ГлавнаяПрессаПресса за Ноябрь 2012«Одесский вестник»: «Бархатный бас Одесской оперы»

1 Нояб.

«Одесский вестник»: «Бархатный бас Одесской оперы»

Его глубокий бархатный голос вплетается в величавую архитектуру Одесской оперы. Театра, в котором народный артист Украины Анатолий Бойко поет уже сорок лет. Самого красивого, самого дорогого, самого звучащего – убеждён замечательный вокалист, сочный, насыщенный множеством оттенков, завораживающий бас которого слышен в любом уголке зрительного зала, в нарядных ложах и на галерке.

 

– Голос, который дал мне Бог, я посылаю людям, и он возвращается ко мне таким же, – расшифровывает профессиональный термин «звучащий» Анатолий Иванович. – Поэтому я получаю ни с чем не сравнимое удовольствие, когда пою на сцене Одесского оперного.

Родному театру певец верен на протяжении всей своей долгой творческой жизни, хотя талантливому вокалисту довелось выступать на оперных и концертных сценах множества стран. Впервые в нашем городе его голос прозвучал под сводами еще одной жемчужины Одессы – Пассажа. Тогда юному Анатолию захотелось испытать на «звучность» роскошный павильон архитектурного шедевра – и под старинной аркой раскатисто и сочно прозвучала «Вдоль по Питерской». Судьбе было угодно, чтобы в этот момент рядом с юношей оказался выдающийся хормейстер, создатель всемирно известной школы хорового пения профессор Одесской консерватории Константин Пигров. Константин Константинович пригласил Анатолия на прослушивание в консерваторский хор, где одаренный молодой человек стал исполнять басовые партии. А вскоре поступил в музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. Впрочем, проучился там лишь полтора года – до призыва в армию, где служил в ансамбле песни и пляски Одесского военного округа. После демобилизации – еще один подарок судьбы – встреча с профессором консерватории, выдающейся певицей и замечательным педагогом Ольгой Благовидовой. Воспитавшая целую плеяду вокалистов, составивших славу и гордость Одесской оперы, – Бэлу Руденко, Николая Огренича, Алису Джамагорцян… – Ольга Николаевна обучала его не только вокальной технике, но и творческому мышлению, истинному служению искусству. На всю жизнь запомнились ее слова: «Анатолий, вам Бог дал голос, дал внешность, дал душу, и вы должны дарить это народу до тех пор, пока вам позволяет здоровье». И, наверное, именно тогда он понял, что певец – профессия, требующая посвятить ей всю свою жизнь.

Его студенческие годы были отмечены лауреатской премией I Всесоюзного фестиваля молодых певцов. А на четвертом курсе молодой одаренный вокалист был приглашен в стажерскую группу Одесского театра оперы и балета. Его первой работой стала партия Феррандо в опере Дж. Верди «Трубадур». Затем – князь Галицкий в «Князе Игоре» А. Бородина. Причем введен в спектакль Анатолий был без предварительной оркестровой репетиции – надо было срочно заменить заболевшего баса, – чем доказал свой профессионализм.

За сорок лет работы в театре певец спел практически весь басовый репертуар, создав запоминающиеся, яркие вокально-сценические образы: Борис Годунов, князь Хованский, купец Собакин в «Царской невесте», Гремин в «Евгении Онегине», король Рене в «Иоланте», Мефистофель в «Фаусте», Сальери в «Моцарте и Сальери»… К тому же Анатолий Бойко исполнил немало партий в операх советских композиторов, среди которых самый яркий и любимый – Петр I в одноименной опере Андрея Петрова.

В творческом багаже Анатолия Ивановича множество камерных программ, в которых звучат не только арии, но и романсы, вокальные циклы Чайковского, Рахманинова, Свиридова, Мусоргского. Певец стал первым исполнителем многих песен украинских композиторов Александра Билаша и Игоря Шамо, написанных специально для него. Много работал Анатолий Иванович и с Александрой Пахмутовой. С ее песенным циклом, посвященным Юрию Гагарину, приезжал с концертами на Байконур.

Анатолий Бойко достиг поистине народного признания и любви, выступая на заводах и в правительственных концертах, перед советскими солдатами, воевавшими в Афганистане, и делегатами во Дворце съездов. Подарком судьбы Анатолий Иванович считает то, что ему посчастливилось выступать вместе с Музыкантами с большой буквы – Юрием Силантьевым, Еленой Образцовой, Тамарой Синявской, Муслимом Магомаевым, Юрием Гуляевым, Людмилой Зыкиной... Но, наверное, главное то, что уже более сорока лет в его жизни и творчестве всегда рядом жена, заслуженная артистка Украины, кавалер ордена княгини Ольги Светлана Тимофеева-Бойко. Со времени окончания консерватории и по сей день Светлана Дмитриевна – его бессменный концертмейстер, с ней певец объездил весь Советский Союз и почти весь мир. Ведь только в тесном вдохновенном контакте солиста и концертмейстера таится один из секретов выверенности подготовленных ими концертных программ и оперных партий.

– Все партии, которым отдаешь свои душу и сердце, – это дети, рожденные в стенах театра, – так трепетно рассказывает Анатолий Иванович о ролях, исполненных им за свою долгую творческую жизнь. Но, пожалуй, с особой теплотой вспоминает о партии короля Рене, единственным исполнителем которой он долгое время был в Одесском оперном.

Помимо выверенной вокальной техники, благодаря которой певцу удается донести до слушателя множество эмоциональных красок, сценические образы, буквально пережитые на сцене Анатолием Бойко (по признанию артиста, после «Фауста», например, он теряет 5 – 6 кг!), отличаются незаурядным драматическим накалом. Наверное, потому с особой любовью он говорит о Борисе Годунове – роли, сценическое воплощение которой дано не каждому певцу – настолько она сложна и вокально, и психологически.

– Очень трудный спектакль, но тем и интересен, считает Анатолий Иванович. – Оттого его так любят и у нас, и за рубежом.

Поэтому и мечтает певец о возрождении величайших полотен русской классической музыки на одесской оперной сцене, где сегодня в «Князе Игоре» А. Бородина он с успехом исполняет партию коварного Кончака. И, конечно же, мощно и ярко – партию Батька в опере украинского композитора Николая Аракса «Катерина», созданной по поэме Тараса Шевченко. Постановка эта, в свое время завоевавшая первое место на конкурсе оперных спектаклей в Киеве, прозвучала на сцене Одесского оперного и в день 40-летнего юбилея творческой деятельности народного артиста Украины Анатолия Бойко. И так же, как в день премьеры, состоявшейся в уже далеком 1989 году, его глубокий бархатный бас заполнил театральный зал, погружая слушателей в трагедийность и лирику народной поэмы.
– Когда поется, тогда и жить хочется, – признается Анатолий Иванович. – Если утром проснулся и голос звучит – значит, день начался хорошо. Поэтому буду петь и работать, пока Бог дает силы. Еще бы лет 20 прозвучать в этом театре – было бы здорово.

А потому Анатолий Иванович неустанно следит за своей вокальной формой. И, конечно же, всегда стремится помочь родному театру быть самым лучшим театром в мире. А еще – растить театральную молодежь. Помогать молодым певцам и в классе, и на сцене, и словом, и делом.

– Я счастлив, что могу внести хоть малую лепту в развитие вокальной труппы Одесского оперного. Держать высочайшую профессиональную планку театра – это самая высокая цель, пожалуй, любого артиста, любого директора и художественного руководителя, – уверен Анатолий Бойко. – Я счастлив, что я – певец. Если бы начинал свою жизнь сызнова, думаю, что снова пошел бы учиться в консерваторию.

Александра Рыбакова