ГлавнаяПрессаПресса за Февраль 2014Клуб журналистов «ЯТЬ»: Messa da Requiem в Одесской опере – человечная реакция на трагедию

25 Февр.

Клуб журналистов «ЯТЬ»: Messa da Requiem в Одесской опере – человечная реакция на трагедию

Классической музыке свойственно благотворность воздействия, практически очищающее, настоящий катарсис. В Оперном театре 23-го февраля звучал «Реквием» Джузеппе Верди.

Катарсис суть душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания или, попроще и из Википедии, «возвышение, очищение, оздоровление». Последнее мне и довелось испытать – в самом прямом смысле, в аристотелевском. А то, измученная событиями, затем почти что радостным почти что завершением, не могла уснуть накануне. Да и до того «водило».

Из Франции истязали звонками, Литвы, Германии, спрашивали: «как же помочь?»; говорили: «мы тут стараемся!». Благородные люди – европейцы. И тут, вдруг, всплыло и наше, местное благородство. Оперный театр принял решение отменить запланированный балет-феерию «Тайна Венского леса» и исполнить Messa da Requiem Джузеппе Верди. Само произведение конгениальное, да ещё и в Опере!

Я лично обрадовалась, словно протянутой руке: как же верно музыканты почувствовали момент. Как нам всем повезло, что в их репертуаре было это произведение! Особенно хорош был Василий Навротский, недаром в среде музыкантов существует уверенность, что личностное начало определяет тембр, звучание голоса. А выразительность мимики, благородство черт лица, которые невозможно сымитировать – они либо есть, либо их нет, что и определяет, по сути, талант. Порой казалось, что подлинный трагизм альтовой партии Татьяны Спасской «держал на себе» мессу. Почему-то именно виолончели воспринимались как ведущие инструменты – как «первая скрипка». Представлялось, именно виолончель выстраивает всю драматургию произведения.

Да и «полный оркестр», «полный состав хора» возымел действие, благо «сладостно болезненных эпизодов» хватало. Ну, знаете, которые знаешь, предвкушаешь, ожидаешь и они… звучат. Потому ты внутри их уже пропеваешь.

Слегка посветлело внутри, ещё не полегчало. А то мне накануне и перед выходом звонили и стращали: «Из дому выходить опасно», «Не смей выходить!», «Там хорошо экипированные «титушки» разминаются». Но мне был нужен, до зарезу нужен был катарсис!

Хотя я и видела, и даже подобрала афишки с призывом «Освободим Одессу от майдана», на которой вооружённый до зубов матрос на фоне маяка смотрит мне прямо в лицо. Во-первых, в Одессе нет и не было военной базы; но, во-вторых, накануне экипированные в новые, с иголочки, униформы, вылезшие из автобусов бандиты принялись прицельно избивать журналистов и женщин, а милиционеры стояли, руки в боки, и смотрели. Вот стояли и смотрели!

Зрелище не для слабонервных, несмотря на то, что множество камер и поразбивали. Как не поверить? И хотя я не герой, а простой такой себе порядочный человечек, я отвечала: «Я не могу не пойти. Я нуждаюсь в катарсисе, я нуждаюсь в хорошей музыке». Удивительно, но в фойе пришедшие приветствовались «Слава Украине!» вполне органично. А дирижёр Александру Самоилэ и хормейстер Леонид Бутенко почему-то тоже казались героями. Хотя, если подумать, исполнение «Реквиема» – это ж очевидная, человечная реакция на трагедию.

Кстати, сам анонс вызвал бурную реакцию, в Фэйсбуке было более 5 тысяч перепостов, пришло же, примерно, 500 человек, – театр заполнен был на треть. Неужели, действительно испугались?!

Ута Кильтер, Клуб журналистов «ЯТЬ»