ГлавнаяНовостиНовости за Апрель 2013В Одесском театре оперы и балета отметят юбилей народной артистки Украины Елены Барановской

24 Апр.

В Одесском театре оперы и балета отметят юбилей народной артистки Украины Елены Барановской

В Одесском Национальном академическом театре оперы и балета 28 апреля пройдёт творческий вечер народной артистки Украины Елены Барановской. Концерт будет посвящён юбилею выдающейся балерины.

В программе – фрагменты из балетов Жоржа Бизе – Родиона Щедрина «Кармен-сюита», Людвига Минкуса «Дон Кихот» и «Баядерка», хореографические сцены на музыку Дмитрия Шостаковича, Вольфганга Амадея Моцарта, Джулио Каччини и Михаила Глинки. Кроме того, зрители увидят премьеру одноактного балета «Самое важное…» на музыку современных композиторов (автор либретто – Игорь Саражинский, хореограф-постановщик – Антон Киба).

В концерте примут участие заслуженные артисты Украины Гарри Севоян и Сергей Доценко, заслуженные артисты Республики Молдова Мария Полюдова и Владимир Статный, солисты балета театра Радмила Аитова, Татьяна Афанютина, Алина Хилько, Мария Рязанцева, Карина Житкова, Николай Вориводин, Дмитрий Дзенник, Дмитрий Шарай, Игорь Саражинский, а также Алёна Степанова, Антон Киба и Виталий Савченко – финалисты телевизионных танцевальных конкурсов «Танцуют все», «Танцы со звёздами» и «Битва сезонов», артисты балета и оркестр театра. В финале концерта участвует Елизавета Мусорина – учащаяся балетной студии заслуженной артистки Украины Светланы Антиповой.

Дирижёр - заслуженный артист России Александр Сотников.

«Елена Барановская – удивительная артистка. Я хорошо помню её ещё юной солисткой Еленой Каменских, приехавшей в театр из Перми. Внешне тонкая, хрупкая, трогательная, она – исполнитель, которому по силам любые творческие задачи. Профессиональное мастерство, как безусловная основа художественных поисков, артистическая одарённость, одухотворенность движений и выразительность поз, редкой певучести танцевальность – всё это стало предпосылками долгой и яркой сценической жизни балерины. Мы любуемся её танцем, благодарим за ту творческую искру, которая предполагает не только большой труд и самоотдачу артиста, но и высшее благословение, которым, уверена, Елена не обойдена», – говорит Нелли Иванова-Георгиевская, директор Центра научных исследований танцевального искусства им. И. Чернышёва.

Все фото увеличиваются при нажатии

На фото: слева Елена Барановская («Щелкунчик»); справа – «Спящая красавица» (принц Дезире – заслуженный артист Украины Сергей Доценко)

 


О Елене Барановской:

Окончила Пермское государственное хореографическое училище по классу заслуженного педагога России Нинель Сильванович-Футлик в 1981 году. До 1986 года танцевала в Пермском государственном академическом театре оперы и балета имени Петра Чайковского.

В 1986 году дебютировала в Одесском театре оперы и балета в pas de deux в балете «Жизель» Адольфа Адана. Первой главной партией Елены Каменских в Одессе стала Маша в «Щелкунчике» Петра Чайковского.

На фото: слева - «Жизель» (с Майей Мамлеевой, 1986 год); справа - Китри («Дон Кихот», 1987 год)

 

Танцевала в репертуарных и премьерных спектаклях в Национальной опере Украины, принимала участие в концерте, посвящённом 10-летию независимости Украины. Участвовала в гастролях Большого и Мариинского театров в качестве солистки.

Участница прощального турне по Европе Рудольфа Нуреева (1991 год); фестивалей «Звёзды советского балета» (Сочи, Ульяновск, 1988 год); Летних Олимпийских игр 1988 года в Сеуле (в составе труппы Большого театра); выставки Yokohama Expo'89. Единственная балерина, представлявшая Украину на праздничном концерте в честь 400-летия Варшавы (1996 год). Танцевала на египетских пирамидах в Гизе балетный акт «Триумф» из оперы «Аида» Джузеппе Верди.

На фото: слева - Елена Каменских в буклете, посвящённом празднованию 400-летия Варшавы; справа - автограф Рудольфа Нуреева

  

Обладатель І премии Республиканского конкурса артистов балета в Донецке (1987 год). Награждена Золотой медалью Национальной академии наук Украины «За заслуги», юбилейной медалью «20 лет независимости Украины», медалью «Берегиня долі» благотворительного фонда «Аратта-Козацтво-Сьогодення».

Гастролировала в Японии, Финляндии, Венгрии, странах СНГ, Китае, Великобритании, США, Канаде, Италии, Испании, Франции, Германии, Ирландии, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Голландии, Португалии, Польше, Румынии, Египте, Марокко, Ливане, Турции, Китае, Южной Корее, на Тайване.

На фото: слева - афиша к фестивалю «Звёзды русского балета» в Японии (1993 год); справа - в Англии с Рудольфом Нуреевым, Эвелин Десютте, Виви Флиндт, Маргаритой Левиной и Андреем Федотовым

 

Снималась в фильмах «Осенние метаморфозы» (1986 год), «Узник замка Иф» (1988 год), «Конёк-Горбунок. Сказка-балет» (1989 год).

С 1998 по 2008 года преподавала в Одесском государственном училище искусств и культуры им. Константина Данькевича. Ученики Елены Барановской являются лауреатами международных конкурсов, работают в Украине и в Европе.

На фото: Кармен («Кармен-сюита»)

  

Ныне – педагог-репетитор и ведущий мастер сцены Одесского Национального академического театра оперы и балета.


Из интервью Елены Барановской и газетных статей:

«Театр – не бытовщина. Для меня это – храм. И в этом храме я – священнослужитель. Когда к делу, которому он служит, артист относится с искренней любовью, у него непременно возникает обратная связь со зрителем…» 
(из интервью газете «Одесский вестник», 5 мая 2011 года)

«– Сколько вы рассчитываете ещё танцевать?
– Пока хватит здоровья и сил…»
(из интервью газете «Одесские известия», 21 ноября 1996 года)

На фото: слева - заметка в газете «Труд» от 25 декабря 1986 года о дебюте на сцене Одесского театра оперы и балета выпускницы Пермского хореографического училища Е. Каменских; в центре - «Сильфида» (ок. 1990 года); справа - «Баядерка» (1989 год)

  

«Она парит в воздухе, как впрочем и положено Сильфиде. Это вызывает восхищение, доставляет огромную радость. И только сама балерина знает, какая за всей этой лёгкостью тяжёлая каждодневная работа…»
(из газеты «Одесский вестник», 1991 год)

«За исполнение партии Кармен в балете «Кармен-сюита» Елена удостоилась похвалы и признания самой Майи Плисецкой».
(из газеты «Аргументы и факты в Украине», №34, 2008 год)

На фото: слева - Елена Каменских исполняет партию Джульетты. Заметка в финской газете; справа - после одного из спектаклей в Норвегии некий художник сделал рисунок Елены Каменских. Набросок был опубликован в местной газете 

 

«В период становления нашей страны Елене предлагали работу во всех лучших театрах мира, она отказалась и работала в Одессе, поддерживая уровень классического танца труппы театра на достойном уровне».
(из газеты «Пресс-курьер», 21 августа 2008 года)

«Яскравий образ видатної жінки, яка здійснила революцію у моді, залишаючись однією з найкращих легенд ХХ століття, наша видатна балерина втілює в танці, як це вміє тільки вона – прозоро, легко, натхненно. Це не перевтілення, це – розповідь про справжню парижанку, справжню жінку, котра прожила довге та яскраве життя, але так і не зазнала сімейних радощів».
(газета «Чорноморські новини» – о балете «Коко Шанель, 1920-й...», 16 августа 2008 года)

На фото: заметки в японской (1993 год) и финской газетах

 


Репертуар Елены Барановской:

Никия и Гамзатти («Баядерка» Людвига Минкуса);
Китри («Дон Кихот» Людвига Минкуса);
Жизель (одноименный балет Адольфа Адана);
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» Петра Чайковского);
Маша («Щелкунчик» Петра Чайковского);
Принцесса Аврора («Спящая красавица» Петра Чайковского);
Кармен («Кармен-сюита» Жоржа Бизе – Родиона Щедрина);
Джульетта («Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева);
Сильфида (одноимённый балет Хермана Левенсхольда);
Вакханка («Вальпургиева ночь» Шарля Гуно);
Сванильда («Коппелия» Лео Делиба);
Татьяна («Евгений Онегин» на музыку Петра Чайковского);
Франческа («Франческа да Римини» на музыку Петра Чайковского);
Смеральдина («Труффальдино. Слуга двух господ» Михаила Чулаки);
Мария («Привал кавалерии» Ивана Армсгеймера);
Пахита (одноимённый балет Людвига Минкуса);
Девушка («Видение розы» на музыку Карла Марии фон Вебера);
Жар-птица (одноимённый балет Игоря Стравинского);
Коко («Коко Шанель, 1920-й...» на музыку Игоря Стравинского);
Анна («Весёлая вдова» на тему оперетты Франца Легара);
Иокаста (фрагмент балета на библейские сюжеты на музыку Вангелиса);
Pas de deux Дианы и Актеона (из балета «Эсмеральда» Цезаря Пуни и Рикардо Дриго);
Партии в одноактных балетах «Шопениана» и «Белое и чёрное» (на музыку Фредерика Шопена) и другие.