ГлавнаяНовостиНовости за Декабрь 2011Анонс премьеры оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан» («Don Giovanni»).

25 Дек.

Анонс премьеры оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан» («Don Giovanni»).

Премьера: 28 апреля 2012 года

В апреле 2012 года Одесский театр оперы и балета представит премьеру оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан».  
 Постановку осуществляют выдающиеся деятели театрального искусства – режиссер Юрий Александров и художник Вячеслав Окунев.

Счет спектаклей, которые поставили Юрий Александров и Вячеслав Окунев в разных странах мира, измеряется сотнями. Юрий Александров относится к редкому числу режиссеров, которые способны актуализировать классику, обострить вневременные вопросы бытия, сделать материал более привлекательным для молодой публики, не подвергая изменениям композиторский замысел и музыкальную драматургию. Талант Юрия Александрова, его энергия, смелость, человечность и масштаб вызывают восхищение.

Вячеслав Окунев, выдающийся театральный художник, многолетний творческий партнер Александрова, создает для каждого спектакля неповторимую сценографию.

Опера «Дон Жуан» будет показана широкой публике на Международном фестивале искусств в Одесской Опере. Надеемся, что эта постановка украсит текущий репертуар и станет визитной карточкой Одесского театра оперы и балета в европейском культурном пространстве.

Юрий Исаакович Александров – режиссер музыкального театра;
режиссер-постановщик Мариинского театра, художественный руководитель Государственного камерного музыкального театра «Санкт-Петербургъ-Опера», Заслуженный артист России (1997), Народный артист России (2008).
 В 1974 г. Юрий Александров получил диплом Ленинградской государственной консерватории как пианист. Через три года получил диплом на факультете музыкальной режиссуры.

В 1978 стал постановщиком Мариинского театра, с которым продолжает сотрудничество по сей день. Там поставлены: «Колокольчик» и «Дон Паскуале» Доницетти, «Королева мая» Глюка, «История Кая и Герды» Баневича, «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Мавра» Стравинского, «Мазепа» Чайковского.

Опера «Семен Котко» Прокофьева в постановке Александрова в 1999 году удостоена Высшей национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший оперный спектакль», «Лучший оперный режиссер», «Лучший оперный художник», «Лучший оперный дирижер». Событиями стали «Аида», «Дон Карлос» и «Отелло» Верди, «Нос» Шостаковича, «Царская невеста» Римского-Корсакова.

В 1987 году Юрием Александровым был основан Камерный музыкальный театр. Творческая лаборатория выросла в Государственный театр «Санктъ-Петербургъ Опера».  

С Александровым связано открытие Национального театра оперы и балета им. К. Байсеитовой в городе Астана, республика Казахстан (2000 год). Юрий Александров – первым из иностранцев был удостоен Госпремии Казахстана и награжден орденом «Достык».

Более двухсот спектаклей поставлено Юрием Александровым в оперных театрах России и зарубежья.

Юрий Александров – один из самых востребованных режиссеров музыкального театра. Например, в 2005/06 гг он осуществил сразу 11 постановок, в числе которых: «Мазепа» Чайковского в Метрополитен Опера (США), «Черевички» Чайковского в прославленном театре Ла Скала (Италия). Постановка Александровым оперы «Турандот» Дж. Пуччини в Арена ди Верона - беспрецедентный случай в театральном мире: впервые для постановки итальянской оперы в итальянском театре был приглашен иностранный режиссер. В 2007 году польскую публику потрясло прочтение Александровым оперы «Борис Годунов» Мусоргского. Спектакль был поставлен на гигантской сцене театра (6000 зрителей) «Hala Ludowa» (Вроцлав).

Одна из последних премьер Юрия Александрова – «Князь Игорь» Бородина в театре «Новая опера» (Москва). Этот спектакль произвел в России настоящий фурор и идет с неизменными аншлагами.

С 2009 года маэстро Александров возглавляет кафедру Музыкальной режиссуры Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Вячеслав Окунев, художник театра

Родился в Ленинграде. Образование получил в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии им. Черкасова (мастерская И.Г. Сегаля).

С 1975 года осуществил как художник-постановщик более 300 постановок.

Вячеслав Окунев сотрудничал с такими театрами, как Мариинский театр, Государственный академический театр балета Бориса Эйфмана, Камерный музыкальный театр "Санкт-Петербургъ Опера", Большой театр Белоруссии, Оперные театры Перми, Новосибирска и Екатеринбурга и др.

В настоящее время является главным художником Санкт-Петербургского государственного академического театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского, где оформил постановки опер "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова, "Кармен" Бизе, "Отелло" и "Травиата" Верди, "Тоска" Пуччини, балетов "Спящая красавица", "Лебеди¬ное озеро" и "Щелкунчик" Чайковского, "Дон Кихот" Минкуса.

Среди спектаклей, оформленных им в Мариинском театре - "Свадьба Фигаро" Моцарта, "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева, "Аида" Верди, "Мавра" Стравинского, "Жизель" Адана, "Коппелия" Делиба.

Вячеслав Окунев реконструировал в Мариинском театре декорации Ф. Федоровского к "Хованщине" Мусоргского, Н. Бенуа к "Петрушке" Стравинского, К. Коровина к "Сад¬ко" Римского-Корсакова, А. Константиновского к "Князю Игорю" Бородина и "Мазепе" Чайковского.

В 1994 г. в Большом театре Вячеслав Окунев принял участие в постановке балета "Сильфида" Х. Левеншелля, в 2000 г. - балета "Русский Гамлет" на музыку Бетховена и Малера, а в 2002 г. - оперы Мусоргского "Хованщина". 
Был художником-постановщиком целого ряда спектаклей Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского: "Война и мир" и "Огненный ангел" Прокофьева, "Самсон и Далила" Сен-Санса, "Сильфида" Щнейцхоффера, "Клеопатра" Массне и др.

Вячеслав Окунев много работает за рубежом, в том числе на таких площадках как театр "Арена ди Верона", Оперный театр в Кальяри (Италия), Королевский театр в Глазго (Великобритания), Национальная Опера Греции, Национальные театры Сеула и Токио. В числе оформленных им постановок - "Черевички" Римского-Корсакова в Кальяри, "Жизель" Адана, "Дон Кихот" Минкуса и "Лебе¬диное озеро" Чайковского в Токио, "Петруш¬ка" Стравинского в Глазго, "Братья Карамазовы" в Эссене, "Жизель" в Сеуле, "Дон Жуан" Моцарта в Филармоническом Театре Вероны и "Турандот" Пуччини на сцене "Арена ди Верона".

Об опере Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан» («Don Giovanni»)
Опера в двух действиях Вольфганга Амадея Моцарта на либретто (по-итальянски) Лоренцо Да Понте, частично основанном на «Каменном госте» - опере Джузеппе Гаццаниги на либретто Джованни Бертати. Имеется также еще довольно большое количество более ранних пьес о Дон-Жуане.

Действующие лица:
ДОН ЖУАН, молодой аристократ (баритон)
ЛЕПОРЕЛЛО, его слуга (бас)
КОМАНДОР СЕВИЛЬИ (бас)
ДОННА АННА, его дочь (сопрано)
ДОН ОТТАВИО, ее жених (тенор)
ДОННА ЭЛЬВИРА, дама из Бургоса (сопрано)
ЦЕРЛИНА, крестьянка (сопрано)
МАЗЕТТО, ее жених (баритон)

Время действия: XVII век.
Место действия: Севилья и ее окрестности.
Первое исполнение: Прага, Национальный театр, 29 октября 1787 года.

После огромного успеха своей оперы «Свадьбы Фигаро» в Праге Моцарт получил от пражского театра заказ на новую оперу. Выбор композитора пал на сюжет «Дон Жуана». К сочинению музыки он приступил в мае 1787 года. Либретто, написанное Лоренцо Да Понте на итальянском языке, было выдержано в комедийном плане. Моцарт закончил оперу в Праге и написал увертюру на одном дыхании, за одну ночь. Премьера состоялась в Праге 29 октября того же года. Успех оперы превзошел успех «Свадьбы Фигаро». Для венской постановки (в мае 1788 года) Моцарт внес некоторые изменения, опера завершалась тем, что Дон Жуан проваливался в ад, а финальный секстет был убран, но, по счастью, затем восстановлен. Венская постановка не имела большого успеха, но опера быстро шла навстречу признанию, которое ждало ее во всей Европе, в том числе и в следующем столетии, когда она продолжала считаться театральным шедевром композитора.

«Дон Жуан» — величайшая из когда-либо написанных опер. В подтверждение этого тезиса высказались по крайней мере три человека, имевших особое право на то, чтобы их мнение в этой области было услышано — Джоаккино Россини, Шарль Гуно и Рихард Вагнер. Бетховен, правда, отдавал предпочтение «Волшебной флейте», но это потому, что он считал сюжет «Дон-Жуана» аморальным.
Теперешнее название оперы было не основным, а лишь подзаголовком. Первоначально она называлась «Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni» («Наказанный распутник, или Дон Жуан»). Как бы то ни было, оба — Моцарт и Да Понте первоначально классифицировали свое произведение как «dramma giocoso» (букв. - «веселая пьеса», то есть комическая опера).

Два знаменитых анекдота, касающихся подготовки оперы, ярко иллюстрируют тот факт, что работа над ней велась в живом и веселом расположении духа. В своих великолепных «Мемуарах» либреттист Да Понте рассказывает: «Едва придя домой, я тут же принялся за работу... Бутылочка токайского справа, прямо передо мной чернильница, табакерка с севильским табаком слева. Юная шестнадцатилетняя красавица (которую я хотел бы любить, как дочь, но...) приносила мне то печенье, то чашку кофе, то просто вносила сияние своего личика... созданного как раз для того, чтобы пробуждать поэтический пыл и внушать остроумные идеи... Сначала я позволял ей очень часто заглядывать ко мне, но потом вынужден был сократить эти посещения, чтобы не терять слишком много времени на ласки, коих она была искусной мастерицей...».

Другой анекдот касается выходки самого композитора. На одной из репетиций Моцарта не устроило то, как исполнительница партии Церлины отреагировала на предложение - как можно предположить, слишком откровенное, - которое сделал ей (на балу) Дон Жуан. Композитор подошел к героине и сам сказал ей что-то эдакое, при этом шлепнув ее. В ответ он получил от нее пинок, на что удовлетворенно сказал, что такая реакция гораздо натуральнее, и теперь ее игра ему нравится.

Существует легенда, что в Праге во время работы над оперой Моцарт и Да Понте встречались с Казановой, и тот служил им консультантом.
Премьера оперы была назначена на 14 октября, но певцы не доучили партии, а сам Моцарт дописывал последние страницы партитуры буквально накануне премьеры, так что музыканты получили ноты прямо перед выходом на сцену.

В основе сюжета лежит старинная легенда о Дон Жуане, дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Возникшая в средневековой Испании, легенда эта приобрела широкую известность во многих европейских странах. Сюжет был впервые обработан испанским драматургом Тирсо де Молина (1571—1648), впоследствии привлекал многих писателей, в том числе Мольера и Гольдони. В XIX столетии к образу Дон Жуана обращаются Байрон, Гофман, Пушкин, Мериме и др. Неоднократно использовали эту тему и музыканты: в 1761 году в Вене был поставлен балет Глюка «Дон Жуан»; известен также целый ряд опер на тот же сюжет. В этих произведениях легенда о Дон Жуане получала разную трактовку. В некоторых из них, имеющих религиозно-поучительную окраску, Дон Жуан охарактеризован как преступный, грубый сластолюбец, получающий заслуженное возмездие. Но нередко в его образе подчеркивались иные, привлекательные черты - бесстрашие, чувство чести, остроумие, вечные поиски идеала, смелый бунт против обветшалых норм морали.

Музыка Моцарта выводит оперу за рамки комедии. Композитор создал замечательно глубокое произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров. Дон Жуан Моцарта - образ сложный, многогранный. Осуждая своего героя на гибель, композитор в то же время поэтизирует, облагораживает его облик: моцартовский Дон Жуан отважен, обаятелен, полон беспредельной жизненной энергии. Дон Жуан - не только плод музыкального гения Моцарта, но и создание Да Понте, окружившего великого соблазнителя тысячью препятствий и поставившего его поистине в затруднительное положение. Полумрачная, полукомическая атмосфера породила толки о загадочности главного героя и дает богатейший материал для осмысления и различных трактовок оперы «Дон Жуан» в современных постановках.

П. И. Чайковский в своей статье 1873 года охарактеризовал оперу «Дон Жуан» так:
«Моцарт - гений сильный, многосторонний, глубокий - устарел только своими формами инструментальной музыки; в области оперы он не имеет до сих пор ни одного соперника. … Если есть опера, которую можно назвать первой между всеми, то, не обинуясь, я отдал бы это первенство «Дон Жуану». … В «Дон Жуане» столько красоты, столько богатейшего музыкального материала, что его хватило бы на дюжину наших современных опер, авторы коих, гоняясь за реализмом, правдивостью, верностью декламации, забывают в своем наивном донкихотстве, что первейшее условие всякого художественного произведения — красота».

Юрий Александров об одесской постановке «Дон Жуана»:
Для каждого театра «Дон Жуан» - это пробный камень.
Для меня это пятая постановка. За этот период прожита целая жизнь.
Это тема личности, которая всегда будет актуальна.
Сейчас я предлагаю совершенно новый подход к этой теме.
Замысел этого спектакля основан на пристальном взгляде на окружение.
Аналога этой концепции в мире нет.
Спектакль должен быть понятен всем.

(Вопрос: каков в этой концепции Дон Жуан?)
Дон Жуан – это человечность и естественность. Со всеми положительными и отрицательными качествами.

(Вопрос: меняется ли с изменением концепции стиль музыки?)
Нет. Новая концепция значит, что меняются только болевые точки….
Режиссура – это время и место. Это не просто осуществление творческого замысла.
Самовыражаться можно только понимая все компоненты – где ставим, для какого зрителя и, конечно, учитывая современность.

Длительность спектакля: 3 часа 45 минут, учитывая один антракт.