ГлавнаяНовостиНовости за Декабрь 2011Опера «Иоланта». Омоложение.

24 Дек.

Опера «Иоланта». Омоложение.

«Иоланта» (1891) – последняя опера Петра Ильича Чайковского, написанная им за год до смерти. По праву считается самой светлой оперой композитора. В основе либретто - история, описанная датским поэтом Генрихом Герцем (1845) в драме «Дочь короля Рене».

«Найден сюжет, где я докажу всему миру, что любовники должны оставаться живы в оперных финалах и что это истинная правда» (П. И. Чайковский).

В «Иоланте» нет ни одного отрицательного персонажа, зато ее пронизывает идея всепобеждающей силы любви. Почему-то эта опера считается многими легковесным произведением. На самом деле, это одно из самых тонких и красивых творений П. И. Чайковского.

Сюжет оперы прост, и, вместе с тем полон метафор и мистической символики.
Действие разворачивается в тихой долине на юге Франции, где живет слепая дочь короля Прованса Иоланта. Ей хорошо в уединении с отцом. Она не знает, что слепа, и весело живет среди подруг, пока у нее не начинается непонятная тоска. В том, что Иоланта слепа, ее отец, король Рене, видит кару Господню за свои грехи и испытывает чувство вины перед дочерью. Почти потеряв надежду на прозрение Иоланты, он находит врача-мавра, но тот считает, что Иоланта должна сама жаждать исцеления. Принцесса сможет излечиться, лишь если узнает о своей слепоте. Король не хочет подвергать дочь такому удару.

Но настоящим целителем оказывается любовь. Неожиданно в сад, где стоит дворец Иоланты, попадают два юных рыцаря, один из которых, Водемон, влюбляется в девушку и рассказывает ей о том, как прекрасен мир вокруг неё. За это ему грозит казнь: король угрожает, что жизнь или смерть Водемона будет зависеть от того, обретет ли Иоланта зрение. Желание спасти рыцаря исцеляет Иоланту. Любовь как самая мощная сила, заставляя Иоланту желать прозрения, превращает ее из робкого подростка в сильную самоотверженную девушку. Таков сюжет.

В опере «Иоланта» многие исследователи находят отголоски увлечения композитором философией Спинозы.
Согласно Спинозе, Бог и природа - это единая, вечная и бесконечная субстанция. Иными словами, материальное и идеальное пребывают в нерасторжимом единстве, и условием - в случае с Иолантой - прозрения физического (материального) является прозрение духовное (идеальное).

Врач-мавр Эбн-Хакиа в своем монологе - арии «Два мира», написанной с явно выраженным восточным колоритом, - формулирует философско-этическую концепцию прозрения:
Два мира - плотский и духовный -
Во всех явленьях бытия
Нами разлучены условно.
Они едины, знаю я.
На свете нету впечатленья,
Что тело знало бы одно,
Как все в природе, чувство зренья
Не только в нем заключено.
И прежде чем открыть для света
Мирские, смертные глаза,
Нам нужно, чтобы чувство это
Познать сумела и душа.

Петр Ильич писал в письме брату об опере «Иоланта»: «Я напишу такую оперу, что все плакать будут». И действительно, Чайковский словно взял реванш за прошлые свои сюжеты и - пусть и в сказке - соединил наконец влюбленных.

В этой опере есть и чувственность, и сказочный ореол. И в наше время можно с увлечением играть красивую и добрую историю – и при этом не казаться ни старомодным, ни напыщенным. Меняются вкусы, мода, форма, но не меняются чувства и природа человека.

Постановка пока остается традиционной («Иоланта» давно идет на сцене театра), но главный дирижер театра Александру Самоилэ «оживил» музыкальный материал и вводит в спектакль 26 февраля молодых артистов:
Иоланта, дочь короля Рене (сопрано) – Ольга Сподарева-Перье
Рене, король Прованса (бас) – Виктор Шевченко
Роберт, герцог Бургундский (баритон) – Иван Фляк
Водемон, граф, бургундский рыцарь (тенор) – Дмитрий Михеев
Эбн-Хакиа, мавританский врач (баритон) – Вадим Черниговский
Бертран, привратник дворца (бас) – Игорь Царьков
Лаура, подруга Иоланты (меццо-сопрано) – Екатерина Цымбалюк