ГлавнаяПрессаПресса за Июнь 2013Клуб журналистов "ЯТЬ": Концерт "под знаком Пушкина и Чайковского"

25 Июнь

Клуб журналистов "ЯТЬ": Концерт "под знаком Пушкина и Чайковского"

Этот год для мировой оперной и балетной сцены ознаменовался рядом юбилеев. 200-летие Рихарда Вагнера и Джузеппе Верди, 100-летие парижской премьеры балетов на музыку Игоря Стравинского «Жар-птица» и «Весна священная»… А в Одессе – еще и свои юбилеи, местные, но для нас не менее значимые. Так, 120 лет назад в наш город на премьеру своей оперы «Пиковая дама» приехал Петр Ильич Чайковский.



Одесский национальный академический театр оперы и балета достойно выдерживает марафон юбилеев. С большим успехом прошел концерт «Вселенная Вагнера», состоялся первый показ балетов Стравинского, на 19 октября намечена премьера «Пиковой дамы», также она будет исполнена 25 октября – в годовщину смерти композитора.

3 июля – еще одна памятная дата: 190 лет назад в Одессу приехал Александр Сергеевич Пушкин. В этот день одесские меломаны и гости города смогут насладиться великолепным концертом мастеров оперной сцены – Сергея Лейферкуса (солист Covent Garden) и Анны Самуил (солистка театра Deutsche Staatsoper).Изначально концерт планировался на 29 июня, но из-за занятости Анны в Ла Скала его перенесли, и уже после того, как была назначена новая дата, обнаружилось совпадение.

Этот концерт, по словам главного дирижера театра Александру Самоилэ, пройдет «под знаком Верди, Пушкина и Чайковского». Самоилэ пришлось даже «немного надавить» на солистов, которые изначально планировали другую программу.В первом отделении прозвучат арии из опер Верди, не исполняющихся в театре, в частности, «Разбойники» и «Симон Бокканегра». Также прозвучит ария Яго «Credo» из «Отелло». А. Самоилэ подчеркнул, что С. Лейферкус считается лучшим исполнителем этой партии.

Во втором отделении зрители услышат сцены из «Евгения Онегина». Маэстро Самоилэ отметил, что летом 2007 г. состоялся дебют его младшей дочери на Зальцбургском фестивале в партии Татьяны. Он получил восторженные отзывы в прессе и успех у австрийской публики. Онегин же Лейферкуса сегодня считается эталонным.

Уже второй раз в Одессе Александру Самоилэ выступает на одной сцене со своей дочерью. На прощальном концерте 2012 г. он дирижировал «Времена года» Вивальди, а солировала его старшая дочь, скрипачка Татьяна Самуил. И вот теперь ему предстоит выти на сцену с младшей, Анной. По словам маэстро, это – гораздо труднее, и он испытывает гораздо большее волнение.

«Опера – более трудный жанр. Ею вообще труднее дирижировать. А Анна для меня – самый трудный солист. Арию Татьяны в ее исполнении мне будет труднее продирижировать, чем «Весну священную», — признался он.

Солисты мирового уровня выступают на сцене Одесского оперного не первый раз. И ни одно из этих выступлений не было бы возможно, если бы уровень оркестра театра не соответствовал уровню исполнителей. «Я понимаю всю степень ответственности, которая лежит на мне как на главном дирижере театра. Я должен поднять оркестр до такого уровня, чтобы он соответствовал этим солистам», — говорит А. Самоилэ.

По его словам, оркестр за последнее время сделал значительный качественный рывок, но еще не достиг желаемого уровня. Маэстро отметил, что для него Рубиконом стало исполнение «Весны священной». Он рассказал, что музыканты признались: еще на третьей репетиции они думали, что не смогут сыграть эту музыку.

А. Самоилэ и оркестр Одесского театра оперы и балета по окончании премьерного исполнения балета "Весна священная"

Дирижер благодарит музыкантов «за терпение». По его признанию, на репетициях он порой бывает невыносим.

Вообще же А. Самоилэ считает, что оперным театрам Украины нужна кардинальная реформа. По его мнению, только приглашенные солисты, работающие по контракту, могут обеспечить театру стабильно высокое внимание публики и максимальную посещаемость. Но такая реформа у нас вряд ли возможна, отметил он. Поэтому единственный выход - хотя бы раз в неделю привозить в театр гастролеров.

Главная проблема Одесского оперного, по признанию главного дирижера, — недостаток партнеров, которые помогли бы ему осуществлять многочисленные интересные проекты. Пока такой партнер один – компания «ПЛАСКЕ». «Мне сегодня стало страшно: я вдруг подумал, что, не будь «ПЛАСКЕ», не состоялись бы такие постановки, как «Турандот», «Дон Жуан», «Пиковая дама». Да и концерта Анны Самуил и Сергея Лейферкуса тоже не было бы. А ведь это – не самая богатая компания в нашем городе», - говорит А. Самоилэ.

Вице-президент «ПЛАСКЕ» Иван Липтуга отметил, что законодательство Украины никак не поощряет меценатство. Если в Европе помогать театрам – не только престижно, но и выгодно, поскольку спонсоры получают льготы по налогообложению, то у нас эта система не работает. «В крупнейших театрах мира в репертуарных книжках первые полсотни страниц – это список спонсоров и партнеров. А у нас предпринимателям выгоднее привезти очередную поп-звезду, чтобы она выступила в ночном клубе в Аркадии, чем помочь театру», — сказал И. Липтуга.

Инна Кац