ГлавнаяПрессаПресса за Март 2013Газета «2000»: «Одесское донкихотство»

15 Март

Газета «2000»: «Одесское донкихотство»

Французу Мариусу Петипа мы обязаны тем, что на русской сцене зазвучали испанские мотивы, написанные австрийцем Людвигом Минкусом

Думаю, что старшее и среднее поколения телезрителей без труда назовут самый популярный, самый эффектный номер, который обязательно входил в программу каждого советского правительственного концерта. Ну конечно, это па-де-де из балета Минкуса «Дон Кихот»: Китри — Екатерина Максимова, Базиль — Владимир Васильев.

Забавно, но, сколько бы раз ни показывали эти концерты и даже при повторах, чуть ли не 90% телезрителей, как только дело доходило до знаменитого фуэте, начинали увлеченно отсчитывать обороты и, дойдя до конца, удовлетворенно выдыхали: «тридцать два».

Мигель де Сервантес Сааведра задумывал свой роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» как пародию на рыцарские романы. Но автор так органично сплел реализм, героику и романтику, что его роман стал одним из выдающихся сочинений эпохи Возрождения, оказавшим большое влияние на мировую культуру. А нелепый, трагикомический, пародийный образ странствующего рыцаря Дон Кихота с его непрактичностью, неумением принимать реалии жизни стал идеалом бесстрашия и благородства.

Имя Дон Кихота стало нарицательным, а сюжет романа не раз находил отражение в разных видах искусства. Живопись, скульптура, драматургия, более пятидесяти фильмов, пять опер, двенадцать балетов... Первый был поставлен в 1740 г. (через 135 лет после выхода первой части романа), автор его остался неизвестен.

От пародии до идеала — один шаг

К образу благородного Рыцаря обращались многие хореографы. В их числе такие выдающиеся мастера, как Мариус Петипа, Серж Лифарь и Джордж Баланчин, ставившие балет «Дон Кихот» на музыку разных композиторов.

Собственно, именно французу Мариусу Петипа, заказавшему профессору консерватории Людвигу Минкусу музыку к балету «Дон Кихот», либретто которого разработал сам, мы обязаны тем, что на русской сцене зазвучали испанские мотивы. Либретто достаточно наивно. Притом с гораздо большим основанием балет мог бы называться не «Дон Кихот», а «Китри» или «Китри и Базиль», или еще как-то, например «Расстроенная свадьба». Ведь в основу либретто лег лишь один эпизод романа, в котором Дон Кихот попадает на свадьбу Китерии и Камачо Богатого, которую расстраивает влюбленный в Китерию пастух Басильо. В балете эти персонажи Сервантеса получили имена Китри, Гамаш и Базиль (волей автора превратившийся из пастуха в цирюльника).

Так что герои истории — Китри и Базиль. А Дон Кихот — фигура второстепенная: его заступничество спасает влюбленных от гнева отца девушки. Партия Дон Кихота вообще не танцевальная, а сугубо пантомимическая.

Но примитивность сюжета искупается необыкновенно изысканной, удивительно разнообразной, фантастически изобретательной хореографией Петипа. И этому пиршеству танца органично соответствует разножанровая партитура, созданная Людвигом Минкусом и ставшая мелодической и темпоритмовой основой для разных номеров балета.

Благодаря богатству и яркости тематических и ритмических красок хореографии и музыки балет приобрел популярность и долголетие (премьера состоялась в 1869 г.) и перешагнул границы России.

На Одесской сцене «Дон Кихот» ставился не единожды: в 1933 г. — Павлом Вирским и Николаем Болотовым, в 1936-м — Михаилом Моисеевым, 1952-м — Вахтангом Вронским, 1966-м — Николаем Трегубовым; 1970-м — Игорем Чернышовым, 1979-м — Виктором Смирновым-Головановым и Наталией Рыженко.

В основном все эти хореографы придерживались версии Мариуса Петипа—Александра Горского, хотя отдельные эпизоды то убирались, то восстанавливались (например, сцены в цыганском таборе).

В этой версии есть один пикантный момент. Ее категорически отвергал сам Петипа, возмущенный вмешательством своего ученика Александра Горского в созданную им хореографическую картину. Но из многочисленных вариантов «Дон Кихота» в редакции других хореографов редакция Горского оказалась самой живучей.

И вот в Одесском национальном академическом театре оперы и балета вновь появился Рыцарь Печального Образа на своем верном Росинанте (правда, о Росинанте будет отдельный разговор).

«До потопа» было лучше

Несколько лет назад спектакли Одесского театра оперы и балета называли нафталином, а обветшалые, вылинявшие декорации с тщетно скрываемыми дырами — допотопными. Поиски современных решений сценографии ни к чему не привели. Ни попытки обойтись видеоинсталляциями, ни фокусы с планшетной росписью, отражаемой в наклонных зеркалах, ни использование аляповато раззолоченной фанеры в сочетании с километрами мерзкого полиэтилена не вызвали восторга публики. За последние четыре года можно назвать лишь одно исключение — это превосходные, перекликающиеся с великолепием зала Одесской оперы декорации народного художника России Вячеслава Окунева к спектаклю «Дон Жуан».

А между тем в театре много лет работает превосходный мастер, тонко чувствующий стилистику и драматургию спектакля. Это заслуженный художник Украины Наталия Бевзенко-Зинкина. С точки зрения авангардистов, оформление ею спектаклей, возможно, и было «допотопным». Но с точки зрения обычных театралов, попытки осовременить сценографию с помощью полиэтилена — это эксперименты с негодными средствами, лежащие за гранью допустимого.

В том, что «до потопа» было лучше, одесситы смогли убедиться, придя на балет «Дон Кихот», сценографию которого наконец «доверили» Наталии Бевзенко-Зинкиной.

Впервые за много лет, не припомню уж за сколько, публика аплодировала декорациям. Несколько стилизованные, праздничные, легкие и прозрачные в первом и последнем акте и какие-то мистические во втором, в сцене «Сон Дон Кихота», они не оставили зрителей равнодушными.

Изысканные декорации Бевзенко-Зинкиной удивительно гармонируют с такой же изысканной хореографией Петипа. Классика есть классика. Кстати, потому она и классика, что сохранилась с допотопных времен...

Когда спектакль становится школой

Спасибо главному балетмейстеру Одесского театра оперы и балета, заслуженному артисту России Юрию Васюченко за то, что его «новая хореографическая редакция» (цитирую программку) ограничилась изъятием нескольких, по его выражению, «сидячих» сцен из классической версии Петипа—Горского.

Возможно, после печально знаменитой «Тайны Венского леса» было решено больше не рисковать репутацией театра. Видимо, здесь поняли, что владение классикой в сочетании с современным хореографическим мышлением дано не каждому. В свое время много писали о современном прочтении балета «Дон Кихот» Борисом Эйфманом и Алексеем Ратманским — но им это было дано.

Как бы то ни было, зрители могли насладиться всем великолепием детища Петипа. Тем более что балетная труппа, в которую пришли молодые исполнители, не может не радовать и свое мастерство молодежь шлифует под руководством не просто опытных балетмейстеров-репетиторов, а звезд одесского балета, кумиров прошлых лет. Это народные артистки Украины Наталья Барышева и Елена Барановская, заслуженные артисты Украины Нина Стоян, Михаил Петухов и Юрий Карлин.

В спектакле занята почти вся балетная труппа театра. Здесь невозможно говорить о первом, втором или даже третьем составе. Например, Китри танцуют пять балерин, Базиля — шесть танцовщиков. Многие исполнители подготовили не одну партию, а несколько. Если учесть, что все лирические сцены в балете — это классика, а жанровые и бытовые — это характерный танец, то спектакль становится для исполнителей серьезной школой. Разножанровые партии, богатство хореографических задач, возможная смена партнера — это совсем не просто.

Как уже было сказано, на каждую партию есть не один исполнитель, и, безусловно, у каждого исполнителя есть свои поклонники и поклонницы. И все же...

На премьерном спектакле партию Китри танцевала Елена Добрянская. Вот высказывание об этой балерине: «Солистка Одесского национального академического театра оперы и балета Елена Добрянская в партии Китри выше всех похвал, тут и бриллиантовая техника, и женственность форм, и артистичность, и сияющие глаза, насквозь «простреливающие» не только сердца персонажей, но и весь зал».

Я процитировала мнение одного из театральных критиков (хотя их часто обвиняют в предвзятости). Но есть критики, которых в предвзятости не обвинишь, хотя их тоже можно назвать «театральными». Это билетеры. В спектакле, на котором была я, Китри исполняла очаровательная, изящная, легкая Елена Кондратьева, совершенно справедливо срывавшая бурные аплодисменты, особенно после пресловутого фуэте в 32 оборота. Но когда я поделилась своими впечатлениями со знакомыми билетерами, те согласно покивали головами и тут же почти в унисон произнесли: «Вы должны увидеть Добрянскую».

Достойным партнером Добрянской был Дмитрий Шарай. К сожалению, не могу сказать того же о партнере Кондратьевой. Мне показалось, что Вячеслав Круть еще слишком молод для главной непростой партии. Не стоит перечислять все огрехи девятнадцатилетнего танцора (в другом спектакле они могут быть другими, или их вообще может не быть). Но над партией ему еще надо работать и работать. Или «учиться, учиться и еще раз учиться». Тем более что есть у кого.

Большое впечатление настоящей школы произвела уверенная, отточенная техника заслуженного артиста Украины Сергея Доценко и Татьяны Афанютиной (тореадор и уличная танцовщица). Просто наслаждение доставил их номер, в котором органично сплелись красота и сила в каждом движении. Интересно было бы увидеть эту пару в партиях Китри и Базиля (судя по программке, они исполняют эти роли), думаю, это был бы совсем другой спектакль.

Испании четкие ритмы

В кордебалете произошел поистине революционный переворот. Если в пресловутой «Тайне Венского леса» кордебалет танцевал, простите за каламбур, кто в лес, кто по дрова, то в «Дон Кихоте» придраться было практически не к чему. Главное — не расслабляться после успешных премьерных спектаклей, а уж совершенствованию нет предела.

Вообще, как мне кажется, музыка Минкуса дисциплинирует. Ее ритмы ставят перед исполнителями четкие задачи.

Еще на пресс-конференции, предваряющей премьеру «Дон Кихота», дирижер-постановщик спектакля Оксана Лынив сказала, что для нее одной из главных задач было добиться того, чтобы музыка Минкуса «подавалась», что называется, «в ногу» танцорам. Странное выражение? Ничуть, хотя и впрямь напоминает футбольную терминологию. Если вспомнить, что Людвиг Минкус писал свою музыку не только как мелодическую, а главным образом как темпоритмовую основу для балетных номеров, то и «подавать» ее, естественно, нужно «в ногу».

Но Оксана Лынив справилась не только с музыкальными «пасами». Оркестр под ее управлением звучал полнокровно, мажорно, временами даже «знойно». Куда денешься — Испания!

С копьем и тазиком — но рыцарь

А ведь прав был Маяковский, говоря: «Все мы немножко лошади»! Во всяком случае не исключаю, что именно этот тезис Владимира Владимировича вспомнили постановщики спектакля, решая проблему Росинанта.

Поскольку овес нынче дорог, а конь, которого нужно кормить дорогим овсом, стоит еще дороже, то было решено обойтись собственными силами. Приравняв одну лошадиную силу к двум человеческим, Дон Кихота взгромоздили на покрытого попоной коллегу по сцене. А перед ними, полуприкрытая той же попоной, изящно гарцевала очаровательная балерина.

Словом, старая кляча Росинант превратился не то в молодую кобылку, не то в молодую кентавриху.

А может быть, это проделки слуг? Все равно, мол, хозяин живет в своем воображаемом мире. Вот принял же он Китри — дочь трактирщика Лоренцо — за свою даму сердца благородную Дульсинею Тобосскую.

И Рыцарь не увидел подмены, когда милую «кобылку» подменила жена трактирщика Лоренцо, а затем сбросила на землю незадачливого воздыхателя Китри-Дульсинеи.

...Ох, как в нашей прагматичной жизни не хватает Дон Кихотов! Как было бы здорово встретить благородного, бескорыстного рыцаря, борца со злом и несправедливостью. Есть же они, есть! Иначе быть не может!

Но пока такой рыцарь без страха и упрека вам не встретился, ступайте в Одесский национальный академический театр оперы и балета. Там найдете сразу четырех Дон Кихотов: заслуженного артиста Украины Гарри Севояна, Вячеслава Кравченко, Никиту Еликарова и Станислава Скрынника. Вы узнаете рыцаря по долговязой фигуре, медному с выщербленным краем тазику на голове и длинному копью. Да вы сами знаете — рисунки и скульптуры видели.

И даже если ни один из этих Дон Кихотов не сумеет помочь вам в мирских делах, то уж во всяком случае вечер, проведенный с ним, Китри и Базилем и всеми, кто их окружает, поднимет вам настроение и доставит удовольствие.

Хотите правильно рассчитать свою пенсию? В этом вам поможет пенсионный калькулятор. Заходите на наш сайт npfops.ru, читайте информацию более детально и пользуйтесь пенсионным калькулятором совершенно бесплатно. Мы вас ждём!

Елена КОЛТУНОВА
Данная статья вышла в выпуске №11 (646) 15 – 21 марта 2013 г.