поскольку сейчас я педагог-репетитор, мне хочется максимально показать своих учеников. Я даю несколько сольных партий своим ученицам из кордебалета — для них эта отличная возможность проявить себя. Также мои ученицы исполнят танец теней из «Баядерки» — по-моему, это одна из самых красивых сцен в истории балета!

Понимаете, мы ведь продолжаемся в своих учениках. Я иногда в своих фантазиях вижу себя 80-летней старушкой, которая сидит в зале и любуется десятками своих учениц. Это счастье!

Текст Дарьи Слободяник, фото Оксаны Канивец