ГлавнаяПрессаПресса за Февраль 2013"Клуб "ЯТЬ": "Одесский оперный: малая сцена, большой эффект"

1 Февр.

"Клуб "ЯТЬ": "Одесский оперный: малая сцена, большой эффект"

Впервые побывала на концерте на малой сцене «Бельэтаж» Одесского национального академического театра оперы и балета (программа«Рождество сквозь века» - популярная и редко исполняемая рождественская музыка XVII-XX веков). И вот что я скажу...

Уважаемые руководители Одесского оперного! Чаще! Как можно чаще организуйте концерты на малой сцене «Бельэтаж». Это превосходно!

Уважаемые зрители! Купив билет на малую сцену, вы насладитесь прекрасной музыкой, великолепным звучанием оркестра и голосами солистов одесского оперного.

Но это еще не всё.

Перед вами предстанет то, что обычно скрыто в оркестровой яме. Вы сэкономите на бинокле, и даже если у вас приличный минус, а очки вы забыли дома – вы увидите ВСЁ! И ВСЕХ!

Прежде всего - одну из лучших балерин театра, Оксану Лынив. Да, вообще-то она — дирижер-постановщик, но во время концерта на малой сцене вы будете сидеть в двух шагах от Оксаны и поймете: когда она дирижирует, балетные в бессилии грызут пуанты. Ее легкости и грации, ее рукам и шее позавидует любая Одетта.

Лынив дирижирует – вышивает. Жесткая канва, тончайшие узоры… Рукодельница. Жесты вышивальщицы. (Если бы дирижировала с палочкой (иглой), иллюзия вышивки была бы абсолютной.) А мимика дирижера? Это отдельный спектакль.

И вообще — о какой оркестровой яме может идти речь, когда существует такое платье?! Такое изумительное платье цвета шампанского, с ажурными рукавами и кринолином! Причем этот наряд украшает такую фигурку!..

Отдав должное замечательной Оксане Лынив, рассматриваю вблизи музыкантов. Радуюсь тому, что среди них – много молодых. Восхищаюсь осанкой виолончелистки, у которой сижу фактически под боком (надеюсь, не мешаю). Отмечаю, что у девушки-скрипачки цвет волос и макияж хорошо сочетались бы с бисерными фенечками и красными кедами, но она – вся в черном, и скрипка в руках. Эдакое смещение образа, неожиданное и эффектное.

Наблюдаю с близкого (очень близкого!) расстояния за игрой музыкантов и – за игрой их взглядов. Вижу массу мелочей, которые ускользают от зрителей, если мы – в середине партера или в ложе, а музыканты – на сцене или в оркестровой яме.

Возможно, истинные меломаны с презрением отнесутся к моему любопытству: какие такие прически скрипачек, какие перемигивания виолончели с контрабасом, когда звучит «Рождественская оратория» Сен-Санса?!

Презирайте. Да, я люблю музыку, но мне также очень интересно, как «делают» музыку (прошу прощения за приземленное закавыченное слово, но более точного подобрать в данном случае не могу). Мне понравилась сама атмосфера малой сцены — то, как дирижер преподносит музыкантов и как их принимают зрители. Да и мы – зрители – вели себя достойно, как никогда: ни у кого не запиликал мобильный, никто не пытался угоститься конфеткой, не кашлял. И никто из сидящих в первом ряду не позволил себе расхлябанной позы, нога на ногу. То ли зрители на этом концерте подобрались исключительно понимающие, то ли ограниченное пространство, где ты оказался лицом к лицу с оркестром и солистами, дисциплинирует, в отличие от полумрака большого зала. А может, просто, дело в том, что на малой сцене «Бельэтаж» нет сцены, которая зачастую создает не только физическую, но и чувственную дистанцию между музыкантами, артистами — и зрителями. И это прекрасно.

Буду ждать новых концертов в «Бельэтаже». И кстати, не огорчусь, если руководство театра поднимет цену на эти билеты. Сегодня билет на малую сцену стоит всего 40 гривен. Было бы справедливо оставить такую цену для пенсионеров и студентов, а остальные категории зрителей могли бы платить и побольше. Честное слово, оно того стОит.

P.S. Ну и чтобы меломаны не слишком сердились… Мне понравилось не только то, что я увидела, но и то, что услышала. Интересно составленная программа, хорошее исполнение. Не буду называть никого из солистов – хороши все.

И даже скрип двери, который раздался однажды во время концерта, не нарушил его атмосферы и прозвучал весьма музыкально...

Римма Березенко, "Клуб журналистов "ЯТЬ"