ГлавнаяПрессаПресса за Октябрь 2012Думская.net: «Театральный интернационал: в балетной труппе одесской Оперы — четыре японца, а китаец Цзяньхуй поет в хоре»

24 Окт.

Думская.net: «Театральный интернационал: в балетной труппе одесской Оперы — четыре японца, а китаец Цзяньхуй поет в хоре»

Одесский национальный академический театр оперы и балета постепенно интернационализируется, — кроме наших соотечественников и людей из страны бывшего СССР, там творит все больше выходцев из дальнего зарубежья. В основном это представители азиатских государств, которые отбирают у старушки Европы планетарное лидерство в сфере культуры.

Первым иностранцем, блеснувшим на одесской сцене в составе местной труппы, был гражданин Поднебесной Чжу Лу. Увы, китайский бас продержался тут недолго: окончив консерваторию, он вернулся домой. Говорят, певца не удовлетворил уровень зарплат. Другой китаец — тенор Би Бо — служил музам в Оперном целый год, после чего тоже уволился: «Я бы, может, и остался, но на те 1000 грн, что предлагают ваши театры, прожить, увы, нельзя. В Китае, где мне предложили место в строящемся оперном театре, я буду получать 10 тысяч долларов!» — рассказал певец журналистам. После ухода Чжу Лу и Би Бо в нашей Опере остался только один китаец — хорист Хе Цзяньхуй.

Зато здесь выступают аж четыре японца, что вдвойне удивительно, если учесть, что, по данным последней переписи, на всю страну уроженцев Страны Восходящего Солнца — 44 человека, из которых только семеро проживают в Одесской области. Иными словами, в Оперном трудоустроено 10% японского населения Украины!

Все японцы Оперного входят в состав балетной труппы. Опытные Тэрада Мидори и Окава Коя – прима и премьер, то есть относятся к театральной элите. Их соотечественницы Мана Кувабара и Кейко Хасегава занимают не столь высокое положение в артистической иерархии. «Думская» познакомилась с японскими звездами главного одесского театра.

Тэрада Мидори и Окава Коя трудятся на сцене Оперного вот уже два года. На двоих у этих миниатюрных артистов высшей категории – всего 85 кг, что только приветствуется в балетном искусстве. А вот небольшой рост, говорит главный балетмейстер театра, заслуженный артист России Юрий Васюченко, — проблема, поскольку в балете партнеров подбирают в том числе по этому признаку. Подавляющее большинство танцоров нашей Оперы намного выше японцев, так что они могут выступать только в паре друг с другом. Впрочем, заокеанских артистов это не особо напрягает – ведь они не только коллеги, но и влюбленные! В будущем ребята хотят пожениться, но пока на первом месте у них – балет.

Кои родился в городе Аомори на севере острова Хонсю. Мидори – из Осаки. Познакомились танцоры только в Москве, где учились в хореографической академии. На их родине балетное искусство слабо развито и не пользуется особой популярностью у зрителей, посему особых перспектив в плане трудоустройства на островах нет.

«Я учился балету с трех лет, а Мидори – с пяти, — рассказывает Коя. — Каждый день мы ходили на уроки после школы, так что у нас никогда не было свободного времени. А когда выяснилось, что в Японии никакой карьеры не будет, мы отправились в Москву. В Одессу же нас забрал Юрий Васюченко».

Свободного времени у двадцатилетних звезд нет и сейчас. С истинно японским трудолюбием они занимаются в балетном зале по 8-10 часов в день, после чего идут домой, где продолжают отрабатывать па и делать растяжки. Танцоры утверждают – такая жизнь их полностью устраивает.

«Будь наша воля, мы бы и 12 часов в театре проводили. Нам неинтересно ходить по барам и дискотекам, да и вредных привычек у нас нет», — улыбается Коя.

Иногда они посещают местные японские рестораны, где, по словам заморских солистов, все-таки можно отведать настоящей национальной кухни. Дома стряпают разное. Кои любит отбивные и салаты, а Мидори остается патриотом и периодически приглашает друзей-одесситов на мастер-классы по приготовлению суши.

Буддисты по вероисповеданию, молодые танцоры радуют наставников безграничной преданностью любимому делу и уважением к взрослым. Юрий Васнюченко утверждает, что Коя и Мидори – единственные его воспитанники, которым ничего не нужно повторять дважды: «Они очень прилежные и трудолюбивые люди. Наши же частенько ленятся», — нахваливает балетмейстер подопечных. Словом, в театре в ребятах души не чают.

Живут одесские японцы в съемных квартирах, благо, зарплата позволяет — они получают по 8,5 тысяч гривен. Планов вернуться на родину балерина и ее партнер не вынашивают: «Там просто негде танцевать, да и устроиться в японский театр практически невозможно – уж очень большая конкуренция. Причем платят почему-то только мальчикам. Так что, домой мы ездим в отпускной период», — говорит Мидори.

Когда в марте прошлого года Японию поразило сильнейшее землетрясение, наши герои были в Москве. На вопрос, не переживали ли они за родных, танцоры пожимают плечами. «Да это у нас тут панику поднимали, а сами японцы отнеслись к катастрофе философски и не жаловались, а занимались делом», — поясняет Юрий Валентинович.

В копилке ребят – множество медалей и побед на различных конкурсах. Недавно танцоры получили в Перми специальный приз имени легенд Большого театра Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, причем они стали чуть ли не самыми юными лауреатами награды. Васильев назвал японцев яркими представителями русской советской школы.

Оценить хореографическое мастерство Окава Коя и Тэрада Мидори можно будет на премьере балета Людвига Минкуса «Дон Кихот», которая пройдет в Оперном 17 ноября. Артисты исполнят главные роли Китри и Базиля.

К слову, мечта Коя – танцевать в «Лебедином озере», а Мидори бредит ролью Жизель в одноименном балете.

Надежда Маркевич, Думская.net