ГлавнаяДрузья театра

Друзья театра

а также Пётр ХЛЫЦОВ, заместитель председателя Одесского облсовета;
Мария ЛЕОНЕНКО;
ПАО «Одессаоблэнерго».


Письмо друга театра

Какое замечательное слово – возрождение! У меня оно вызывает ассоциацию с весной, с возрождением природы, с эпохой Ренессанса – временем расцвета искусства и науки, временем, когда засияли имена Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи.

Я уверена, что сейчас Одесская национальная опера, которая является гордостью нашего города, переживает именно такой период.

После многих лет застоя во время ремонта здания, в Одессе появился блестящий музыкант, талантливейший дирижер и педагог Александр Григорьевич Самоилэ, человек, с появлением которого появилась надежда на восстановление былой славы театра.

Одухотворенность, тонкость, вдохновение и мудрость отличают этого мастера. Прекрасная дирижерская техника, глубокое проникновение в музыку, ощущение стиля, любовь к тщательной работе, редкий энергетический посыл – все эти качества крайне редко сочетаются в одном человеке, но именно это и является признаком высокого профессионализма.

Позволяю себе судить об этом, так как волею судеб мне довелось присутствовать на многих постановках в театрах «Metropolitan Opera», «La Scala», «Covent Garden», «Opéra Bastille» и «Grand opera» в Париже, «Staatsoper Wien», и в других лучших оперных театрах Европы и Америки. Благодаря этому я имела возможность слушать и наблюдать за работой таких дирижеров как Г. фон Караян, К. Аббадо, Р. Мути, З. Мета, Д. Ливайн, Л. Маазель, Г. Рождественский, Ю. Темирканов (у которого, кстати, учился Александр Григорьевич), и других выдающихся мастеров. Кроме того мы, люди зрелого поколения, помним, какие прекрасные дирижеры работали в Одесском театре – Николай Дмитриевич Покровский, Ярослав Антонович Вощак, Борис Игнатьевич Афанасьев, Борис Ефимович Грузин, и другие. Под их руководством в театре была настоящая творческая работа, на сцене блистали певцы и танцовщики, способные составить гордость любого ведущего театра мира.

Сейчас я с радостью наблюдаю, как благодаря усилиям Александра Григорьевича возвращается высокий уровень нашего театра. И, в этой связи, глубоко возмущает деятельность некоторых «писателей», которые пытаются абсолютно необоснованно опорочить то, что сейчас происходит в театре. Во все времена в коллективе были чем-то недовольные люди, несостоявшиеся работники, неспособные ни на что, кроме жалоб и склок. Это – удел воинствующей «серости», ведь у талантливых людей, всецело занятых своей работой, на подобные действия нет ни времени, ни желания.

Думаю, что это – досадные, преходящие мелочи на фоне большой, серьезной работы. Высокопрофессиональная труппа, состоящая из опытных мастеров и талантливой, одаренной молодежи, работает с огромным подъемом, в каждом классе кипит работа, музыканты тщательно готовятся к репетициям. Я вижу, какой трепет, волнение и ответственность испытывают певцы, артисты хора и оркестра перед встречей с дирижером. Его мощный энергетический посыл вдохновляет коллектив не только на спектаклях, но и в репетиционной работе.

Певцов, с их тонкой психикой, надо любить, холить и беречь, быть дипломатичними, чтобы у артистов не возникали комплексы, мешающие творчеству. Это очень тонко делает Александр Григорьевич, особенно в индивидуальных занятиях, хотя эта дипломатичность не уменьшает требовательности, а только увеличивает ее.

Оркестр неузнаваемо вырос за последнее время, что является полностью заслугой Александра Григорьевича, хор, под руководством замечательного музыканта Леонида Бутенко, достоин самих высоких похвал, прекрасно работает балет – все это в комплексе есть уровень театра на сегодняшний день. И я уверена, что за короткое время в театре появится новая театральная публика, любители-меломаны, которые будут приходить в эти стены за высоким эстетическим удовольствием.

Умение восхищаться – это некоторая детскость, которую никогда не теряют светлые люди, и нам всем нужно учиться этому. Критиканство и скептицизм, особенно, если этим занимаются люди, не имеющие для этого никаких аргументов – пустое, скучное дело, которое даже вредно для здоровья. Надеюсь, что мои коллеги, ныне - профессора ОГМА им. А.В. Неждановой, а в прошлом замечательные певцы Галина Анатольевна Поливанова, Алиса Варткесовна Джамагорцян, Валентина Васильевна Олейникова а также профессор Одеского политехнического института, большой знаток и любитель нашего театра Валентин Семенович Максименко полностью разделяют мои мысли.

Дорогой Александр Григорьевич! Я пока, к сожалению, очень мало знакома с Вами, но я искренне восхищаюсь Вашей работой и высоко ценю Ваш замечательный, редкий талант! Желаю всей труппе и нашей дорогой публике долгие годы наслаждаться Вашим творчеством!

По поводу упреков, касающихся гастролей, могу привести слова известного профессора П. В. Голубева, который сказал: «Не гастролируют только слабые артисты, а талантливые, большие музыканты должны гастролировать всегда».
Считаю, что наш замечательный, музыкальный город, как и вся Украина, должны гордиться тем, что у нас работает музыкант такого масштаба и таланта как Александр Григорьевич Самоилэ!

Ренессанс – это новая жизнь! Желаю Вам, чтобы это понятие стало главным лозунгом в будущей деятельности театра!

Людмила Иванова

СПРАВКА. Людмила Иванова - профессор ОГМА имени А. В. Неждановой, заслуженная артистка Украины, педагог-концертмейстер, многолетний концертмейстер класса професора Ольги Благовидовой. Воспитала плеяду известных во всем мире певцов.

Участвовала в четырех международных конкурсах имени П.И. Чайковского, где ее ученики И. Пономаренко, Л. Шемчук и П. Бурчуладзе завоевывали первые премии и золотые медали. Дипломант престижных международных конкурсов в Бразилии, Голландии, Франции, Германии, Италии, Венгрии, Румынии, Болгарии и др. Работала с известными певцами – М. Гулегиной, П. Дворски, Н. Сторожевым, В. Черновым, А. Милчевой и др. Принимала участие в подготовке певцов к спектаклям, которыми руководили Г. фон Караян, К. Аббадо, Р.Мути, З. Мета, Ю. Темирканов, Д. Ливайн, Г. Рождественский, Л. Маазель и др.

В течение многих лет является концертмейстером Пааты Бурчуладзе, с которым выступала с сольными концертами в театрах «Ла Скала», «Ковент-Гарден», опера «Бастиль», в оперных театрах Мадрида, Мюнхена, Барселоны, Лиссабона, Буэнос-Айреса, Стокгольма, Берлина, Лос Анжелеса, Сантъяго, Женевы, Штутгарта, Москвы и Санкт-Петербурга.

С участием Людмилы Ивановой записаны сольные программы на фирмах «Deutsche Grammophon», «Decca», «Phllips», «EMI» и «Мелодия».