HomeMediaMedia for April 2013OdArt web-site: Young performers in The Odessa Opera

26 Apr

OdArt web-site: Young performers in The Odessa Opera

"How young are those who produced this opera and performed in it! How young was the one who composed it! (Pergolesi was just 23 years old then!) This might be the reason why it is being sung and acted in an easygoing, spring style. All is delicate and sincere ", a journalist Lilia Shtekel writes. Published in Russian.


В пятницу 19 апреля в Одесском оперном театре открылась малая сцена – «Бельэтаж». Малая сцена в данном случае — это Золотая лестница Пале-Рояль — там, где любят фотографироваться на память посетители театра.

Идея использовать пространство лестницы возникла совершенно случайно, но совершенно неслучайно возникла идея поставить в этом бело-золотом великолепии именно «Служанку-госпожу» Джованни Перголезе.

История создания оперы тоже заслуживает особого внимания: в первой половине восемнадцатого века опера становится очень профессиональной, академичной, и, о ужас, очень серьезной. Настолько серьезной, что антракты между действиями стали занимать маленькими смешными операми — их стали называть «опера-буфф» – чтобы зрители могли переключиться и отдохнуть. Первой такой мини-оперой была «Служанка-госпожа» Перголезе. Скоро её стали ставить отдельно — как одноактную комедию, и это было совершенно заслуженно, в чем одесситы-меломаны и смогли убедиться 19 апреля воочию. Поставила оперу-буфф молодой киевский режиссер-постановщик Оксана Тараненко.

В пресс-релизе было написано, что ставили эту оперу всего 14 дней, из них 7 дней ушло на смех. Опера действительно очень смешная. Из 50 минут просмотра мы смеялись минут 40 или 30, честное слово! Сюжет оперы-буфф очень прост: богач Умберто надумал срочно жениться, потому что его служанка Серпина ничего по дому не делает, а его слуга Веспоне, лодырь и лентяй, не помогает ему ни в чем. Его решение бесповоротно и непоколебимо, но все дело в том, что Серпина влюблена в своего хозяина, она мечтает только о том, как пойдет с ним под венец, и ей, конечно, не до работы, всякими хитростями она уговаривает Умберто жениться именно на ней, и все счастливы!

Как молоды все, кто ставил и играл эту оперу! Как молод был тот, кто её сочинил (23 года было тогда Перголезе!) Может быть, поэтому она поется и играется легко, по-весеннему. Все изящно и непосредственно. Понятны все слова, которые поются исполнителями (опера исполнялась на русском языке, но мы же с вами знаем, что иной раз кажется, что на сцене поют на каком-то неизвестном языке, настолько все невнятно!). Оркестр, расположившийся на верхней площадке лестницы вместе с дирижером, тоже принимает участие в опере, в качестве актеров миманса. Переодевания – какая же итальянская опера без переодеваний! – перестановки декораций — лестницы и огромного отреза тюля — закидывания подушками — интерактив со зрителями, сидящими возле ступеней лестницы — все очень живо, естественно. Не возникает ни на минуту ощущения непонимания и напряжения.

Акустика этого места оказалась необыкновенно хороша. Голоса звучат легко и звучно. Слышны все интонации. Слушается и смотрится все это на одном дыхании.

Лестница выполнена в золотом и белом декоре, с вкраплениями глухого красного цвета. Сценографическое решение сделать белый цвет главным оказалось самым правильным (сценографом тоже выступила Оксана Тараненко). Белые костюмы, черные плащи «альмавивы», белый огромный парик на «госпоже» Серпине — получилось очень стильно и прозрачно.

Молодость исполнителей не помешала им работать с удивительным мастерством и отдачей: благороден и немного недотепист Умберто в исполнении Вадима Черниговского, изобретателен и пластичен Веспоне (Владимир Муращенко), обаятельна и звонка, как весенняя птичка, Надежда Сычук.

Хочется увидеть эту оперу еще раз, привести с собой друзей. Великолепный весенний подарок для тех, кто любит оперу, и для тех, кто еще не успел полюбить — приходите на этот пятидесятиминутный спектакль, и вы её полюбите!

Лилия Штекель