ГлавнаяПрессаПресса за Май 2013«Афиша Одессы»: Carmina burana под открытым небом: в Оперном готовят фестиваль

24 Май

«Афиша Одессы»: Carmina burana под открытым небом: в Оперном готовят фестиваль

Как нам стало недавно известно, план постановок Оперного театра расписан до 2017 года. Решив не забегать так далеко, мы поговорили с Василием Навротским, художественным руководителем театра, лишь о том, что произойдет в ближайшее время.

Давайте начнем с того, о чем говорят последние несколько месяцев. Знаю, что вы репетируете детскую оперу…

Детских премьер у нас в театре не было уже лет пять, так что этот спектакль для нас особенно важен. Скажем так, это насущная необходимость. Одиннадцать лет реставрации театра не прошли бесследно — мы потеряли многих зрителей. Так что сейчас хотим воспитать себе «новых». (Смеется.) Мы работаем над оперной феерией по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Подобной оперы в мире не существует, это абсолютно новый проект. Подборка музыки классическая: Г. Доницетти, В. А. Моцарт, М. Глинка. В спектакле мы задействуем как взрослых артистов, так и детей — например, детский хор «Забава» Ларисы Гарбуз. Проект рисковый, но интересный! Выпустим мы его в конце июня или в начале июля, как только «вздохнем» после фестиваля.

В прошлом году руководство театра говорило, что Международный фестиваль искусств, в силу своей масштабности, будет проводиться раз в два года. Я так понимаю, планы изменились?

Изменились! Эдуард Леонидович Матвийчук предложил провести фестиваль и в этом году, и мы, конечно, согласились. Но подготовка требует от нас колоссальных сил, поэтому премьеры всех спектаклей, над которыми мы сейчас работаем, мы решили перенести именно на фестиваль. Сейчас мы «складываем» бюджет фестиваля, приглашаем гостей и солистов — одним словом, готовимся!

Открытие фестиваля будет open air, как и в прошлом году?

Да! Первого июня мы откроем фестиваль шедевром XX века, всемирно известной кантатой Карла Орфа «Carmina burana», причем сделаем это с балетом и под открытым небом. Это мощное произведение. Из тех, которые нужно исполнять либо хорошо, либо не браться за них вообще. Второго июня состоится еще одна премьера — одноактные балеты «Весна священная» и «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского. Стравинский прозвучит в театре впервые! Репетирует балет небезызвестный Георгий Ковтун, петербургский режиссер с одесскими корнями.

Неоднозначный режиссер! (Каждый спектакль Георгия в Одессе, а их уже больше пяти, мгновенно обрастает огромным количеством как поклонников, так и критиков — прим. «АО»)

И вместе с тем любопытный. Интересно и то, что для него это первая работа в нашем Оперном — так что ждем с интересом.

По поводу открытия фестиваля open air. Ошибки прошлого года учтены? (В 2011-м фестиваль открывался «Аидой» под открытым небом: аппаратура «фонила», не все микрофоны были настроены, в результате были серьезные проблемы со звуком — прим. «АО»)

Конечно! (Улыбается.) В этом году над звуком будет работать киевская фирма, настоящие профессионалы. Кроме того, в «Carmina burana», в отличие от «Аиды», нет такого количества передвижений по сцене, поэтому чисто технически солистам будет проще.

Что еще готовите на фестиваль?

Во-первых, исполним наши последние премьеры — «Аиду» и «Турандот» с приглашенными солистами из России, Испании и Германии. Во-вторых, проведем два интересных вечера на малой сцене «Бельэтаж», которая очень полюбилась нашим зрителям. Также проведем несколько гала-концертов и, наконец, покажем балет «Дон Кихот», главные партии в котором станцуют «звезды» — это будет приглашенная пара или из Мариинского, или из Большого театра.

Василий Всеволодович, возможно ли появление в репертуаре современной оперы?

Конечно! Но дело в том, что у молодых композиторов опера не самый популярный жанр, так что тут есть свои сложности... Года полтора назад мы даже вели переговоры об этом в стенах Министерства культуры. Сейчас «придет» новый министр культуры — и мы снова поднимем этот вопрос. У Александра Григорьевича Самоилэ (главный дирижер театра — прим. «АО») возникла идея объявить среди молодых украинских композиторов конкурс на создание оперы именно для нашего театра. Так что, как видите, поиски современного, актуального для Украины материала активно ведутся.


«Carmina burana» — одно из самых загадочных произведений мирового репертуара. Написано немецким композитором К. Орфом в 1936 году на основе сборника средневековой поэзии, случайно обнаруженного в одном из баварских монастырей. Невероятно энергетическая музыка Орфа сделала произведение культовым, причем далеко за пределами консервативного мира классической музыки. «Carmina burana» активно растиражирована в массовой культуре: ее цитируют в фильмах и рекламных роликах, а также в современной музыке — например, в хитах групп «Enigma» и «The Doors».

Текст Дарья Слободяник, фото Оксана Канивец