ГлавнаяНовостиНовости за Октябрь 2013В театре отметят юбилей народной артистки Украины Натальи Барышевой

1 Окт.

В театре отметят юбилей народной артистки Украины Натальи Барышевой

В предстоящее воскресенье, 6 октября, в Одесском Национальном академическом театре оперы и балета отметят 50-летие творческой деятельности выдающейся балерины и педагога-репетитора, народной артистки Украины Натальи Барышевой. Юбилею будет посвящён спектакль «Лебединое озеро».

Ведущие партии исполнят лауреат международных конкурсов Екатерина Кальченко (Одетта-Одиллия), заслуженный артист Украины Сергей Доценко (принц Зигфрид) и Никита Еликаров (Ротбарт).

Дирижёр – Игорь Чернецкий.


«Наталья Здиславовна – удивительно тонкий, отзывчивый человек. Работать с ней – одно удовольствие. Она профессионал с большой буквы. Её мастерство даёт возможность артистам познать нюансы классического танца. Будучи педагогом, Наталья Здиславовна подготовила плеяду замечательных балерин. Её работа отличается грацией и тонкостью понимания ролей, а безграничная преданность балету вызывает уважение и любовь учеников», – говорит главный балетмейстер Одесского Национального академического театра оперы и балета, заслуженный артист России Юрий Васюченко.

Сама артистка признаётся, что безумная страсть к танцу у неё была с детства. «Когда слышала музыку, начинала танцевать и раскланиваться, как взрослая. Причем мне особенно нравилось «выступать» перед людьми прямо на улице или, помню, во время путешествия на теплоходе», – рассказывает она.

Заслуженная артистка Украины, солистка Одесского театра оперы и балета Алла Рындина, заметила семилетнюю Наталью в танцевальном кружке Дома учёных. «Вот эта девочка будет не каскадная балерина!», – сказала прима. Её слова подтвердила и преподавательница Екатерина Антоновна Пушкина. «Судьба вашей внучки, поверьте – балет», – сказала она бабушке маленькой танцовщицы.

Наталья Барышева окончила Одесскую балетную школу в 1963 году и была зачислена в балетную труппу Одесского академического театра оперы и балета. Уже через несколько месяцев станцевала свою первую достаточно серьезную для молодой девушки партию феи Сирени в «Спящей красавице». А в 19 лет исполнила Одетту-Одиллию в балете «Лебединое озеро» Петра Чайковского – одну из сложнейший партий в мировом классическом репертуаре.

«Природа щедро наградила Наталью Барышеву завидной пластичностью, лёгкостью, утончённой изящностью, высокой музыкальностью. Но всё это вместе взятое не могло бы сделать её тем, кем она стала, без ежедневной сосредоточенной, изнуряющей до седьмого пота работы. Ведь можно носить в себе искры таланта, но нет такой искры, которая разгорается без труда», – написала журналист Лина Ник в статье «И мастерство, и вдохновенье», вышедшей в газете «Защитник Родины» в январе 1981 года.

 

На фото слева: «Умирающий лебедь» (хореография Михаила Фокина). На фото справа: Никия («Баядерка» М. Петипа, хореография Игоря Чернышёва).

Наталья Барышева стажировалась в Большом театре, в классе народной артистки СССР Марины Семеновой. «У этой великой балерины я прошла школу высшего мастерства и подготовила с ней партии классического репертуара. У нее я также перенимала педагогические навыки, и сегодня свой сценический опыт передаю в театре молодым исполнителям», – рассказывает Наталья Здиславовна.

На фото: «Лебединое озеро» П. Чайковского (хореография Льва Иванова)

В Одесском театре оперы и балета Наталия Барышева исполнила партии:

  • Одетты-Одиллии («Лебединое озеро» Петра Чайковского);
  • Феи Сирени («Спящая красавица» Петра Чайковского);
  • Анны Карениной (одноимённый балет Родиона Щедрина);
  • Перо («Подпоручик Киже» Сергея Прокофьева);
  • Фани («Большой вальс» Иоганна Штрауса);
  • Жизели и Мирты («Жизель» Адольфа Адана);
  • Китри («Дон Кихот» Людвига Минкуса);
  • Никии («Баядерка» Людвига Минкуса);
  • Заремы («Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева); Фригии и Эгины («Спартак» Арама Хачатуряна);
  • Жаклин («Я имя твое пишу» Франсиса Пуленка);
  • Феи («Золушка» Сергея Прокофьева);
  • Девушки («Герника» Яна Фрейдлина);
  • Главную партию в балете «Любовь-волшебница» Мануэля де Фальи, другие партии и номера.

«Я старалась создать языком хореографии психологическую драму, и в этом мне очень помогла Барышева, которая удивительно точно поняла мой замысел и привнесла много своеобразия в образ героини», – сказала хореограф-постановщик «Любови-волшебницы» Май Мурдмаа.

 

На фото: «Любовь-волшебница» М. де Фалья (хореография Май Мурдмаа)

Также Наталья Барышева первой в Одессе станцевала заглавную партию в балете «Кармен-сюита» Жоржа Бизе – Родиона Щедрина. Её партнёром на премьере был Азарий Плисецкий.

 

На фото: Кармен («Кармен-сюита, хореография Альберто Алонсо)

В 1979 году балерине было присвоено звание народной артистки УССР. Она стала второй в плеяде ведущих солистов, удостоенных этого звания за 90-летнюю историю одесского балета. В 2000-м году Наталья Барышева была отмечена почетным званием «Женщина десятилетия» в номинации «Культура и искусство». В 2003 году награждена медалью «Независимость Украины», в 2007-м – орденом Княгини Ольги ІІІ степени.

С труппой Одесского театра оперы и балета гастролировала в Канаде, Вьетнаме, Испании, Италии, Китае, Финляндии, Египте, Португалии, Болгарии, Греции и др.

«Больше всего балерина боится быть пленницей вчерашних успехов. Отсюда – высокая требовательность к себе, вечная неудовлетворённость достигнутым. Такое под силу лишь истинным творцам», – писала газета «Защитник Родины» в январе 1981 года.

На фото слева: Наталья Барышева и Пётр Филиппов исполняют Восточный танец в балете «Щелкунчик» П. Чайковского (хореография Игоря Чернышёва) 

 


Коллеги – о Наталье Барышевой

Злата Баева, балерина, работавшая в театре в 50 – 60-х годах: «У Барышевой (…) совершенно отсутствует периферийность. Она обладает столичными манерами. Её поклон благороден. Чувствуется «порода», чувствуется воспитание Марины Тимофеевны Семёновой. Я всегда отмечала её врождённую музыкальность и благородство манеры».

Наталья Николайчук, бывшая солистка балета театра: «Есть педагоги, которые посмотрят на ученика и сразу говорят: у тебя это не получится. А Барышева всегда даёт возможность попробовать себя, даёт возможность проявить себя или самой убедиться в результате работы».

Елена Барановская (Каменских), солистка балета, педагог-репетитор, народная артистка Украины: «С Натальей Здиславовной легко работать. Она всегда единомышленник. Её молодость настолько ощутима – молодой поиск, задор, но это не только в работе».

На фото: Одетта-Одиллия – Наталья Барышева, Зигфрид – Сергей Горбачёв («Лебединое озеро» П. Чайковского)


Пресса – о Наталье Барышевой

«Она стремилась уйти от традиционного штампа, монотонности, однозначности. Даже в образах, ставших балетной классикой, она искала что-то своё, новое, отнюдь не похожее на прежде виденное»;

«В театре прекрасно отдавали себе отчёт, что балетный лексикон Барышевой разнообразен, многолик. Она не раз по-доброму удивляла многих своей виртуозной техникой (…) Прекрасно знали и другое – в танце балерина эта умеет мыслить творчески. Для неё самая высокая техника не самоцель, а лишь средство для всестороннего раскрытия образа»;

«Значительность художественной личности Барышевой в её яркой индивидуальности, непрерывном поиске прекрасного. В её искусстве радует точность «прочтения» хореографического текста, глубокое понимание его сути». (Газета «Защитник Родины», январь 1981 года).

«Царственно-величавая осанка, спокойная уверенность королевы, недосягаемость фантастической благородной красоты – есть в ней что-то от призрачности вилисы, от гордой властности Мирты, строгой изысканности врубелевской царевны. Актриса тонко чувствует стиль спектакля, всегда даже в самых трудных танцевальных комбинациях по её лицу скользит ироническая полуулыбка, полуусмешка, а глаза светятся мягким, чуть грустным теплом». (Газета «Вечерняя Одесса», июль 1973 года).

«Барышева прежде всего личность, человек, сумевший выстроить свою жизнь в искусстве. Она серьёзна в намерениях, точно знает, чего хочет, обладает незаурядной волей в достижении целей, подчиняет многое, если не всё, делу, которому посвятила жизнь».

«Барышева всегда трезво оценивает себя, может быть, даже строже, чем многие окружающие (…) Трезвость, объективность помогали Барышевой непрерывно и успешно развивать своё дарование, свои возможности, достигая значительных результатов». (Из книги Валентина Максименко «Два века одесского Городского театра»). 

Автор фото слева - Кирилл Стоянов