ГлавнаяНовостиНовости за Декабрь 201230 декабря в театре пройдёт традиционный Прощальный концерт года

20 Дек.

30 декабря в театре пройдёт традиционный Прощальный концерт года

30 декабря 2012 года в Одесском Национальном академическом театре оперы и балета по традиции пройдёт Прощальный концерт года. Это праздничное представление - романтическое прощание с уходящим годом в атмосфере новогодних предчувствий и ожиданий. В этот вечер мы вместе со зрителями начинаем праздновать приближение Нового года.

Программа Прощального концерта 2012 года – разноплановая. В первом отделении прозвучит концерт Антонио Вивальди «Времена года» в исполнении оркестра театра и приглашённой солистки, скрипачки Татьяны Самуил.


Татьяна Самуил – профессор Королевской консерватории в Антверпене, лауреат ІІІ премии XII Международного конкурса им. П. И. Чайковского, лауреат Международного конкурса им. королевы Елизаветы в Брюсселе, Международного конкурса скрипачей им. Я. Сибелиуса в Хельсинки, Международного конкурса скрипачей им. М. Хилла в Новой Зеландии (Золотая медаль), Международного конкурса скрипачей им. А. Вьетана (І премия) и др.

Родилась в Санкт-Петербурге в семье музыкантов. Закончила Московскую государственную консерваторию в классе профессора Майи Глезаровой и аспирантуру Королевской консерватории в Брюсселе у профессора Игоря Ойстраха.

Выступала в лучших концертных залах Европы с Национальным оркестром Бельгии, оркестром Классической филармонии Бонна, Бранденбургским государственным филармоническим оркестром, симфоническим оркестром Финского радио, Национальным оркестром Капитолии Тулузы, Метрополитен-оркестром Лиссабона, Президентским симфоническим оркестром Турции, Национальным оркестром Радио Румынии, Российским Национальным симфоническим оркестром и другими.

Татьяна Самуил сотрудничала с известными дирижёрами, среди которых - Антонио Паппано, Казуши Оно, Жерар Коссе, Александр Анисимов, Александр Рахбари, Луис Горелик, Франсуа Ксавье-Рот, Аугустин Дюмэ.

Начиная с 2007 года Татьяна Самуил регулярно концертировала в Латинской Америке, где выступала, в частности, на сценах театра «Колон» в Буэнос-Айресе, в Президентском дворце в Сантьяго (Чили). Для диска, записанного к 200-летию Аргентины, в июне 2010 года Татьяна Самуил сыграла скрипичный концерт Луиса Джанео в сопровождении симфонического оркестра «Салти».

Сольный диск скрипачки с записью камерных сочинений Сергея Прокофьева (в дуэте с пианисткой Пламеной Манговой) получил премию французского музыкального журнала «Диапазон» и восторженные отзывы европейской прессы.

Татьяна Самуил играет на скрипке Страдивари (1717 г.), некогда принадлежавшей легендарному скрипачу Фрицу Крейслеру.


"Кажется, что в роскошном зале эпохи барокко распахнулись окна и двери, и вошла с приветствием вольная природа; в музыке звучит гордый величественный пафос, ещё не знакомый XVII веку возглас гражданина мира", - так писал музыковед Иван Белецкий о музыке Антонио Вивальди.

Антонио Вивальди (1678 - 1741) - знаменитый венецианский композитор, педагог, дирижёр, скрипач-виртуоз, создавший жанр сольного инструментального концерта. Великий Иоганн Себастьян Бах переложил для клавесина и органа некоторые инструментальные концерты Вивальди. Жан-Жак Руссо очень высоко ценил творчество итальянца и сам исполнял его музыку. Знатные вельможи, среди которых были Папа Римский Бенедикт ХІІІ, датский король Фридрих IV, император Карл VI, графиня Лукреция Тревизан не упускали возможности посетить концерты Маэстро.

Музыкальное дарование Антонио Вивальди проявилось очень рано. Уже в 10 лет он замещал в оркестре собора Св. Марка своего отца, профессионального скрипача, а в 13 лет сочинил свой первый опус. Обучался игре на скрипке и теории музыки у знаменитых педагогов Дж. Баттисты, Дж. Легренци и А. Корелли.

В возрасте 23 лет Антонио принял духовный сан и стал аббатом. Только священникам в Италии в то время разрешалось беспрепятственно заниматься музыкой, причём не только духовной, но и светской.

В сентябре 1703 года рыжий священник, как часто называли Вивальди из-за цвета волос, был приглашён в качестве учителя скрипки в одну из лучших женских консерваторий Венеции «Оспедале делла Пиета» (ранее консерваториями называли приюты для детей-сирот). Для воспитанниц приюта Антонио Вивальди обязан был регулярно создавать произведения духовной и светской музыки. Отсюда и такое количество опусов: 90 опер и ораторий, более 500 концертов для сольных инструментов и струнного оркестра или бассо континуо, кончерти гроссо, свыше 100 сонат для различных инструментов с сопровождением бассо континуо; светских кантат, серенад, симфоний, церковных произведений.

Несмотря на физический недуг (с детства Антонио страдал припадками удушья, не мог подниматься по лестницам), он был наделён огромной внутренней энергией и творческой одержимостью. О работоспособности и блестящих данных Вивальди ходили легенды. Говорили, что Маэстро сочинял музыку быстрее, чем копировщик мог её переписать.

Музыка Вивальди мгновенно стала популярной во всей Европе, поражая слушателей новизной жизнеощущения, выраженного в ярких музыкальных образах. Лучшие театры Италии считали за честь поставить на своей сцене произведения итальянского композитора. Это требовало от Вивальди постоянных отъездов из Венеции, что сказалось на его отношениях с консерваторией.

В 1740 году Вивальди навсегда покинул «Пиету», которая на протяжении многих лет была обязана великому композитору своей музыкальной славой. Сообщение о распродаже большого количества партитур его концертов (по цене один дукат за штуку) является последним документальным упоминанием Вивальди в истории заведения.

Но со временем произведения Антонио Вивальди перестали привлекать внимание избалованной музыкальными новшествами публики. Французский историк Шарль де Бросс в своих письмах из Венеции в 1739 году высказывал глубочайшее изумление, увидев, что великого итальянского композитора и скрипача перестали ценить настолько высоко, насколько он на самом деле того заслуживал. В Венеции, где всё зависело от моды, и где его творчество долгое время было на слуху, музыка Антонио Вивальди уже не делала сборы. В возрасте 62 лет композитор принял мужественное решение навсегда покинуть родину.

Всеми забытый, больной и без средств существования он уехал в Вену, где и скончался 28 июля 1741 года. Похоронили Вивальди на кладбище для бедняков. На его скромных похоронах присутствовало очень мало людей, а из известных музыкантов был лишь Йозеф Гайдн.

О великом композиторе очень скоро забыли и вспомнили лишь два века спустя – в начале двадцатого столетия. Итальянский музыковед А. Джентили обнаружил уникальную коллекцию манускриптов композитора (300 концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения). С этого времени началось подлинное возрождение былой славы Вивальди.


Именно в жанре инструментального концерта заключены главные достижения Антонио Вивальди. От старинной формы концерта для оркестра с группой солирующих инструментов композитор пришел к созданию новой формы - концерта для сольного инструмента с оркестром. Он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие.

Вивальди был оригинальным инструментовщиком и написал несколько концертов для необычных сочетаний инструментов, например, для виолы д'амур и лютни, или для множества духовых инструментов, включая такие как шалмей, кларнет, валторна. Наиболее популярными у современников венецианского композитора стали его 28 инструментальных произведений, наделённых программными названиями. Но программными в подлинном смысле слова являются лишь «Времена года» (первоначально - «Четыре времени года»). Под этим названием приобрели известность 4 концерта для струнного оркестра, солирующей скрипки и клавесина под названиями «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». В амстердамском издании 1725 года каждому из концертов предпослан стихотворный сонет, содержание которого определяет характер музыкального развития. В посвящении автор сонетов не назван и не исключено, что им был сам Вивальди.

В музыке цикла композитор стремился, прежде всего, выразить своё лирическое восприятие окружающего мира. Настроения, вызываемые картинами природы и сельской жизни, воплощены в ярких мелодических образах. Например, в концерте «Зима» с поразительной наглядностью воспроизводятся удары капель дождя в окно, скольжение на коньках и внезапное падение конькобежца, треск льда и, наконец, неистовая борьба южного сирокко с северным ветром.

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.