ГлавнаяПрессаПресса за Май 2014Газета «Вечерняя Одесса»: «Нам нужна мечта, надежда, утопия»

15 Май

Газета «Вечерняя Одесса»: «Нам нужна мечта, надежда, утопия»

Вы помните выражения «зияющие высоты», «гомо советикус», «катастройка»? Вы знаете, кому они принадлежат? А представляете, как подобные категории можно... станцевать в балете? Так вот: сегодня, 15 мая, а также 16 и 18 мая на сцене Одесского национального академического театра оперы и балета состоится мировая премьера балетного спектакля «Крик» по роману социолога, философа и писателя Александра Зиновьева «Иди на Голгофу». Именно Зиновьеву, критику советской практики коммунизма, и принадлежат упомянутые определения...

Об этом на пресс-конференции рассказали инициаторы проекта: его куратор — главный балетмейстер ОНАТОБ, заслуженный артист России Юрий Васюченко; хореограф-постановщик балета «Крик», исполнитель в нем центральной партии — ведущий солист Большого театра, заслуженный артист Российской Федерации, лауреат российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» Андрей Меркурьев; руководитель международного научно-образовательного центра им. А. А. Зиновьева в МГУ им. М. В. Ломоносова, хранительница творческого наследия ученого Ольга Зиновьева.

Либретто балета «Крик» по роману «Иди на Голгофу» написали Андрей Меркурьев и Полина Зиновьева, она же выступила как сценограф спектакля. Костюмы придумала художник из Германии Урсула Бургер.

Название балету дали строки из романа: «Крик души. Меняю должность Бога и Вечность на одну минуту заурядного человеческого счастья. Кто согласен на эту мену? Молчание». Спектакль несет в себе идеи автора романа: темы любви, верности, поиска истины. Конечно же, балетмейстер-постановщик Андрей Меркурьев не задавался целью проиллюстрировать литературный текст посредством «наречия тела». Он предпринял попытку создать поэтический образ-символ, навеянный идеями романа: «Я пытался разгадать героя нашего времени».

Музыка к балету составлена из композиций многих авторов: С. Упэна, Ж. Ванденбрука, Э. Меллека, Д. Соллима, А. Торга, М. Рихтера, П. Васкса, Р. Вагнера.

...Александр Александрович Зиновьев (1922—2006) вошел в историю русской общественной мысли как «настоящий (романтический) коммунист, считавший сталинизм изменой идеалам настоящего коммунизма», и как «критик глобального капитализма». «Я диссидентом никогда не был, — утверждал он. — Меня упорно зачисляли в диссиденты». Член КПСС, участник Великой Отечественной, дошедший до Берлина, в глухих 70-х он был снят с должности заведующего кафедрой МГУ и лишен профессуры, как вспоминают, за то, что заступился за преследуемых властями коллег. И тогда он, писавший, кроме научных трудов, и беллетристику, нашел способ переправить свои «ненаучные» произведения на Запад. Из его иронических, наблюдательных эссе и была составлена в 1976 году книга «Зияющие высоты», изданная затем в Швейцарии.

Разразился скандал, книга была названа в СССР «антисоветской», автора лишили научных званий и даже фронтовых наград (а в его фронтовом послужном списке — 31 боевой вылет и Орден Красной Звезды!) и уволили, а в 1978 году «выдворили» из страны вместе с семьей — в ФРГ.

Но Александр Зиновьев не прогнулся и под «капитализм с человеческим лицом»: номинированный на Нобелевскую премию в области литературы, он в 1999 году резко осудил натовские бомбардировки Сербии. И решил вернуться в новую, как тогда представлялось, Россию...

И вот, восстановленный еще в советском гражданстве под «перестройку», на рубеже тысячелетий ученый-социолог, живя в Москве, критикует «западные либеральные ценности» и разрушение наработок советской системы. Не все в этом мире, стало быть, однозначно!.. Однако, как отмечают российские социологи, именно Александр Зиновьев системно, как никто, описал и подверг критике реальную практику русского коммунизма: в социологических исследованиях, многочисленных эссе, в сатирических романах. Наиболее известны его произведения «Светлое будущее», «В преддверии рая», «Желтый дом», «Коммунизм как реальность», «Гомо советикус», «Мой дом — моя чужбина», «Пара беллум», «Ни свободы, ни равенства, ни братства», «Иди на Голгофу» (написана в 1982 г., обнародована в 1985 г.).

«Нам, — убежден был этот гуманист, — нужна мечта, надежда, утопия. Утопия — это великое открытие. Если люди не изобретут новую, на первый взгляд никому не нужную, утопию, то они не выживут в качестве людей».

...Итак, на балетной сцене — «Крик», или «Иди на Голгофу». Начало спектаклей в 18.30.

Валентина Левчук, №69—70 (9987—9988) // 15 мая 2014 г.

Источник