ГлавнаяПрессаПресса за Декабрь 2012«Афиша Одессы»: Вагнеровский вечер

5 Дек.

«Афиша Одессы»: Вагнеровский вечер

В декабре в Оперном театре состоится уникальное событие. Впервые за много лет со сцены театра прозвучит музыка Рихарда Вагнера, крупнейшего композитора XIX века. «Вагнеровский вечер» — один из шагов театра на пути расширения репертуара. О том, почему театру сейчас так важно исполнить произведения Вагнера, «АО» поговорила с главным дирижером Александру Самоилэ.

— Как возникла идея провести вечер, посвященный Вагнеру?

— Последний раз Вагнер звучал в нашем театре в 1933 году. Почти восемьдесят лет назад, представляете?! При этом театральные архивы поведали нам, что ровно сто лет назад, в начале XX века, в нашем Оперном театре проводился Международный вагнеровский фестиваль, по типу того, как сейчас проводится в театре Вагнера в Байройте в Германии. Так что мы не выдумываем ничего нового, просто возвращаем всё на круги своя. Ну, и если быть до конца честным, то могу сказать, что меня беспокоит репертуар театра. Ведь чем он разностороннее, тем богаче коллектив и тем интереснее оперная жизнь города. Я рад, что, кроме итальянской оперы, у нас появился Моцарт (Александр Григорьевич имеет в виду оперу «Дон Жуан», премьера которой состоялась в апреле, — прим. «АО»), русская опера, а сейчас и Вагнер. В следующем году мы пойдем дальше: поставим Стравинского (балет «Весна священная», — прим. «АО») и Чайковского, его прекрасную «Пиковую даму». Так что «Вагнеровский вечер» — просто очередной шаг на пути к расширению репертуара. Оперный мир необыкновенно богатый, нашей жизни не хватит, чтобы его охватить, так что мы не можем позволить себе обеднять себя и публику двумя-тремя композиторами.

— Вагнер был неоднозначной личностью… (В частности, в связи с антисемитскими взглядами композитора в Израиле на музыку Вагнера некоторое время был наложен негласный запрет. — Прим. «АО».) 

— Да, его творчество стоит особняком во всём оперном репертуаре. У Вагнера есть как фанатичные поклонники, так и ярые ненавистники — он никого не оставляет равнодушным! Музыка Вагнера имеет определенную ауру. Мне кажется, что в его музыке присутствует определенный «гипноз». Тот, кто музыку Вагнера понимает, заболевает ею как настоящий музыкальный наркоман! Вагнер всегда вызывал и будет вызывать необыкновенный интерес. Несколько дней назад я был в Баку, на конкурсе вокалистов, где рассказал коллегам о наших планах провести в декабре «Вагнеровский вечер». Все мои коллеги, а это прославленные музыканты, легендарные личности, очень заинтересовались новостью, а генеральный директор Женевской оперы даже выразил желание приехать в Одессу на вечер Вагнера

— Возможно, вскоре в репертуаре театра появится и опера Вагнера?

— Конечно! Программу «Вагнеровского вечера» я построил таким образом, чтобы прозвучали фрагменты из самых известных его опер: «Летучий голландец», «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», «Валькирия» и другие. Посмотрим, что больше всего понравится публике. Ее реакция и определит, какую именно оперу мы будем ставить. Более того, на примете у меня уже есть два известных немецких режиссера, которые хотят поставить Вагнера именно в Одессе.

— Многие музыкальные критики считают, что когда в театре появляется Вагнер, это свидетельствует о высоком уровне театра…

— Да, конечно, и наоборот: отсутствие Вагнера показывает некую незрелость, несмелость театра. Я очень рад, что мы пришли к этому композитору. Мне интересно, как наши солисты справятся с Вагнером, ведь для вокалистов это сложнейший композитор. Тем более сложен он для тех исполнителей, которые привыкли к итальянской опере. Верди и Вагнер — два известных в оперном мире антагониста. Так что для солистов, которые будут участвовать в вечере Вагнера, это будет интересное испытание. 

Дарья Слободяник