HomeMediaMedia for May 2013«Afisha Odessy»: Carmina burana Open Air: The Odessa Opera is planning Festival

24 May

«Afisha Odessy»: Carmina burana Open Air: The Odessa Opera is planning Festival

As we have just found out The Odessa Opera has a plan of new productions confirmed up to 2017. Having decided not to go too far we have talked to Vasily Navrotsktsky, Artistic director of the Odessa Opera about the nearest plans. (Published in Russian).


Давайте начнем с того, о чем говорят последние несколько месяцев. Знаю, что вы репетируете детскую оперу…

Детских премьер у нас в театре не было уже лет пять, так что этот спектакль для нас особенно важен. Скажем так, это насущная необходимость. Одиннадцать лет реставрации театра не прошли бесследно — мы потеряли многих зрителей. Так что сейчас хотим воспитать себе «новых». (Смеется.) Мы работаем над оперной феерией по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Подобной оперы в мире не существует, это абсолютно новый проект. Подборка музыки классическая: Г. Доницетти, В. А. Моцарт, М. Глинка. В спектакле мы задействуем как взрослых артистов, так и детей — например, детский хор «Забава» Ларисы Гарбуз. Проект рисковый, но интересный! Выпустим мы его в конце июня или в начале июля, как только «вздохнем» после фестиваля.

В прошлом году руководство театра говорило, что Международный фестиваль искусств, в силу своей масштабности, будет проводиться раз в два года. Я так понимаю, планы изменились?

Изменились! Эдуард Леонидович Матвийчук предложил провести фестиваль и в этом году, и мы, конечно, согласились. Но подготовка требует от нас колоссальных сил, поэтому премьеры всех спектаклей, над которыми мы сейчас работаем, мы решили перенести именно на фестиваль. Сейчас мы «складываем» бюджет фестиваля, приглашаем гостей и солистов — одним словом, готовимся!

Открытие фестиваля будет open air, как и в прошлом году?

Да! Первого июня мы откроем фестиваль шедевром XX века, всемирно известной кантатой Карла Орфа «Carmina burana», причем сделаем это с балетом и под открытым небом. Это мощное произведение. Из тех, которые нужно исполнять либо хорошо, либо не браться за них вообще. Второго июня состоится еще одна премьера — одноактные балеты «Весна священная» и «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского. Стравинский прозвучит в театре впервые! Репетирует балет небезызвестный Георгий Ковтун, петербургский режиссер с одесскими корнями.

Неоднозначный режиссер! (Каждый спектакль Георгия в Одессе, а их уже больше пяти, мгновенно обрастает огромным количеством как поклонников, так и критиков — прим. «АО»)

И вместе с тем любопытный. Интересно и то, что для него это первая работа в нашем Оперном — так что ждем с интересом.

По поводу открытия фестиваля open air. Ошибки прошлого года учтены? (В 2011-м фестиваль открывался «Аидой» под открытым небом: аппаратура «фонила», не все микрофоны были настроены, в результате были серьезные проблемы со звуком — прим. «АО»)

Конечно! (Улыбается.) В этом году над звуком будет работать киевская фирма, настоящие профессионалы. Кроме того, в «Carmina burana», в отличие от «Аиды», нет такого количества передвижений по сцене, поэтому чисто технически солистам будет проще.

Что еще готовите на фестиваль?

Во-первых, исполним наши последние премьеры — «Аиду» и «Турандот» с приглашенными солистами из России, Испании и Германии. Во-вторых, проведем два интересных вечера на малой сцене «Бельэтаж», которая очень полюбилась нашим зрителям. Также проведем несколько гала-концертов и, наконец, покажем балет «Дон Кихот», главные партии в котором станцуют «звезды» — это будет приглашенная пара или из Мариинского, или из Большого театра.

Василий Всеволодович, возможно ли появление в репертуаре современной оперы?

Конечно! Но дело в том, что у молодых композиторов опера не самый популярный жанр, так что тут есть свои сложности... Года полтора назад мы даже вели переговоры об этом в стенах Министерства культуры. Сейчас «придет» новый министр культуры — и мы снова поднимем этот вопрос. У Александра Григорьевича Самоилэ (главный дирижер театра — прим. «АО») возникла идея объявить среди молодых украинских композиторов конкурс на создание оперы именно для нашего театра. Так что, как видите, поиски современного, актуального для Украины материала активно ведутся.


«Carmina burana» — одно из самых загадочных произведений мирового репертуара. Написано немецким композитором К. Орфом в 1936 году на основе сборника средневековой поэзии, случайно обнаруженного в одном из баварских монастырей. Невероятно энергетическая музыка Орфа сделала произведение культовым, причем далеко за пределами консервативного мира классической музыки. «Carmina burana» активно растиражирована в массовой культуре: ее цитируют в фильмах и рекламных роликах, а также в современной музыке — например, в хитах групп «Enigma» и «The Doors».

Текст Дарья Слободяник, фото Оксана Канивец