ГлавнаяО театреИсторияВторая жизнь Одесского театра. Новое здание.

Вторая жизнь Одесского театра. Новое здание.

В 1873 году, через 64 года после открытия, Городской театр был полностью уничтожен пожаром. «Картина вырвавшегося наружу и бушевавшего на свободе пламени была поистине грандиозной. Колонны катились по площади, как бы в погоне за публикой, пришедшей посмотреть на пожар», – писал автор книги «Старая Одесса» Александр Дерибас. От Городского театра остался только пепел.

Год спустя муниципалитет объявил конкурс на проект нового храма искусств, который соответствовал бы последнему слову театральной техники и стал бы равным лучшим европейским образцам. В результате строительство было поручено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру, которые уже создали театры в Вене, Будапеште и других городах Европы.

Проект Фельнера и Гельмера не был проработан в деталях, и сами зодчие в период строительства в Одессу не приезжали. Поэтому многое пересмотрели и усовершенствовали местные архитекторы Феликс Гонсиоровский, Александр Бернардацци и Юрий Дмитренко.

С момента пожара до закладки первого камня в новый фундамент прошло почти 11 лет. Строительство велось подрядным способом из местных материалов. На работы была потрачена колоссальная по тем временам сумма – 1,5 миллиона рублей. Естественно, такие затраты общество воспринимало неоднозначно, и в газетах зачастую появлялись весьма нелестные статьи с предложениями, куда бы лучше направить эти деньги. Однако театр был сдан в обусловленный контрактом срок – 15 сентября 1887 года. Это было первое в Новороссийском крае здание, оснащенное электричеством и паровым отоплением.

«Одесский театр лучший в мире!», – воскликнул Фердинанд Фельнер, приехав в Одессу по случаю окончания строительства, и вручил городскому голове Григорию Маразли позолоченный ключ от театра. Этот символический ключ был помещен в металлический ящик и замурован у подножия зеркала на лестнице западного портика театра.

Открытие нового театра состоялось 1 октября 1887 года. Оркестр под управлением одесского композитора Григория Лишина исполнил торжественную кантату, а драматическая труппа первого антрепренера обновленного театра И. Черепенникова показала сцену из драмы Александра Пушкина «Борис Годунов» и третий акт комедии Александра Грибоедова «Горе от ума».

До 1919 года театр существовал как частное зрелищное учреждение, управлявшееся антрепренерами. Спустя 4 года после открытия нового здания антрепризу возглавил артист Императорских театров И. Н. Греков. Уже спустя год он решил включить в репертуар русскую оперу, и к постановке начали готовить «Демона» Антона Рубинштейна, а также «Пиковую даму» Петра Чайковского. Чайковский приезжал в Одессу и на репетициях давал советы исполнителям главных партий и дирижеру Н. Б. Эммануэлю.

Также Петр Ильич Чайковский рекомендовал в качестве главного дирижера Иосифа Прибика, который в 1894 году был принят на должность по конкурсу. Он был музыкальным руководителем одесской Оперы в течение сорока трех лет – до 1937 года. В советские годы Иосиф Прибик одним из первых получил звание заслуженного, а затем и народного артиста Украины и звание Героя труда.

С первых лет существования новый театр стал центром общественной и музыкальной жизни Одессы. Как отмечал в книге «60 лет в оперном театре» Николай Боголюбов, «…в театре ставились, чередуясь с русской драмой, итальянские оперные спектакли. И не было в Западной Европе ни одной знаменитой певицы или певца, которые не пели бы в Одесском оперном театре». На сцене театра пели Энрико Карузо, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Саломея Крушельницкая, Антонина Нежданова. Танцевали Анна Павлова, Айседора Дункан, Екатерина Гельцер. Концертировали Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Играли драматические актрисы Сара Бернар и Элеонора Дузе, итальянский трагик Эрнесто Росси. Дирижировали оркестром Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков, Антон Рубинштейн и Эдуард Направник, Антон Аренский, Александр Глазунов и многие другие.

Эпоха расцвета театра пришлась на 1897 – 1900 годы, когда учреждением управлял певец и антрепренер Александр Сибиряков. В Одессе гастролировали Луиза Тетрацини, Маттиа Баттистини, драматическая труппа Николая Соловцова. С 1903 года антрепризой руководила певица Мария Лубковская. В 1905 году она организовала гастроли выдающегося итальянского баритона Титта Руффо. Вместе с ним в ряде спектаклей – «Евгении Онегине», «Демоне» и других – арии исполняли итальянский тенор Джузеппе Ансельми и сопрано из Польши Янина Вайда-Королевич.

Постановщиком и исполнителем танцев в те годы был Фома (Томаш) Нижинский – отец всемирно известного танцовщика Вацлава Нижинского. Он создал балетные номера, в том числе для опер «Кармен» и «Жизнь за царя». В постановках участвовали в основном воспитанники Варшавской хореографической школы. Собственной балетной труппы в театре не было. Попытка ее создания была предпринята в 1910-х годах.

В 1923 году прима-балерина Екатерина Пушкина, выпускница петербургской хореографической школы по классу Ольги Преображенской, и Ремислав Ремиславский организовали хореографические школы, ученики которых вошли в балетную труппу театра.

В том же году руководителем балетного коллектива стал известный балетмейстер Роберт Баланотти. Первой его постановкой стало «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (премьера – 7 декабря 1923 года). Сам Баланотти исполнил партию принца Зигфрида, а Одетту-Одилию танцевала Екатерина Пушкина. За следующие два года зрители увидели спектакли «Конек-Горбунок», «Коппелию» и неординарную трактовку балета «Корсар».

В 1926 году балетную труппу возглавлял Касьян Голейзовский, в последующие годы – балетмейстеры Павел Вирский, Вахтанг Вронский и многие другие известные мастера балетного искусства. На сцене блистали балерины Евгения Кароссо, Екатерина Пушкина, Вера Преснякова, Дора Алидорт.

Второй серьезный пожар произошел в одесском Оперном 15 марта 1925 года после оперы Джакомо Мейербера «Пророк» – из-за неосторожного обращения с огнем. Пожар повредил зал, уничтожил сцену, декорации, костюмы. Пострадала нотная библиотека и занавес, на котором художник Франц Лефлер изобразил сцену из «Руслана и Людмилы». Но уже спустя год в театре возобновились спектакли, сцена получила новое техническое оснащение, были оборудованы два железобетонных занавеса, которые при необходимости отсекают сцену от зрительного зала и служебных помещений. Новый декоративный занавес был выполнен по эскизам известного театрального художника Александра Головина.

После Октябрьской революции одесский театр стал государственным, а в 1926 году получил статус академического. В те годы на сцене блистали бас Александр Пирогов, бас-кантанте Платон Цесевич, драматический тенор Юрий Кипоренко-Даманский, лирико-драматический тенор Иван Алчевский, «украинский Шаляпин» Иван Паторжинский, лирико-драматическое сопрано Мария Литвиненко-Вольгемут и другие.

В репертуар входили «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, «Русалка» Александра Даргомыжского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Пиковая дама» и «Мазепа» Петра Чайковского, «Аида» Джузеппе Верди, «Фауст» Шарля Гуно и «Кармен» Жоржа Бизе.

Наряду с русскими и западноевропейскими операми на сцене театра зазвучали произведения украинских авторов – «Тарас Бульба» и «Наталка-Полтавка» Николая Лысенко, «Запорожец за Дунаем» Семена Гулака-Артемовского. Появились постановки опер на украинские сюжеты, написанные русскими композиторами-классиками – «Сорочинская ярмарка» Модеста Мусоргского, «Мазепа» и «Черевички» Петра Чайковского.

Были поставлены в театре и первые советские оперы – «Тихий Дон» Ивана Дзержинского, «Щорс» Бориса Лятошинского, «Броненосец Потемкин» Олеся Чишко и другие.

В годы Великой Отечественной войны часть творческих работников была эвакуирована в Алма-Ату, большинство же одесских актеров переехали в Красноярск, объединившись с коллективом Днепропетровского театра оперы и балета. Труппы артистов неоднократно выезжали в действующую армию, где дали около 150 концертов.

В 1944 году театр чудом уцелел: фашисты планировали взорвать его при отступлении. Но 10 апреля на балконе здания был вывешен советский флаг – в знак освобождения Одессы от гитлеровских захватчиков. Именно отсюда, от здания театра, прошли победным маршем через весь город советские солдаты, освободившие Одессу.

В послевоенные годы и в последующие десятилетия театр подтвердил свою высокую репутацию. В буклете, который был выпущен к открытию театра после очередной реставрации 1965 – 1967 годов, значились 28 названий оперных и 24 названия балетных спектаклей.

В Одесском оперном рождались новые спектакли, сменялись целые эпохи, проходившие под влиянием выдающихся творческих лидеров. Здесь сформировались и стали известны миру прекрасные музыканты, певцы, танцовщики. Перечисление всех прославленных имен заняло бы не одну страницу. И сегодня в опере и в балете работает целое созвездие зрелых мастеров и талантливой молодежи.

Во время реконструкции театра 1996 – 2007 годов труппа оперного театра давала спектакли на сценических площадках действующих одесских театров, выступала на международных фестивалях в разных странах. Артисты и оркестр театра много гастролировали. В 1993-м и 1995-м годах оркестр выезжал в Италию. В 1994-м на сцене театра Карло Феличе в Генуе состоялась премьера «Орлеанской девы» Петра Ильича Чайковского и оратории Людвига ван Бетховена «Христос на Масличной горе». В 1996-м и 1997-м итальянской публике были представлены оперы «Травиата», «Паяцы», «Сельская честь», «Трубадур», «Тоска», «Мадам Баттерфляй» и «Кармен». В 1996-м году пятнадцать тысяч испанцев за две недели увидели спектакли «Кармен», «Травиата», «Паяцы» и «Сельская честь». Труппа театра гастролировала в Корее («Спящая красавица»), США (с концертной программой балета), Китае («Шопениана» и «Кармен-сюита»), Ливане («Лебединое озеро», «Мадам Баттерфляй», «Аида», «Щелкунчик»), на Кипре («Риголетто», «Мадам Баттерфляй»), в Швейцарии («Мадам Баттерфляй», «Евгений Онегин», «Травиата», «Баядерка», «Спящая красавица», «Тоска», «Жизель»), Арабских Эмиратах («Кармен»), Греции («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»), Великобритании («Севильский цирюльник», «Травиата», «Риголетто», «Мадам Баттерфляй») и в других странах.

В 2007 году, в день открытия после реконструкции, Одесский академический театр оперы и балета был удостоен статуса «Национальный».

На церемонии открытия театра в 1887 году Фердинанд Фельнер произнес слова, которые в наши дни хочется повторить вслед за ним: «Прочно и незыблемо, как утес, стоит это здание назло завистникам и служит олицетворением силы создавшего его города. После дня, проведенного в борьбе за существование, каждый гражданин найдет здесь спокойствие и ясность духа, а вместе с тем и новый стимул ко всему хорошему и благородному».