ГлавнаяПрессаПресса за Июнь 2014Сайт BachTrack: Балет в Одессе: «Жизель»

11 Июнь

Сайт BachTrack: Балет в Одессе: «Жизель»

Несмотря на недавние волнения в Украине и трагические смерти второго мая во время стычек между проукраински и пророссийски настроенными активистами, в Одессе перед президентскими выборами в основном было тихо. Самая большая эмоция в городе исходила со сцены очаровательного театра оперы и балета.

Дмитрий Шарай и Александра Воробьёва
© Олег Владимирский

Театр удачно расположен в начале Ришельевской улицы в двух шагах от 192 ступеней Потёмкинской лестницы, которую в 1929 году сделал знаменитой Сергей Эйзенштейн своим немым фильмом «Броненосец Потёмкин» и с которой открывается замечательный вид на оживлённую черноморскую гавань. Бледно-жёлтое здание театра в стиле барокко и рококо было построено в 1884 году по проекту Фердинанда Фельнера и Германа Хельмера, двух венских архитекторов, которые также создали театры в Вене, Дрездене и других европейских городах. Театр в Одессе считается их лучшим творением.

Зрительный зал в белых, красных и золотых тонах вместимостью около 1555 человек – эта маленькая жемчужина недавно стала местом, где дали прекрасный спектакль, романтический балет «Жизель», перед аудиторией, состоящей из взволнованных зрителей, которые выглядели так, будто их привезли автобусами из соседних деревень. (Обычно зал в это время наполняют группы туристов с круизных судов, но из-за напряжённой ситуации туристические компании отменили все стоянки в портах Крыма и рядом с ним на ближайшее обозримое будущее, что больно ударило по туризму в таких городах как Одесса).

Последние 5 лет Одесским балетом руководит бывший премьер Большого театра Юрий Васюченко, который своей работой привнёс в танец стиль, выразительность и хорошую технику, что и призван был доказать этот спектакль.

Александра Воробьёва
© Олег Владимирский

Дирижёр Игорь Чернецкий начал спектакль с большим энтузиазмом и вдохновением, и занавес поднялся над спокойным деревенским пейзажем с озером на заднем плане. Вбежал граф Альберт в развевающемся плаще и, после мимолётного взгляда на деревянный дом Жизель, удалился за мгновение до того, как Ганс появился с букетом полевых цветов для юной крестьянской девушки.

Дмитрий Шарай, светловолосый стройный молодой человек, исполнил партию Альберта, показывая хорошие высокие прыжки с мягкими приземлениями и элегантные длинные прыжки. В первом акте ему немного не хватало драматизма, но он реабилитировался во втором акте, где был более эмоционален, демонстрируя угрызения совести, мольбы о прощении и свою неумирающую любовь к несчастной Жизели. Эту роль танцевала красивая молодая балерина Александра Воробьёва, предложившая образ жизнерадостной весёлой крестьянки, которая сильно выделялась среди других местных девушек в унылых фиолетовых и полосатых платьях своим голубым лифом и белой крахмальной юбкой из тарлатана. Её первые движения на сцене ясно создали образ молодой девушки, казалось бы, увлечённой пылким ухаживанием молодого красивого юноши из соседней деревни. Её взгляды и деланная робость казались естественными, а её живой танец полон радости предвкушения любви. Позже Александра Воробьёва показала себя тонкой лирической балериной с устойчивыми равновесиями и ровной, мягкой фразировкой танца.

Одесский балет

Ганс, более приземлённый, чем Альберт, был хорошо актёрски сыгран Михаилом Перфиловым, и в первом акте ему удалось мимически выразить страдания из-за того, что он теряет Жизель, она уходит к другому мужчине. Сцена охоты, с элегантными бархатными костюмами и танцами крестьян, хотя иногда немного несогласованными, была весьма динамичной. Пара, танцевавшая па-де-де (женщина, продававшая программки, назвала нам только фамилии Варанкина и Ивасенко), представила уверенную молодую девушку с хорошо растянутыми жете и сильными пируэтами, в то время как юноша, не всегда чисто приземлявшийся, показал хороший прыжок и аккуратное партнёрство. Актёрская игра кордебалета была довольно топорной: во время танца Жизель руки [танцоров] подымались как заводные, после чего последовал групповой шок по поводу её внезапной смерти. Однако именно второй акт поднял спектакль на более высокий уровень. И наиболее впечатляющей была Мирта, Повелительница виллис (Алина Хилько). Появившись на сцене миниатюрным бурре, она скользила спокойно и уверенно, словно на роликовых коньках. Её шёлковые и тихие вращения в густом тумане и темноте кладбища на краю озера, батманы с хорошей растяжкой и устойчивые равновесия достойны похвалы.

Александра Воробьёва
© Кирилл Стоянов

Шарай во многом раскрылся в роли Альберта в этом акте. Он показал отточенную классическую технику, больше чувства и свободы в танце, а его эмоции были более выразительными и лучше читались. Танец Воробьёвой также улучшился, её движениями стали более плавными, грациозными и соответствовали музыке. Она отлично выполнила все технически сложные соло, была легка и изящна в своих воздушных прыжках и плавных возвращениях на землю. Пара хорошо дополняла друг друга, и их финальный дуэт растрогал одесскую публику до слёз. Альберт держит её руки в своих. Вдруг он понимает, что Жизель ускользает от него. Он бросается вслед за ней и, когда занавес опускается, видно, как он разбрасывает лилии по дорожке в память о возлюбленной. Зрители притихли, поражённые, перед тем как разразились громкими, медленными, благодарными аплодисментами.

Оригинал 
Автор: Маргарет Уилс, 27 мая 2014
Перевод: Анжелика Кузнецова

Об авторе статьи:
Маргарет Уилс занималась балетом в Москве в течение пяти лет, затем выступала в труппе London City Ballet. Начиная с 1978 года пишет рецензии для многих газет и журналов, включая Dancing Times и Dance Magazine. Маргарет является специалистом по русскому балету и автором книг «Русский балет» и «Карлос Акоста».