ГлавнаяПрессаПресса за Июнь 2012Андрей Крикунов, Мария Безчастная, «2000»: «Поют одесситы, танцует весь мир»

20 Июнь

Андрей Крикунов, Мария Безчастная, «2000»: «Поют одесситы, танцует весь мир»

Среди одесских фестивалей, в частности летних, — пополнение. С 1 по 6 июня в оперном театре прошел первый Международный фестиваль искусств. Масштаб и уровень этого мероприятия позволяют назвать его одним из главных культурных событий лета.

Наиважнейшими из искусств для Одесского оперного театра, разумеется, являются опера и балет, которые и были представлены на фестивале. Между ними получилось относительное равенство — две оперы, два балетных вечера и еще одна танцевальная программа, но с номерами из опер. Репертуар был подобран со вкусом, не меньше радовал и состав участников. В Одессу прибыли такие звезды балета, как легендарный Владимир Васильев, танцующий директор берлинского балета Владимир Малахов и его подчиненные Элиза Карийо Кабрера, Надежда Сайдакова, Яна Саленко, Дину Тамажлакару, Шоко Накамура, Вислав Дудек и Мариан Вальтер, солисты Большого театра Кристина Кретова, Иван Алексеев, Мария Виноградова и Геннадий Янин, Игорь Колб из Мариинского, Анна Поликарпова и Иван Урбан из гамбургского балета Джона Ноймайера, Ноа Гелбер из Франкфурта, Александр Стоянов и Екатерина Кухарь из Национальной оперы Украины.

Оперное искусство легло на плечи одесситов, «действующих» или временно покинувших свой город. Так, в открывающей фестиваль «Аиде» все главные партии пели выпускники Одесской академии Неждановой (академии совсем недавно был присвоен статус национальной): Татьяна Анисимова (Киев), Анна Чубученко (Турция), Владимир Браун (Израиль), а также поющие в Одесской опере Валерий Бендеров и Василий Навроцкий. А завершал фестиваль гала-концерт с названием, говорящим само за себя: «Одесские звезды мировой оперной сцены». Дмитрий Харитонов, Анна Шафажинская, Константин Андреев, Станислав Трифонов, Константин Риттель-Кобылянский в дополнение к уже перечисленным — действительно звезды и настоящий подарок одесским любителям оперного пения.

Губернатор области Эдуард Матвийчук перед открытием фестиваля рассказал журналистам, «как все начиналось»: «Я вызвал теперешнего руководителя оперного театра (Надежду Бабич. — Авт.) и говорю: «Нам необходим оперный фестиваль, кинофестиваль и песенный фестиваль. Давайте начинать работать». Потом появился одессит, который теперь работает в Германии (директор PraBesTime Productions Алексей Бессмертный — Авт.), и идея была подхвачена».

Финансовая тяжесть данной идеи была немаленькой, что подтвердила журналистам и гендиректор оперного Надежда Бабич. А главный балетмейстер театра Юрий Васюченко высказался следующим образом: «Фестиваль нетрудно сделать, трудно найти деньги, чтобы пригласить таких гостей, обеспечить проживание, декорации, костюмы и многое другое». Деньги нашлись, потому что, как отметил г-н Матвийчук, для региона очень важно проведение подобных солидных выставочных мероприятий, которые в том числе привлекают туристов и позволяют растянуть сезон.

Хотя, казалось бы, начало июня — уже вполне сезон, но погода действительно развеивала подобные мысли и вообще несколько подвела организаторов. Больше недели в Одессе шли дожди, иной раз настоящие ливни. И даже за несколько часов до открытия прошел дождик. Это не имело бы никакого значения, если бы в первый день не была запланирована амбициозная постановка — «Аида» Джузеппе Верди под открытым небом, перед главным входом в оперный. К счастью, небесные хляби опорожнились накануне достаточно, и на «Аиду» их попросту не хватило (планом B был перенос оперы в помещение театра). Но бесследно ненастье не прошло. «Это самый печальный и больной момент, — рассказал «2000» режиссер Карло Антонио де Лючия. — Репетиционный процесс замедлился, ведь погода была плохой не только в день премьеры. Еще очень мешали ветер, низкая температура. Но наши рабочие сцены проявили профессионализм, выложились на все сто, и могу сказать, что мы выдержали нагрузку этого спектакля».

Перед премьерой, после торжественных речей, ведущий честно предупредил, что на открытом одесском воздухе опера исполняется впервые и возможны технические накладки. К сожалению, скоро они и начались. В первой же сцене у Радамеса отказал микрофон. Заслуженный артист Украины Валерий Бендеров постарался компенсировать это мощью своего голоса, но задние ряды вряд ли хорошо его слышали. Затем и Амнерис (Анна Чубученко) постигла та же беда. К счастью, ко второй сцене микрофоны удалось наладить.

«Это ошибка, которой не должно было быть, — рассказал де Лючия, — но это тоже опыт, который поможет избежать ее в будущем. Вообще великий дирижер Артуро Тосканини говорил, что на открытом воздухе можно только шары гонять (имеется в виду популярная в Европе игра. — Авт.)».

Впрочем, маленькие огрехи нисколько не испортили общего впечатления. Оно было особенным, как и сама «Аида», как и сочетание солистов, и итальянские постановка и сценография (Алессандра Полимено), и само расположение не в театре, а за его пределами. Глядя на плотные ряды случайных прохожих (или неслучайных, а просто решивших обойтись без билетов), облепивших огороженное пространство по периметру, подумалось, что высокому искусству иногда очень полезно выходить из своего помещения и обрушиваться на празднопрогуливающуюся по центральным улицам публику. Конечно, наших людей всегда привлекает возможность бесплатного просмотра зрелища. Некоторые оперные ценители из-за забора даже активно призывали «внутренних», то есть заплативших за билеты, не загораживать им сцену. Раздавались обвинения в дискриминации.

«Думаю, наш народ пойдет не только на бесплатное зрелище, — прокомментировал данный момент г-н Васюченко. — Если это высокое качество, тогда не стыдно брать и большие деньги. Когда приезжают звезды колоссальной величины, цены на билеты совершенно другие и залы полные. Бывает, правда, что гастролеров не очень высокого уровня выдают за артистов другой категории, но это, слава Богу, не про наш театр. А вообще постановка «Аиды» на такой огромной площадке доказывает, что наш театр в состоянии выдержать любые оперы. На премьере было очень много одесситов, и они счастливы, что наконец в городе происходит что-то такое, чего раньше не было. Одесситы очень любят свой театр, только не все в нем бывают. Но если их спросить, скажут, что лучше театра в мире просто нет».

«Мне нравится ваша публика, — говорит Карло Антонио де Лючия, который недавно уже ставил в Южной Пальмире «Бал-Маскарад», — она теплая, люди приходят в театр без особых предрассудков, они расположены к развлечению. Бывает публика, которая приходит, чтобы осудить. Артист это сразу чувствует. Когда люди пришли развлечься, ты развлекаешься вместе с ними».

Спеть Аиду в этой постановке могла американка Адина Аарон, о такой вероятности «2000» рассказывал главный дирижер Александр Самоилэ. Темнокожую певицу из Нью-Йорка привлечь не удалось, а солистка Национальной оперы Украины Татьяна Анисимова вышла без того грима, который мы привыкли видеть в советских фильмах (например, на Отелло или на Ларисе Долиной в «Мы из джаза»). Де Лючия объяснил этот момент: «У меня был опыт работы в Эфиопии, люди там чуть более загорелые, чем европейцы. Вообще мне больше нравится не историчность, не жесткая правда, а театральность. У нас не National Geographic. Камера берет лицо очень крупно, и будет очевидна неестественность, если европейская женщина покрашена в черный цвет. Это будет смешно, а в серьезной драматической опере важно не создавать комизм».

После «Аиды» в театре начал царствовать балет. 2 июня состоялся вечер Dancing voice, в котором были задействованы берлинская прима (и киевлянка) Яна Саленко и остающийся в Киеве Александр Стоянов, а также блестящий дуэт Шоко Накамура и Вислав Дудек. Шоко и Вислав признались, что для них дебютом будет не только «Танец часов» из оперы «Джоконда» Амилькаре Понкьелли, но и танец из оперы как таковой: обычно они танцуют только балеты. Премьерой для Стоянова стала «Вальпургиева ночь» из «Фауста» Шарля Гуно: «У нас в Киеве она не идет, спектакль очень интересный, нахожусь в приподнятом настроении перед его исполнением». Ну а Яна Саленко последний раз была в Одессе 15 лет назад и отметила, как преобразился оперный театр после реконструкции. Кстати, он понравился и Дудеку. «Мы первый раз в Одессе и Украине, — сказал польский танцор. — Шикарный театр, мы такого в жизни еще не видели. Сцена большая, будет приятно танцевать».

Художественный руководитель программы Юрий Васюченко рассказал, по какому принципу подбирались номера: «Мы подготовили танцы, поставленные специально для опер: «Танец часов», «Триумф» из «Аиды», «Вальпургиева ночь» и «Половецкие пляски» из «Князя Игоря». Почему они? Наверное, они в наибольшей степени отражают свои оперы, которые идут уже более ста лет. И хотя многие балетмейстеры вносят изменения, отдаваясь желанию сделать еще лучше, мне кажется, что превзойти старинную хореографию, в частности Касьяна Голейзовского в «Князе Игоре», невозможно».

Все четыре номера вечера были великолепны. Воздушный «Танец часов» с Дудеком и Накамурой (которую хореограф Берлинского балета Музаффар Бурханов описал поэтично: «балерина, от которой я просто умираю»), повторенный, так сказать, на бис «Триумф» из «Аиды» с одесситами Еленой Кондратьевой и Николаем Вориводиным, «Вальпургиева ночь» с блестящей Яной Саленко, ну и пляски половцев (Богдан Чабанюк, Денис Васильев, Анастасия Банникова и Мария Рязанцева). Хотя звезды балета выделялись и к ним, естественно, было приковано повышенное внимание, этим вечером высокое мастерство показали абсолютно все, кто выходил на сцену. Конечно, и одесских танцоров мотивировало внедрение солистов из других театров.

«Фестиваль для артистов — это как конкурс, — объяснил Александр Стоянов. — Очень полезный опыт, позволяющий посмотреть, к чему можно стремиться, или, наоборот, поднять самооценку. Для зрителей же это тоже очень интересно, когда на одной сцене встречаются разные школы танцев: берлинская, русская, украинская, польская, японская».

Надо сказать, что берлинская школа в театре Бурханова и Малахова — она же и есть русская. Правда, как отметил Музаффар, «сейчас все смешалось, русское зерно забрали и рассосали по миру так, что и нет уже какой-то определенной школы». Затем он прибавил, что русская школа все же еще отличается тем, что «сохранила классическую основу, с помощью которой можно танцевать все что угодно».

Могущество, блеск, классическая основа и «все что угодно» русской балетной школы были обрушены на зрителя 4 и 5 июня в ходе бенефиса Владимира Васильева «И жизнь, и сцена, и судьба» и гала-концерта «Звезды мирового балета». Здесь уже всякие слова бессмысленны, танцевали великолепные мастера, которых просто нужно видеть, если выпадает такая возможность. Например, уроженца Кривого Рога Владимира Малахова, которому уже 44 года, но бросать сцену он не собирается (хотя и отошел от классического репертуара).

Когда еще можно будет увидеть в наших краях Яну Саленко, получить точный ответ не удалось. «Вы знаете, приглашений у меня очень много и финансовый вопрос не стоит на первом месте, у меня все есть, — сказала Яна. Если зовут на Украину — я с радостью приезжаю. Конечно, многое зависит от того, кто первый пригласит. Думаю, что скоро приеду в Киев. Мы хорошие друзья с Денисом Матвиенко (художественный руководитель балетной труппы Национальной оперы Украины. — Прим.), надеюсь, будет шанс еще раз приехать домой».

Международный фестиваль искусств, как и ожидалось, стал мощной дозой этих самых искусств, и за это всем организаторам, снизу доверху, хочется сказать спасибо. Приятно также отметить, что все интересные мероприятия, о которых в интервью «2000» прошлой осенью рассказывал дирижер театра Александр Самоилэ, удалось реализовать. И «Реквием», и Рождественский фестиваль, и «Дон Джованни» с оригинальной режиссурой Юрия Александрова. Все это явное свидетельство возрождения Одесского оперного театра и уж точно — продуктивной работы на протяжении сезона.

Андрей Крикунов, Мария Безчастная, еженедельник «2000»