ГлавнаяНовостиНовости за Март 20123 марта спектакль «Гений и злодейство» будет посвящен памяти легендарного Давида Сипитинера

2 Март

3 марта спектакль «Гений и злодейство» будет посвящен памяти легендарного Давида Сипитинера

Одесский национальный академический театр оперы и балета 3 марта дает спектакль «Гений и злодейство», посвященный памяти Давида Сипитинера – легендарного музыканта, дирижера, который простоял за пультом театра 53 года.

Профессионалы высоко оценивали дирижерское мастерство Давида Сипитинера, его глубокое проникновение в содержание исполняемых произведений, артистичность, исполнительскую культуру и компетентность в оркестровой технологии. Перед публикой Давид Иосифович Сипитинер всегда представал полным экспрессии, безупречно владеющим дирижерской техникой и одаренным тонким артистизмом.

Дирижировать спектаклем памяти маэстро будет Валерий Регрут, один из самых любимых учеников Давида Сипитинера, перспективный молодой дирижер театра. Давид Иосифович, который был не только блестящим дирижером, но и замечательным педагогом, передал Валерию Регруту основы дирижерского ремесла и секреты искусства дирижирования. Маэстро всегда верил в его звезду.

В театре с уважением и нежностью хранят память о Давиде Сипитинере, а ученики продолжают его жизнь в музыке.



Спектакль «Гений и злодейство» состоит из двух частей – концертной программы и оперы. В первом отделении исполняются Венецианская симфония D-dur в трех частях и увертюра к музыкальной комедии «Мавр» Антонио Сальери, а также Концерт для фортепиано с оркестром № 23 А-dur в трех частях Вольфганга Амадея Моцарта (соло на рояле – Игорь Парада). Второе отделение – опера Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» на текст одноименной пьесы Александра Пушкина (Сальери – народный артист Украины Василий Навротский, Моцарт – Владислав Горай).

Опера «Моцарт и Сальери» – это озвученная в музыке легенда с глубоким философским смыслом. Сочетанием легенды и фактов постановщики предлагают зрителю глубже понять и прочувствовать эту историю.

Отношения гения и таланта, природа творчества, зависть – темы вечные, всегда актуальные. Поэтому на сцене создано условное пространство, напоминающее об эпохе, в которой происходили события, но приближенное к современности стилем костюмов и видеодекорациями. Используя современные средства воздействия, постановщики полностью следуют за каждой нотой партитуры Римского-Корсакова и заложенному в ней смыслу, - точно так же как композитор в свое время следовал каждому слову Пушкина.

Давид Сипитинер. 1990-е гг.

Давид Сипитинер. 1980-е гг.

Давид Сипитинер, 1960-е гг.Справка. Давид Иосифович Сипитинер (21 января 1925 г., Одесса – 4 марта 2011 г., Одесса) – известный украинский оперно-симфонический дирижер, заслуженный артист Украины, профессор, кавалер ордена «За заслуги» III степени, участник Великой Отечественной войны.

До 1941 года Давид Сипитинер учился игре на скрипке в школе имени профессора П. С. Столярского, затем продолжил обучение в Свердловской консерватории имени М. П. Мусоргского по классу скрипки профессора П. С. Столярского. В 1943 году был призван в ряды Советской Армии. В 1945 году был демобилизован и стал студентом Одесской консерватории имени А. В. Неждановой по классу скрипки профессора В. З. Мордковича.

С 1948 по 1953 годы Давид Сипитинер учился в Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования. Одновременно работал дирижером-стажером Малого театра оперы и балета в Ленинграде под руководством своего педагога, выдающегося дирижера Эдуарда Грикурова.

С 1953 года до последних дней жизни Давид Иосифович работал ведущим дирижером Одесского театра оперы и балета, а также педагогом-наставником молодых солистов театра. Пятьдесят три года за пультом одного театра - редчайшее явление в мировой дирижерской практике.

За годы работы в театре Давидом Сипитинером поставлено и продирижировано более двухсот оперных и балетных спектаклей, отредактировано и переоркестровано большое количество сочинений русских, украинских, зарубежных композиторов. Впервые в Украине он оркестровал и поставил оперу Н. Лысенко «Пан Коцкий». Сделано много переложений для различных составов симфонического, камерного и духового оркестра. Впервые на Украине Давид Сипитинер поставил балеты «Спартак» А. Хачатуряна, «Отелло» А. Мачавариани, «Берег надежды» А. Петрова, «Алладин и волшебная лампа» Б. Савельева, «Княгиня Волконская» Ю. Знатокова, оперы «Собака на сене» О. Сандлера, «Сказка о потерянном времени» Ю. Рожавской, оперу-балет «Барвинок» А. Филипенко. Под руководством Давида Сипитинера трижды была поставлена опера Н. Аркаса «Катерина», которая получила первую премию на смотре театров Украины.

С 1969 по 2011 годы Давид Иосифович Сипитинер преподавал в Одесской консерватории, много лет руководил студенческим симфоническим оркестром, воспитал огромное количество студентов, преподавал специальное дирижирование на кафедрах народных инструментов, духовых инструментов, оперно-симфонического дирижирования. 

Свыше пятидесяти лет Давид Иосифович прожил в счастливом браке с Антониной Ильиничной Ивановой – ведущей солисткой Одесского театра оперы и балета, которая создала яркие, запоминающиеся образы в операх «Иван Сусанин» (Антонида, на фото 1963 г.), «Евгений Онегин» (Татьяна), «Царская невеста» (Марфа), «Садко» (Волхова), «Кармен» (Микаэла), «Фра-Дьяволо» (Церлина), «Паяцы» (Недда).


Анатолий Дуда (граф Альмавива), Паата Бурчуладзе (дон Базилио), Давид Сипитинер, Глеб Дранов (Фигаро). Опера «Севильский цирюльник», Одесса, 1980-е гг.


О Д. И. Сипитинере:

"Давид Иосифович – человек очень темпераментный, эмоциональный, он не только объяснял, но и много показывал – каждый ауфтакт, каждую фразу, каждый нюанс. Он вкладывал в это столько энергии и умения, что иногда даже приходилось удивляться тому, откуда в нем этот неиссякаемый «огонь души». Занятия проходили не только в строгом академическом стиле; они всегда сопровождались шутками, своеобразными сравнениями и репликами. Ведь Давид Иосифович – настоящий одессит и без анекдотов и шуток себя не мыслит.  

Память маэстро феноменальна. Помимо оперных спектаклей, Давид Иосифович Сипитинер освоил и балетные партитуры. Практически он знает наизусть весь репертуар театра и может в любую минуту встать за пульт и продирижировать любым спектаклем."  

профессор Эльвира Дагилайская


"Давид Сипитинер - это уникальное явление в музыкальной жизни Одессы и оперного театра. Больше пятидесяти лет простоять за пультом и дирижировать спектаклями – это подвиг! Знаю, что в его голове сотни партитур – и оперных, и балетных. Ему присущи большая самоотдача и готовность ежедневно вставать за пульт. Сколько оперных и балетных спектаклей могло не состояться, если бы не Давид Иосифович! Он всегда выручал, всегда всех заменял".  

народная артистка Украины, академик Галина Поливанова



"В пору перманентного, изнурительного для труппы семилетнего ремонта здания, Давид Сипитинер не только не покинул свой пост в театре, но продолжал оставаться для своих молодых коллег образцом стоицизма. Что движет им? "Только любовь – моя к музыкантам и наша общая к музыке – может подвигнуть оркестрантов на то, чтобы играть замерзшими пальцами на ледяных инструментах в клубах строительной пыли…"

из статьи Марины Галушко