ГлавнаяПрессаПресса за Июнь 2012Александр Курмачёв, Belcanto.ru: «О вечном и сиюминутном»

25 Июнь

Александр Курмачёв, Belcanto.ru: «О вечном и сиюминутном»

Гимном непреходящей ценности классического наследия прозвучал в южной столице Украины Первый международный фестиваль искусств. Удивительно, что идея летнего музыкально-театрального форума оказалась реализованной здесь только теперь, тогда как сам город, его радушная атмосфера, климатические условия и культурный потенциал словно созданы для проведения столь знакового мероприятия. Практически все гости фестиваля, с которыми мне довелось пообщаться за эту короткую неделю, совершенно искренне делились чувством неподдельного восторга, которым окрыляет Одесса каждого, кто прикасается к её уникальной энергетике, исполненной жизнерадостного скепсиса, и уцелевшим и вновь обретенным историко-архитектурным ценностям, главной из которых, безусловно, является Одесский национальный академический театр оперы и балета, коллектив которого взвалил на свои плечи невероятно тяжёлую культурно-историческую миссию. Не секрет, что долгие годы реконструкции главного архитектурного символа Одессы, когда творческие коллективы театра находились в буквально подвешенном состоянии без крыши над головой, не могли не затронуть общего художественного уровня труппы, но то, что происходит с театром в наши дни, нельзя охарактеризовать иначе, как стремительное возрождение, и прошедший фестиваль искусств — ярчайшее тому подтверждение.

В первую очередь, поражает уровень оркестра, который относительно недавно возглавил Александр Григорьевич Самоилэ. От досадных технических накладок в настройке звукового баланса, которыми сопровождалось грандиозное открытие фестиваля на площади перед театром, к сожалению, больше пострадали солисты, которым не удалось донести до основной части публики своё вокальное мастерство, но не оркестр, благодаря стройности и собранности которого сбои звукоусиления в итоге не смогли испортить общего впечатления от оперы Дж. Верди «Аида». Неслучайно именно новой постановкой этого вердиевского шедевра театр начал уникальный по насыщенности фестивальный марафон, в самой идее которого ощущалась хорошо продуманная, но от этого не менее рискованная художественно-маркетинговая дерзость. С одной стороны, «Аида» — вневременной шлягер, дающий возможность продемонстрировать уровень абсолютно всех творческих ресурсов труппы. С другой стороны, — проведение полноценного спектакля на открытом воздухе вписывало его не только в городскую архитектуру, но и в городскую историю как событие для людей, многие из которых даже ни разу не были в самом театре и для которых такой формат оперного представления — единственная возможность прикоснуться к живому классическому искусству. И, наконец, именно «Аида» — излюбленное произведение таких серьёзных фестивалей, проводимых под открытым небом, как Фестиваль Израильской Оперы в Масаде и Брегенцский фестиваль в Австрии. Однако, больше всего меня поразила востребованность такого формата мероприятия среди самих горожан: многие, несмотря на пронизывающий ветер (а погода стала для организаторов дополнительным серьёзным испытанием, так и не позволив провести ни одной полноценной репетиции перед премьерой), слушали оперу стоя и не расходились, даже после третьего антракта.

И их можно было понять: зрелищность постановки итальянского режиссёра Карло Антонио де Лючия, даже при качестве звука, оставляющем желать лучшего, поражала фундаментальностью размаха, чёткой проговоренностью драматургии и завораживающим световым сопровождением. Если говорить о музыкальной стороне представления, то, кроме оркестра, особого внимания заслуживал хор. Позже, во время концерта «Танцующий голос» я смог ещё раз убедиться, что хор Одесской оперы — коллектив феноменальной слаженности и музыкальной чуткости, владеющий сложнейшими техническими навыками, которые дают возможность передать тончайшие нюансы эмоциональной палитры исполняемого произведения на уровне таких именитых хоровых коллективов, как хоры Венской оперы и «Метрополитен», Большого и Мариинского театров. Из всех своих ресурсов, продемонстрированных Одесским театром за дни фестиваля, хор и оркестр заслуживают, пожалуй, наивысших оценок, даже при том, что к оркестрам всегда предъявляются намного более жёсткие требования. Хоть и не такие строгие, как к солистам. В премьерном ансамбле «Аиды» наряду с такими выдающимися голосами, как яркое универсальное сопрано Татьяны Анисимовой, выступившей в партии Аиды, и мощное, округлое меццо Анны Чубученко, блестяще исполнившей партию Амнерис, невероятно экспрессивно прозвучал солист Одесской оперы Валерий Бендеров, своим многокрасочным драматическим тембром озвучивший одну из сложнейших теноровых партий вердиевского репертуара.

И даже на этом фоне, задающем высокую планку, весьма достойно показал себя одесский балет: неслучайно драгоценный по своей редкости творческий вечер легендарного Владимира Васильева, украсивший балетную афишу фестиваля, завершали именно солисты Одесского театра оперы и балета Терада Мидори и Окава Койа, продемонстрировавшие поистине недосягаемый даже для многих зарубежных гостей-танцоров уровень академической строгости и пластической чуткости к языку классического балета. Конечно, уровень балетной труппы определяется не только солистами, но и кордебалетом, но, несмотря на то, что в этом направлении главному балетмейстеру театра Юрию Васюченко ещё предстоит серьёзная работа, уже в пластической композиции, поставленной им для той же «Аиды», использование египетских фресок как основного графического абриса танцевальных движений придало стройности мужской группе кордебалета и подчеркнуло добротную выучку женской части труппы.

Кроме полноформатной постановки оперы Верди и сокровенного автобиографического монолога-бенефиса Владимира Васильева, в программу фестиваля вошли два вечера балета и заключительный оперный гала-концерт, во время которых у одесситов и гостей города была возможность познакомиться с искусством артистов, выступающих на главных сценических площадках России, Белоруссии, Германии, Турции, Испании, Италии, Израиля, США, Франции, Великобритании и многих других стран. Большинство артистов, принявших участие в фестивале, имеют украинские, а некоторые даже одесские корни, но на сцене роскошного оперного театра выступали впервые. Это своеобразное символическое восстановление справедливости, когда всемирно известные звёзды оперы и балета, выросшие или получившие образование на Украине, возвращают своё мастерство, свой талант, своё искусство жителям Одессы в стенах одного из самых величественных театральных зданий мира. Это возвращение было бы немыслимо за рамками состоявшегося фестиваля, проходившего, несмотря на все сложности, в атмосфере ностальгической теплоты и дружеской задушевности. И в этой связи глубоко национальное значение прошедшего в Одессе творческого форума переоценить невозможно.

Наблюдая за напряженной работой, которая велась внутри театра — и репетиции, и подготовка пресс-релизов, и качество общения с прессой, — я невольно сравнивал масштаб и уровень новорожденного Одесского фестиваля с его более именитыми летними собратьями в Зальцбурге, Брегенце, Мюнхене, Байройте, и понимал, насколько смелым было решение дирекции театра выступить со столь рискованной инициативой в городе кинофестивалей, «моторокерслётов» и набивших оскомину юморин. Начинать с нуля не только тяжело, но и безумно страшно. И то, с каким достоинством коллектив Одесского национального театра оперы и балета преодолел этот парализующий волю страх и на каком уровне представил свои творческие ресурсы и одесситам, и иностранным гостям, может вызывать лишь чувства глубочайшего уважения и восхищения.

Безумно жаль, что финансовые возможности города не позволяют сделать это событие ежегодным, тогда как перспективы, в том числе и по самоокупаемости, у такого мероприятия, как показывает мировая практика, самые что ни на есть многообещающие. С другой стороны, обидно сталкиваться с несправедливым скепсисом горожан, с которыми мне довелось пообщаться во время своего пребывания в Одессе: далёкие от самого театра и царящего в нём обновления, они почему-то предпочитают черпать свои впечатления не из посещения спектаклей, цены билетов на которые поражают своей доступностью, а из дилетантских в массе своей, но крайне агрессивных материалов ангажированной прессы. Но даже на этом фоне материально-имиджевых сложностей, с которыми столкнулись организаторы столь важного для города и всей украинской культуры мероприятия, мне как стороннему наблюдателю совершенно очевидно, что Одесский фестиваль искусств уже сейчас стал не только вехой возрождения одного из самых сильных европейских музыкально-драматических коллективов, но и зарождением целой культурно-исторической традиции, способной занять достойное место в ряду важнейших летних форумов классического искусства мирового значения. Но для того, чтобы этот почин получил достойное продолжение, мало ему просто не мешать. Нужна всемерная поддержка этому начинанию на самом высоком уровне. Поддержка информационная, финансовая и политическая. Возможно, именно Одесский национальный академический театр оперы и балета с его ярчайшим потенциалом и творческими инициативами нуждается сейчас в этом как никакой другой, так как именно здесь в сиюминутных заботах и проблемах бесконечно сложного театрального процесса коллектив театра целую неделю дарил возможность своим гостям прикасаться к многогранной вечности мирового музыкального искусства. 

Александр Курмачёв, Belcanto.ru