ГлавнаяПрессаПресса за Октябрь 2012«Комсомольская правда в Украине»: «Одесской опере 125 лет: пять малоизвестных фактов о театре»

26 Окт.

«Комсомольская правда в Украине»: «Одесской опере 125 лет: пять малоизвестных фактов о театре»

125 лет назад Одесский оперный театр открылся в новом, нынешнем здании. Изначально он был сооружен по инициативе градоначальника герцога Дюка де Ришелье и построен по проекту петербургского архитектора Тома де Томона. Храм искусства открыли 10 февраля 1810 года. Белоснежное строение наподобие античного храма вмещало до 800 человек. Спустя 64 года городской театр, как прежде его называли, полностью уничтожил пожар. Строительство нового здания было поручено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру, которые уже строили храмы Мельпомены в Вене, Будапеште, Дрездене и других городах Европы. В результате за рекордное время – через три года – в Одессе выросло чудо зодчества. Образцом для Одесской оперы послужил возведенный четырьмя годами ранее дрезденский театр архитектора Готфрида Земпера с нетрадиционной формой фойе, повторявшей изгиб зрительного зала.

Любопытно, что венские архитекторы во время строительства театра в Южную Пальмиру даже не приезжали, лишь передали строителям нужные бумаги. И уже прибывший на открытие Фельнер воскликнул, что этот театр "лучший в мире"! По сей день наш Оперный находится в пятерке красивейших театров мира, а недавно журнал Forbes включил его в перечень 11 наиболее интересных достопримечательностей Восточной Европы.

1. Сгорел через два дня после перестройки
Император Александр I в 1805 году выдал на постройку первого здания 20 тыс. рублей. По тем временам это была неслыханная сумма, к тому же ни один провинциальный город Российской империи не имел своего театра. Такие культурные очаги были только в Санкт-Петербурге и Москве.

С тех пор в Оперном производились неоднократные перестройки, последняя переделка здания завершилась 31 декабря 1872 года, а в ночь на 2 января 1873 года театр полностью сгорел из-за газового рожка, освещающего часы в ночное время. С момента пожара до закладки первого камня в новый фундамент прошло почти 11 лет, кстати, именно столько же времени понадобилось на последнюю реставрацию. На постройку театра в 1884 году выделили сумму в 1,5 миллиона рублей. Далеко не все одесситы были в восторге от таких вложений. В прессе появлялись статьи с предложениями иным образом потратить деньги. Но когда театр был готов, критиканы приутихли – до того было восхитительно новое здание в стиле венского барокко.

2. Первая ЦЭС
Зал первого театра освещался пятисвечовыми канделябрами, прикрепленными к наружным стенкам лож. Сцена освещалась большими лампадами с маслом, а в галерее освещения не было вовсе. Заново выстроенный новый театр принципиально отличался от предыдущего в первую очередь тем, что его оснастили электричеством и паровым отоплением.

– Освещение театра было устроено по последнему слову науки, – вспоминает автор книги об истории Одесской оперы "Возрождаем театр-сказку" Игорь Волощук. – Первоначально думали осветить здание газом, но потом выяснились преимущества электричества.
ЦЭС расположилась на нынешней Старопортофранковской улице. Так с сооружением театра в Одессе решилась судьба применения электричества в России. В 1889 году станция переменного тока по образцу нашей была открыта и в Царском Селе. Позже австрийский бургомистр обратился к одесскому градоначальнику с просьбой предоставить данные о работе ЦЭС, так как уже в 1990 году подобная электростанция строилась в Вене.

Сегодня в театре действуют кондиционеры, автоматический режиссерский пульт, электронный регулятор освещения, компьютерное управление движением сцены и сложнейшая система противопожарного обеспечения.

3. Театр спасла балерина
Архитекторы Фельнер и Гельмер спроектировали 47 театров по всей Европе. В этом длинном списке одесский стал 13-м. Некоторые считают, что несчастливое число влияет на судьбу здания, ведь пожар 1873-го не был единственным. Второй раз огонь охватил здание в 1925 году после оперы Джакомо Мейербера "Пророк". Пожар повредил зал, уничтожил сцену, декорации и костюмы. Пострадала нотная библиотека и занавес, на котором художник Франсуа Лефлер изобразил сцену из "Руслана и Людмилы". Затем здание могли взорвать во время Великой Отечественной войны. Как рассказывают старожилы театра, немецкий офицер, командовавший операцией, отчаянно влюбился в приму-балерину, уговаривающую его не трогать храм искусств. В итоге все обошлось.

Кроме огня театр преследовали грунтовые воды и оползни. В 1955-1956 годах под основание закачали 6 млн. литров жидкого стекла, а здание полностью отреставрировали. Правительством было потрачено 4 млн. рублей и 9 килограмм чистого сусального золота. Но со временем архитектурное чудо продолжало разрушаться. С 1996 по 2007 годы театр капитально реставрировали, фундамент укрепили с помощью 1800 свай, которые под землей упираются в твердую каменную породу.

4. Лира с бриллиантом для Чайковского
В разные годы на подмостках выступали знаменитые оперные певцы, труппы императорских и королевских театров, пели Энрико Карузо и Федор Шаляпин, танцевали Анна Павлова и Айседора Дункан, концертировали Сергей Рахманинов и Александр Скрябин, играли Сара Бернар и Элеонора Дузе, дирижировали оркестром Николай Римский-Корсаков и Петр Чайковский. Именно последний оказал особое влияние на вкусы одесситов. После окончания концерта Петра Ильича буквально выносили со сцены на руках. Оркестранты преподнесли ему лавровый венок, а члены музыкального общества – дирижерскую палочку из черного дерева с золотой рукояткой и лирой с бриллиантом. Достоверно известно, как маэстро в письме к своему младшему брату писал об одесском гостеприимстве: "Никогда мне так не приходилось уставать от дирижирования, как в Одессе. Но зато никогда и нигде меня не возносили, не фетировали, как здесь. Если б хоть десятой доли того, что было в Одессе, я мог бы удостоиться в столицах!".

5. Призрак оперы
С театром связано немало легенд. Говорят, однажды на гастролях итальянский артист во время представления прямо на сцене зарезал свою партнершу. После этого заговорили о приведениях в театре, мол, в ночном полумраке можно услышать громкий мужской хохот. А еще якобы иногда в Оперный "приходит" призрак Мишки Япончика: известно, что легендарному бандиту нравилось оперное искусство.
Еще одна "байка" гласит, что если три минуты постоять у 6-метрового зеркала, к которому ведет английская лестница, то непременно человек не будет стареть три года.

Елана Вишневская, «Комсомольская правда в Украине»