HomeMediaMedia for April 2013Odessa Daily: «Odessa Opera Theatre opened a door for the buffoonery»

24 Apr

Odessa Daily: «Odessa Opera Theatre opened a door for the buffoonery»

«Imagination of director Oksana Taranenko from Kiev, crystal Baroque music, deep expressive bass of Vadim Chernigovskiy (Uberto), gentle soprano of Nadezhda Sychuk (Serpina) and mastery of comic actor Vladimir Muraschenko (Vesponte) create filigree "music box", an expensive and unusual "souvenir"», – writes journalist Inna Katz. 

Published in Russian.

 

Что такое итальянская опера-буфф? Так, безделица, пустячок, призванный развлекать почтенную публику в антрактах оперы-сериа (серьезная опера).

«Легкая» музыка, забавный сюжет, простенькая интрига, узнаваемые персонажи родом из фольклора, два-три исполнителя… И превратить эту безделушку если не в маленький шедевр, то в значимое событие театральной жизни города могут только фантазия постановщика и мастерство исполнителей.

До недавнего времени в Одесском национальном академическом театре оперы и балета о постановке оперы-буфф и не помышляли – играть одно- двухактные оперы-буффонады в антрактах «серьезных» спектаклей у нас не принято, а как самостоятельная единица эта опера – жанр камерный, на большой сцене театра она бы просто «потерялась». Организовать малую сцену в «несценическом» пространстве театра, вынеся действие в фойе и на лестничные площадки театра, его руководство решилось только осенью прошлого года.

Инициатор создания малой сцены «Бельэтаж» главный дирижер Одесской оперы Александр Самоилэ сразу же заявил о намерении ставить на малой сцене одноактную оперу барокко. И одной из первых кандидатур на постановку он назвал «Служанку-госпожу» Джованни Перголези.
Примерно полгода ушло у театра на реализацию этой идеи. Опера была представлена зрителям 19 апреля.

Фантазия режиссера-постановщика и автора сценографической идеи киевлянки Оксаны Тараненко, хрустальная музыка барокко, глубокий, выразительный бас Вадима Черниговского (Уберто), нежнейшее сопрано Надежды Сычук (Серпина) и мастерство комического актера Владимира Муращенко (Веспонте) помещенные в великолепные интерьеры Одесского оперного театра, создают филигранной работы «музыкальную шкатулку», праздничный, дорогой и необычный «сувенир».

Сюжет оперы непритязателен: хорошенькая служанка Серпина пытается женить на себе своего хозяина – Уберто. В этом ей помогает немой слуга Веспонте. Эта незамысловатая история рассказана молодыми постановщиками и исполнителями, средний возраст которых – чуть больше 30 лет. Соответственно и выбран язык постановки – очень современный и молодежный. Это не только сохраняет характер и дух буффонады, но и придает ей современное звучание.

Режиссер использовал лестницу и площадки 2-го и 3-го этажей. На площадке третьего этажа разместился оркестр, второго – зрители. Само же действие происходило на лестнице. Из декораций – две стремянки, на которые актеры периодически натягивают канат, 30 м тюля – на подвенечное платье для Серпины, матрац с подушками, на которых в начале действия спит Уберто, а затем исполнители используют их как орудие во время выяснения отношений. Да, еще два столика, на одном из которых стоит кофейник с «шоколадом» и две чашечки, да болванка с напудренным париком – наряд Серпины. Клоунский грим, в достаточной степени стилизованные наряды героев – Серпина в начале спектакля разгуливает в корсете и белых чулках, с полотенцем, намотанным на голове. По ходу действия она надевает «юбку», больше похожую на кринолин из проволочных обручей, а затем обвязывает ее белой тканью. Веспонте в трактовке О. Тараненко вовсе не немой – он произносит несколько реплик, но горло у актера обмотано теплым шарфом – осип, бедняга Веспонте.

В действие активно вовлекаются не только дирижер Валерий Регрут и оркестранты, но и зрители.

Остается пожалеть, что этот очень молодежный, современный и веселый спектакль доступен публике в основном старшего возраста – идет он в будние дни и начинается в самое что ни на есть рабочее время – в 15.30, когда большинство молодых почитателей оперы заняты на работе.

Inna Katz