ГлавнаяПрессаПресса за Октябрь 2012«Вечерняя Одесса»: «В стенах, овеянных легендой...»

25 Окт.

«Вечерняя Одесса»: «В стенах, овеянных легендой...»

Такие стены, безуcловно, заслуживают быть музейными, хотя речь — о живом организме: театре. Посему 2 октября Одесский национальный академический театр оперы и балета заявил о рождении собственного музея, экспозицию которого наш музыкальный город собрал, что называется, всем миром.

Небольшая, но емкая музейная коллекция будет динамичной, она призвана постепенно заполнять еще имеющиеся белые пятна в истории славного городского театра, подчеркнула на открытии музея помощник генерального директора по связям с общественностью Лала Алескерова.

Представленные в музее экспонаты взяты на учет. «Приносите новые! — обратилась к горожанам генеральный директор театра Надежда Бабич. — Разделите с нами радость познания».

...С порога бросаются в глаза исторические костюмы на манекенах. Это — подарок театральному музею от Одесского театрально-художественного училища (директор — Анна Степанова). Безупречно выполнен, филигранно отделан, к примеру, костюм эпохи Ренессанса — платье Елизаветы Великой Английской с «жерновом» воротника тонкого кружева: работа из мастерской педагога Анны Лагуновой. А изысканный женский наряд со шляпкой-раструбом по моде 1850-х годов, исполненный в мастерской лауреата конкурса «Вечерней Одессы» «Люди дела» Любови Егоровой! Думаю, будь у музея больше площадей, училище охотно подарило бы ему большую коллекцию: Любовь Егорова мечтает о музее театрального костюма, куда можно было бы поместить уникальные студенческие работы.

Представлены тут и костюмы к оперным спектаклям, сшитые в мастерских театра. Предметы театрального реквизита, фотографии, книги, нотные листы в витринах, афиши и программки, личные вещи артистов...

ВОТ ОНА, живая легенда Городского театра, уже второго, выстроенного Ф. Фельнером и Г. Гельмером на месте пожарища: 1896—1897 — Саломея Крушельницкая, бывшая тогда примадонной итальянской труппы; дирижеры и композиторы: П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. М. Скрябин, А. К. Глазунов, Э. Ф. Направник, Р. М. Глиэр, И. В. Прибик, занявший место за дирижерским пультом по рекомендации Чайковского в 1894г. и работавший здесь до 1937 г.; Н. Д. Покровский.

На этой сцене выступали как гастролеры балетная прима Т. Карсавина, великие певцы Ф. Шаляпин, Л. Собинов, М. Баттистини, Т. Руффо, Д. Ансельми, Э. Карузо, С. Лемешев, А. Нежданова, И. Алчевский; легендарная балерина А. Дункан, великая Г. Уланова и живая легенда М. Плисецкая.

На этих же подмостках шли драматические спектакли с участием М. Кропивницкого, И. Карпенко-Карого, П. Саксаганского, М. Садовского, М. Заньковецкой; МХТ К. Станиславского и В. Немировича-Данченко; театра В. Мейерхольда и театра А. Таирова; театра «Березиль» Л. Курбаса.

Здесь играли концерты Р. Нейгауз, Д. Ойстрах, С. Прокофьев; здесь в оркестре начинался творческий путь С. Рихтера...

Вряд ли перечислишь здесь все имена — на то теперь есть сайт театра. Мы же назовем тех, чьим разысканиям и чьим навыкам профессионалов-музейщиков обязана своим возникновением новая музейная экспозиция. Руководителем проекта выступила научный сотрудник Одесского литературного музея Анна Полторацкая. Над реализацией проекта трудилась рабочая группа во главе с директором Литературного музея Татьяной Липтугой: Т. Заярная, Л. Хивренко, М. Кислова, М. Кнеллер, Ю. Нетрусов, Е. Бакурова. Дизайн разработал заслуженный художник Украины Станислав Зайцев. Свой вклад внесли Историко-краеведческий музей в лице директора Веры Солодовой и главного хранителя Ирины Озерянской, Государственный архив Одесской области и заместитель его директора по научной работе Лилия Белоусова; Одесская национальная научная библиотека им. М. Горького.

В экспозицию вошли предметы из коллекций Ирины Кузнецовой, Ирины Барановой-Дейкун, Михаила Познера; материалы историографа Одесского оперного театра и лауреата нашего конкурса «Люди дела» Валентина Максименко, выступившего научным консультантом проекта; Татьяны Щуровой (научный консультант проекта), Ольги Барковской, Зои Боровковской, Лидии Восковской. Немалой была помощь со стороны сотрудников театра Семена Когана, Виктора Каретникова, Валерия Косаренко, Галины Чебышевой, Оксаны Чабаненко, Анны Кухановской.

Всем, кто принял активное участие в создании театрального музея, на церемонии его открытия были вручены благодарственные грамоты.

В ЭТОТ ЖЕ день состоялось первое заседание Клуба друзей театра. Такие клубы — мировая практика сегодняшнего дня. «Это возможность советоваться с образованным зрителем, — считает дирекция Оперы, — живая обратная связь. Нам не нужны комплименты, мы хотели бы в узком кругу выслушивать то, что, возможно, по этическим соображениям журналист не скажет «в рупор». Пусть это также будут творческие встречи и дискуссии с дирижерами, режиссерами, артистами. Клуб — это «внешний фронт» с конструктивной критикой. Словом, перефразируя поэта: зрителя, советчика, врача! На лестнице колючей разговора!».

Генеральный директор Надежда Бабич поделилась планами. Утверждена Министерством культуры перспективная программа развития репертуара до 2017 года. В ближайшем будущем нас ждут балеты «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Жар-птица» и «Весна священная» И. Стравинского, опера П. Чайковского «Пиковая дама» и спектакль для детей «Волшебник Изумрудного города», о котором прошли переговоры с киевским режиссером Оксаной Тараненко.

Валентина Левчук. Фото Олега Владимирского
«Вечерняя Одесса»