ГлавнаяПрессаПресса за Март 2013Думская.net: «Гардероб» одесской Оперы вмещает восемь сотен костюмов: самому старому – больше века

28 Март

Думская.net: «Гардероб» одесской Оперы вмещает восемь сотен костюмов: самому старому – больше века

Наверное, все знают, что «театр начинается с вешалки». И если вешалку, которая находится в фойе каждого театра, видел любой, кто хоть раз там побывал, то артистическую «вешалку» Одесского театра оперы и балета, могут увидеть только читатели «Думской».

В театре две костюмерных – женская и мужская. Находятся они соответственно на мужской и женской половинах театра. Конечно, на женской половине наряды ярче и выбор больше, поэтому мы отправились именно туда.

Женская костюмерная занимает три больших комнаты, заставленных двухъярусными вешалками. Два зала – костюмы для артистов оперы, один – «балетный». Тут же хранится часть головных уборов. А вот обувь находится в отдельном, обувном цехе.

Всего тут держат более восьмисот костюмов. Многие из них давно не использовались – спектакли сняли из репертуара. Однако их не списывают. Кое-что переделывается (чаще всего это балетные пачки), а какие-то дожидаются своего «звездного часа» и после реставрации выходят на сцену.

Галина Чебышева, старший мастер костюмерного цеха, рассказала, как шьют балетную пачку. Все начинается с «трусиков». Без них пачка будет опадать. Для юбки используют специальный фатин средней жесткости. Пачка должна «стоять», но очень жесткая ткань, собранная в 15-20 слоев, может поранить руки партнера.

Но и руки, в свою очередь, могут повредить пачку — порвать или запачкать гримом, чаем или кофе. Поэтому перед каждым спектаклем Галина Ефимовна проверяет их на чистоту. С грязными руками к балерине никто не подойдет! Но все равно грим и пыль подмостков делают свое дело. Тогда пачки приходится замывать. Делается это вручную в больших круглых тазах.

Костюмы для артистов шьют в Одессе, на специальном комбинате. Стоимость пачки порядка тысячи гривен.

Солистки с именем заказывают себе личные пачки в Москве и Питере. Цена такой стартует от 500 долларов.

Вообще, работа костюмера – одна из самых тяжелых в театре. За два часа до начала спектакля женщины приходят на рабочее место и разносят подготовленные заранее костюмы в гримуборные артисток. Пятьдесят ступенек вниз и столько же вверх.

«Естественно, один костюм не понесешь, берем сразу несколько, — говорит Галина Чебышева. — А это уже тяжело». Если дают оперу, то выглаженные костюмы на вешалках переносятся на вытянутых руках, чтобы не помять платье и не запачкать длинный подол.

За последние годы количество артисток и спектаклей увеличилось вдвое. При этом на сто тридцать пять женщин всего пять костюмеров. Нагрузка большая, но бросать любимую работу, на которой проработала 35 лет, Галина Ефимовна не собирается. Говорит, что все девочки для нее как дочери и внучки. Делятся с ней и переживаниями и сердечными секретами.

А еще мастер показала нам самые старые костюмы оперного. Платью Ярославны из оперы «Князь Игорь» более 100 лет, оно пошито из бархата, расшито вручную и очень тяжелое.

Недавно в театре открылся музей. Помимо прочих экспонатов там выставили и эти, самые старые костюмы.

Полностью фоторепортаж Юлии Сущенко смотрите на сайте "Думская.net"