ГлавнаяПрессаПресса за Апрель 2013Odessa Daily: «Одесский оперный театр открыл двери для буффонады»

24 Апр.

Odessa Daily: «Одесский оперный театр открыл двери для буффонады»

Что такое итальянская опера-буфф? Так, безделица, пустячок, призванный развлекать почтенную публику в антрактах оперы-сериа (серьезная опера).

«Легкая» музыка, забавный сюжет, простенькая интрига, узнаваемые персонажи родом из фольклора, два-три исполнителя… И превратить эту безделушку если не в маленький шедевр, то в значимое событие театральной жизни города могут только фантазия постановщика и мастерство исполнителей.

До недавнего времени в Одесском национальном академическом театре оперы и балета о постановке оперы-буфф и не помышляли – играть одно- двухактные оперы-буффонады в антрактах «серьезных» спектаклей у нас не принято, а как самостоятельная единица эта опера – жанр камерный, на большой сцене театра она бы просто «потерялась». Организовать малую сцену в «несценическом» пространстве театра, вынеся действие в фойе и на лестничные площадки театра, его руководство решилось только осенью прошлого года.

Инициатор создания малой сцены «Бельэтаж» главный дирижер Одесской оперы Александр Самоилэ сразу же заявил о намерении ставить на малой сцене одноактную оперу барокко. И одной из первых кандидатур на постановку он назвал «Служанку-госпожу» Джованни Перголези.
Примерно полгода ушло у театра на реализацию этой идеи. Опера была представлена зрителям 19 апреля.

Фантазия режиссера-постановщика и автора сценографической идеи киевлянки Оксаны Тараненко, хрустальная музыка барокко, глубокий, выразительный бас Вадима Черниговского (Уберто), нежнейшее сопрано Надежды Сычук (Серпина) и мастерство комического актера Владимира Муращенко (Веспонте) помещенные в великолепные интерьеры Одесского оперного театра, создают филигранной работы «музыкальную шкатулку», праздничный, дорогой и необычный «сувенир».

Сюжет оперы непритязателен: хорошенькая служанка Серпина пытается женить на себе своего хозяина – Уберто. В этом ей помогает немой слуга Веспонте. Эта незамысловатая история рассказана молодыми постановщиками и исполнителями, средний возраст которых – чуть больше 30 лет. Соответственно и выбран язык постановки – очень современный и молодежный. Это не только сохраняет характер и дух буффонады, но и придает ей современное звучание.

Режиссер использовал лестницу и площадки 2-го и 3-го этажей. На площадке третьего этажа разместился оркестр, второго – зрители. Само же действие происходило на лестнице. Из декораций – две стремянки, на которые актеры периодически натягивают канат, 30 м тюля – на подвенечное платье для Серпины, матрац с подушками, на которых в начале действия спит Уберто, а затем исполнители используют их как орудие во время выяснения отношений. Да, еще два столика, на одном из которых стоит кофейник с «шоколадом» и две чашечки, да болванка с напудренным париком – наряд Серпины. Клоунский грим, в достаточной степени стилизованные наряды героев – Серпина в начале спектакля разгуливает в корсете и белых чулках, с полотенцем, намотанным на голове. По ходу действия она надевает «юбку», больше похожую на кринолин из проволочных обручей, а затем обвязывает ее белой тканью. Веспонте в трактовке О. Тараненко вовсе не немой – он произносит несколько реплик, но горло у актера обмотано теплым шарфом – осип, бедняга Веспонте.

В действие активно вовлекаются не только дирижер Валерий Регрут и оркестранты, но и зрители.

Остается пожалеть, что этот очень молодежный, современный и веселый спектакль доступен публике в основном старшего возраста – идет он в будние дни и начинается в самое что ни на есть рабочее время – в 15.30, когда большинство молодых почитателей оперы заняты на работе.

Инна Кац