HomeMediaMedia for April 2016As rebellious onion defeated reigning citrus or adventure Cipollino Ballet in Odessa

26 Apr

As rebellious onion defeated reigning citrus or adventure Cipollino Ballet in Odessa

  На языке батманов и фуэте можно рассказать любую сказку! Одесские дети получили возможность приобщиться к искусству балета на материале легкой, яркой и не без морали новой постановки. Балет Карена Хачатуряна «Чиполлино» с либретто Геннадия Рыхлова по сказке Джанни Родари «Приключения Чиполлино» погружает маленьких зрителей в волшебную сказочную среду. В отечественной традиции имя главного героя сей волнующей истории часто пишется в варианте «Чипполино», однако наша Опера оттолкнулась от итальянского названия лука – cipolla. Как, впрочем, и создатели культового советского мультфильма о похождениях мятежной молодой луковки.

Фантазия художника-постановщика Дмитрия Чербаджи выплеснулась в масштабные декорации-задники, где множество мелких красочных деталей и есть риск соскользнуть в невнятную пестроту, но все же удается создать впечатление яркой, красивой книги сказок, развернувшей свои страницы на все зеркало сцены. Образы декораций обыгрываются и в жестах персонажей – так, молодой граф Вишенка, гуляя с милой плебейкой Редисочкой по замку, показывает ей нарисованную в окне птичку, изображая руками взмахи крыльев, и дети этот жест сразу же оценивают. Вишенка – интеллигент-аристократ в круглых очках, стеснительный и немного неловкий, в раздумьях он делает несколько ошибок в простых батманах, очевидных даже малышам, которые добродушно над ним смеются. И много еще моментов, когда жестикуляция героев вызывает детские смешки и даже хохот, как удачная шутка, а красивые танцевальные па вызывают гром аплодисментов. Хореография Генриха Майорова в редакции Юрия Васюченко лаконична и выразительна, а самой постановке уже более 40 лет. Мировая премьера этого балета состоялась на сцене Киевской национальной оперы имени Шевченко в 1974 году.


«Долгие годы этот спектакль живет, он уже превратился в классическое наследие, он идет не только на просторах бывшего советского пространства, но в дальнем зарубежье. Этот спектакль принимается всеми с таким интересом, он жив, он все время преображается, все время находит какие-то новые краски. И в этом, конечно, талант хореографа Генриха Александровича Майорова. В этой истории много юмора. Мы в Одессе, и тот юмор, который заложен у одесситов, здесь вылез в хорошем смысле наружу. Но это все надо смотреть, рассказать это невозможно. Я считаю, что спектакль для нас удался, а теперь нам очень важно мнение одесситов. Потому что юмор — это такая тонкая вещь, которую либо понимают, либо нет. Либо нам удалось перенести это на сцену, либо не удалось», — рассказал балетмейстер Юрий Васюченко.

Видимо, удалось! Малыши в зале сперва осторожно принимают меру условности, но заботливые одесские родители им заблаговременно прочитали сказку Джанни Родари, шквал вопросов затихает, начинается радость узнавания: «А вот кум Тыковка!.. А вот синьор Помидор!» Графини Вишенки с лорнетами, в бальных платьях, блещущие аристократическими манерами, по любом поводу готовые изящно хлопнуться в обморок – стопроцентное попадание в образ! Слабое зрение у них семейное, ведь Вишенка тоже в очках, что, однако, не мешает ему проявить отсутствие политической близорукости и встать на сторону народа, подружившись с заядлыми майдановцами Чиполлино и Редисочкой. Но конечно, настоящей парой для такого просвещенного юноши становится не Редисочка, а благородная Магнолия (Эллина Походных), с которой они станцуют уже безо всяких ошибок и заминок классическое па-де-де. Грозные стражники в «Вишневом» замке, выйдя из-за огромных доспехов, оказываются цирковыми силачами-акробатами (Павел Гриц, Виктор Пелих и Денис Черняк), и показывают свои трюки под соответствующие музыкальное сопровождение. Стихия Чиполлино и его народа проявлена композитором в ритмах тарантеллы. Принцу Лимону более приличествуют воинственные марши, отзвуки вальса в моменты зарождающейся симпатии между луковкой и редисочкой, вишенкой и магнолией (вот бы Мичурин порадовался!) тоже присутствуют.

Подготовка спектакля заняла более двух месяцев. Списки исполнителей постоянно менялись. В результате было принято решение оставить несколько ведущих составов на каждый действующий персонаж. Партию задорной луковички, искателя справедливости «из народа» Чипполино исполняет Станислав Варанкин. В партии Магнолии видим яркую и пластичную Эллину Походных, графа Вишенку танцует Дмитрий Шарай, принца Лимона – заслуженный артист Республики Молдова Владимир Статный, синьора Помидора – Богдан Чабанюк, чопорных Вишенок – Анастасия Варанкина и Екатерина Томашек, а задорную Редисочку – Екатерина Бартош.

«Музыка балета очень демократичная, яркая, запоминающаяся. Оркестр с большим удовольствием работал и репетировал, и мне кажется, что в постановочной части все продумано, поэтому скучно однозначно не будет», — уверен дирижер-постановщик Игорь Чернецкий.

Какая там скука! Ловкий революционер Чиполлино лихо крутит туры, крадет ключ от клетки, в которую заключили кума Тыкву, руководит строительством «Тыквенного» домика – простые фрукты-овощи собирают его по кирпичику, а гвардейцы Лимона разбирают, двигаясь заученно-марионеточно, и оттесняют недовольных с дороги кусками шлагбаума, словно наспех склепанными и принятыми законами (родители особенно громко хохочут). Волны народного гнева периодически накатывают на сад-огород: овощной народец грозит кулаками самому принцу Лимону (он очень смешно прихрамывает, явное люмбаго), а в финале Чиполлино засунет его, царственного цитруса, заодно с военачальником синьором Помидором в пузатую пушку, из которой правители вознамерились стрелять по простолюдинам, превратив их не то в компот, не то в винегрет.

В театре надеются, что постановка будет интересна для всей семьи. Первые спектакли показали, что надежды оправдываются. Вот один из откликов на театральном форуме: «Чудесный красочный спектакль! Очень качественный, веселый, понятный даже сами маленьким, интересен и взрослым, тема-то вечная! А уж дети как сопереживали! После спектакля все вокруг только и говорили: «Восторг, восторг!». Труппе и главному балетмейстеру огромное спасибо за этот праздник, такого детского (да и для взрослых) спектакля нам не хватало. Было ощущение, что артисты и сами с большим удовольствием его танцуют!» Справедливое ощущение, впрочем, для детей так и надо: как для взрослых, только лучше!

Автор — Ирэн Адлер, фото — Юрий Литвиненко