ГлавнаяПрессаПресса за Январь 2012Опера на большом экране

10 Янв.

Опера на большом экране

Одесский оперный театр подготовил к новогодним праздникам интересную программу. В самом конце года, помимо традиционного «Щелкунчика», труппа порадовала оригинальным «Прощальным концертом», а с 8-го по 12 января здесь прошел Рождественский фестиваль.

Прощальный концерт года — новая традиция одесской оперы, о чем в недавнем интервью «2000» главный дирижер театра Александр Самоилэ. Собственно, рассказывал Александр Григорьевич и о многих других задумках, и приятно отметить, что пока все они воплощаются в жизнь. Так, в конце года состоялись премьеры «Гений и злодейство» (опера Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» плюс произведения героев-композиторов) и «Реквием» Джузеппе Верди.

Сразу после Рождества в опере пели колядки, перемежая тремя версиями «Аве Мария» (Баха, Шуберта и Каччини), затем была «Коронационная месса» Моцарта, концерты молодых солистов балета и оркестра, Гендель, Гайдн, снова Моцарт, Бизе, Чайковский и много другой чудесной музыки.


Василий Навротский и Владислав Горай в образах Сальери и Моцарта

При этом, помимо непосредственно музыкальных задач, которые были успешно решены коллективом (а «Реквием» Верди — вещь показательной сложности), в последних постановках отмечаются интересные режиссерские ходы. На сцене поселился большой экран, и при наличии творческого «киномеханика» он может стать действенным инструментом.

Итак, «киномеханик». Здесь мы подходим к человеку, с которым как раз и связаны свежие идеи в «Гении и злодействе» и «Прощальном концерте». Михаил Херсонский — представитель своего рода новой волны, появление и формирование которой в Одессе в последние годы можно было наблюдать на канале АТВ, молодой режиссер и, кстати, сын замечательного поэта Бориса Херсонского. Михаил снимает короткометражки, телевизионные ролики, , музыкальные клипы, рекламу. Вот, например, относящиеся к теме статьи —

В прошлом году его (а также Анны Артеменко и Валерия Ославского) проект небольшого фильма из жизни врачей успешно прошел конкурс на государственное финансирование.

Помимо этого, г-н Херсонский получил возможность творить и в одесской опере. В спектакле «Гений и злодейство» он помогал с видеоинсталляциями главному режиссеру, которым был один из солистов оперы, народный артист Украины Василий Навротский. Результаты произвели впечатление, и всего через два месяца на «Прощальный концерт» Михаил был привлечен уже в качестве официального режиссера-постановщика.

В этой постановке экран снова в центре внимания. В первом отделении была сама по себе изящная по драматургии «Прощальная симфония» Йозефа Гайдна. В завершающей части этого произведения ряды оркестрантов стремительно редеют, каждый задувает свечу и уходит, пока компанию дирижеру не составляют лишь два скрипача.

Экран с живой трансляцией происходящего стал прекрасным дополнением, получилось, как пишут в заголовках интернет-новостей, +видео. К живому исполнению добавилась еще и картинка, будто на канале Mezzo. Самому оркестру, наверное, тоже было приятно не только покинуть свою обычную яму, но и превратиться из безликой массы в конкретных людей. Это было особенно к месту в произведении с уходящими музыкантами. Уходили они, кстати, достаточно артистично, кто-то изображал телефонный звонок, кто-то протягивал дирижеру руку, в общем, веселее получилось бы только с применением мультцитаты из «Тома и Джерри», но это травмоопасный вариант.

В принципе «Прощальная симфония» Гайдна вполне подходит для завершения концерта, и в программке ей такая роль и предписывалась, но в какой-то момент отделения поменяли местами, и, как показалось, совершенно правильно.

Во втором отделении звучали арии из оперетт «Летучая мышь» и «Веселая вдова», было много веселья, танцев, хлопушек, и такая концовка оставляла более подходящее послевкусие, особенно 30 декабря, когда впереди всех ждала встреча Нового года. Получилось логично: в первом отделении оперный театр простился со старым годом, а во втором — встретил новый. В качестве символа 2012-го можно было воспринимать одного из веселых гостей, которые на протяжении всей второй части разгуливали по сцене, распивая шампанское и взрывая петарды.

Изюминкой опереточной части стал венский вальс, причем сначала пары танцевали на экране, а потом перешагнули и в зал. Все это сопровождалось кадрами с видами оперного театра с балеринами на крыше, а также небольшими зарисовками из закулисья, например, достаточно подробно был показан путь на сцену дирижера Александра Самоилэ.

«Мы сделали не все из того, что собирались, — объяснил «2000» Михаил Херсонский. — Но основную идею действа воплотить удалось — совместить понятный и привычный театралу визуальный ряд, точку зрения из зала, с чем-то предрешенным, записанным ранее, какой-то постановкой нетеатрального характера, которая будет показываться на экране, смешивая происходящее сейчас с предысторией, изнанкой. Тема могла быть любой, мы могли рассказывать, как дворники работают возле театра. Мы решили поднять балерин на крышу — это еще один образ, который мало кто видит, как не то что город, а сам театр выглядит сверху. Очень удачно кое-где снег пошел, кое-где мы ему «помогли», и в целом картинка получилась симпатичной. Показали оперу с другой стороны».


Все три исполнительницы «Аве Мария» и главный дирижер Александр Самоилэ

Картину заложенного в концепцию выворачивания наизнанку театра, собственно, символизировал заранее записанный венский вальс, под который играла живая музыка. Авторы обещают еще больше перевертышей и изнанки, а с их помощью — дополнительного вовлечения зрителя в процесс. «Театрал видит только со своего места, и менять декорации — это всегда предсказуемо, — говорит г-н Херсонский. — Мы создаем, во-первых, такую декорацию, которой он не ждал, а во-вторых, можем в нее закладывать некую рекурсию. Мы можем вдруг показать зрителя, хотя этого и не делали. Зритель, понимая, что перед ним живая декорация, в принципе может ожидать увидеть себя как ее часть».

Конечно, все это не стоит переоценивать, неслучайно сам Михаил Херсонский охарактеризовал свою работу как небольшое хулиганство. Отметив, что таковое всегда полезно при соблюдении меры и наличии вкуса. Что ж, творческое хулиганство — лучший представитель вида.

Помимо красивой реализации концепции, у создателей новогоднего концерта получилось передать праздничную атмосферу. Слушая графа Орловского, зритель по-настоящему мог почувствовать себя одним из гостей его бала. Это говорит о том, что вовлечение удалось. Светящиеся от воодушевления лица артистов (спасибо экрану за улучшенную видимость) говорят о том же. А люди уходили из оперы и уносили с собой то же чувство.

Андрей КРИКУНОВ