ГлавнаяПрессаПресса за Май 2013«Афиша Одессы»: «Весна священная» и «Жар-птица»

24 Май

«Афиша Одессы»: «Весна священная» и «Жар-птица»

2 июня в Оперном театре в рамках Международного фестиваля искусств пройдет премьера двух одноактных балетов Игоря Стравинского "Весна священная" и "Жар-птица". Стравинский прозвучит в нашем театре впервые.

В рамках Международного фестиваля искусств, в Оперном пройдет премьера двух одноактных балетов Игоря Стравинского «Весна священная» и «Жар-птица». Стравинский — один из самых оригинальных композиторов XX века — прозвучит в нашем театре впервые.

Появление в репертуаре произведений этого композитора — знак качества для театра. От оркестра музыка новатора Стравинского требует мощи и слаженности, от балетной труппы — тонкой музыкальности, а для дирижера исполнение «Весны священной», которая в этом году отмечает свой столетний юбилей, до сих пор считается вершиной мастерства.

Замысел балета «Весна священная» пришел к композитору во сне. Он увидел картинки языческой Руси, некий ритуал: старцы сидят в кругу и наблюдают танец прекрасной девушки, которую они принесли в жертву богу весны. Это обрядовое действие и стало темой нового балета Стравинского. Объединение в один вечер «Весны священной» и «Жар-птицы» неслучайно — тема последнего балета еще более загадочна. «Жар-птица» написана композитором по мотивам русских народных сказок о Жар-птице, а действие происходит… в царстве Кощея.

Репетирует премьеру одесский балетмейстер Георгий Ковтун, успевший поставить более трехсот спектаклей в разных театрах мира. В том числе и в одесской Музкомедии, и в Русском театре Ковтун поставил несколько мюзиклов и рок-опер, а вот в Оперном театре режиссер не ставил уже давно, хотя отношения с театром у него… любопытные. О них говорит так:

— Я начал работать в Оперном еще в 1966 году — пришел в балетную труппу. Потом, правда, меня выгнали — я носил крест, а в то время это было чуть ли не преступлением. Я уехал из Одессы, работал в Москве, Казани, Киеве, Европе, много ставил в Мариинском и Михайловском театрах в Петербурге. В родной Оперный меня почему-то не звали. Но когда я приезжал в Одессу, «крутился» возле Оперного — всегда хотел сюда «прорваться». И вот теперь я возвращаюсь сюда.

Балеты Стравинского «Весна священная» и «Жар-птица» — произведения новаторские. Музыка, сочетающая в себе русский фольклор и европейский модернизм, от хореографии требует таких же необычных решений. Для танцовщиков этот спектакль — испытание. На репетиции они напряжены: режиссер требовательный и жесткий, оттачивает каждое движение, требует оттанцовывать каждую ноту. Важно добиться гармонии между оркестром и танцовщиками, а в случае с произведениями Стравинского задача это очень непростая.

«Для этих балетов артист должен быть в хорошем смысле слова напичкан разной техникой — от классики до акробатики. Чем больше его танцевальный словарь, тем лучше», — говорит Георгий Ковтун. И тут же добавляет, что в его хореографии будет много необычного: «Если мне нужна акробатика, я буду ее использовать. Понадобится народный танец — и его задействую, причем это будет гармонично сочетаться с классической пальцевой техникой. Все краски, которые мне нужны, сегодня находятся в балетной труппе одесской оперы». 

Текст Дарья Слободяник, фото Оксана Канивец