ГлавнаяПрессаПресса за Январь 2015Рождественское действо Леси Дычко

29 Янв.

Рождественское действо Леси Дычко

Рождественское действо Леси Дычко

№7—8 (10121—10122) // 22 января 2015 г.

Минувший год для Леси Васильевны Дычко — выдающегося мастера украинской хоровой музыки — оказался юбилейным.

Главной и незыблемой константой является то, что музыка Л. Дычко неподдельным образом, по-человечески, «по-живому», напрямую проходит сквозь сердце, пронизывая слушателя ощущением радости бытия. Краски стиля композитора узнаются с первых колоритных архитектоник пульсирующей аккордики, оставляя в памяти слушателя уникальный авторский — эксклюзивный — знак. Звуковая материя Дычко отличается пряными и красочными гармониями, но, тем не менее, абсолютно понятна и органична в своей живой искренней подлинности. Значительный пласт творчества Леси Дычко составляют сочинения, написанные для хора. Имя композитора уже стало синонимом украинской хоровой музыкальной культуры, ее неотъемлемой частью.

С именем Леси Дычко ассоциируются творческие обращения к аутентике, давним традициям, фольклорным пластам, открытие жанров и форм народной музыки. Дычко была первой, кто стал возрождать жанр литургии в современной музыке, и именно ей принадлежит первенство в создании хоровой оперы. «Ни один хороший оркестр мне не заменит хор», — говорит композитор.

Юбилей Леси Дычко вылился в серию концертов в разных городах Украины, а творческим вкладом Одессы в чествование выдающегося украинского композитора стало премьерное исполнение ее хоровой оперы «Рождественское действо» («Вертеп») для чтеца, солистов, детского и смешанного хоров, трубы, органа и перкуссии в Одесском национальном академическом театре оперы и балета. Мировая премьера сочинения прозвучала в рамках праздничного фестивального проекта «Рождественская мистерия», собрав на театральной сцене яркие хоровые коллективы города. Вместе звучали студенческий хор ОНМА имени А. В. Неждановой (художественный руководитель — Григорий Лиознов, дирижеры — Галина Шпак, Валерий Регрут), женский молодежный хор «Ориана» (художественный руководитель — Галина Шпак) и детские хоры школы педагогической практики ОНМА имени А. В. Неждановой (художественный руководитель — Евгения Бондарь) и ОССМШ имени П. С. Столярского (художественный руководитель — Татьяна Яковчук).

Хоровую оперу «Рождественское действо» Леся Васильевна написала в 1990—1992 гг., посвятив ее украинскому хормейстеру Евгению Савчуку. В этом сочинении композитор обращается к традиции рождественского представления — вертепному театру. Вертеп, в котором роли исполняют люди, а не куклы, стал основой оперы Л. Дычко.

Первоначально только одна — первая — часть оперы была исполнена в концертном варианте национальной хоровой капеллой «Думка». Идейным же вдохновителем исполнения в Одессе полной версии этого сочинения стала доцент ОНМА им. А. В. Неждановой хормейстер Галина Шпак: «Вся история началась с поиска интересного, нового хорового репертуара. В руки попала партитура этой оперы, которую Леся Васильевна передала в дар библиотеке музыкальной академии. Идея исполнения с энтузиазмом была встречена моим коллегой — дирижером Валерием Регрутом, который с радостью согласился воплотить ее в жизнь».

ТВОРЧЕСКАЯ инициатива была поддержана дирекцией Оперного театра, и сочинение выдающегося украинского композитора было включено в рождественскую концертную программу. Кстати, художественному руководителю студенческого хора академии Григорию Семеновичу Лиознову, который много лет лично знаком с Дычко, композитор посвятила хоровое сочинение «Во имя жизни», которое теперь является частью репертуара хора музыкальной академии.

...Кульминационные точки «Вертепа» становятся эмоционально-энергетическими всплесками, которые мгновенно ощущает слушатель, сопереживая и проникаясь торжественными и трагическими событиями сюжетной канвы. Гроздья простых аккордов-трезвучий выстраиваются в неповторимый гармонический язык, используется разнообразная хоровая техника, создающая особый, непростой архитектонический орнамент. Тем не менее, ощущается, насколько органично композитор находится именно в своей природной естественной стихии, разговаривая с аудиторией на своем авторском живом языке. Рождественская история Леси Дычко изумляет и радует своим позитивным зарядом, импульсы от которого, расходясь как круги по воде, поглощают все пространство вокруг.

Трудоемкая работа четырех хормейстеров дала блестящий исполнительский результат — хор из 150 человек звучал как единый целостный организм под безупречным дирижерским управлением Валерия Регрута.

Автор и публика по достоинству оценили прекрасную работу солистов: Марины Годулян (меццо), Юлии Терещук (сопрано), Екатерины Цимбалюк (меццо), Дмитрия Павлюка (бас), Ивана Газинского (баритон), Сергея Зарицкого (тенор), Андрея Чугаевского (баритон), Вероники Струк (орган). Определенная статика, обусловленная спецификой жанра хоровой оперы, была удачно обыграна визуально-драматургическими находками режиссера Оксаны Тараненко, сумевшей найти разнообразные сценические решения постановки, подчеркнув самые выразительные моменты музыкального спектакля.

После премьеры своего сочинения растроганная автор поднялась на сцену выразить глубокую признательность и благодарность коллективу Одесского оперного театра. Исполнение современной украинской музыки является одним из важных и приоритетных направлений развития украинской музыкальной культуры, поэтому, несомненно, в этой связи вызывает уважение позиция театра, инициировавшего премьерную постановку хоровой оперы выдающегося украинского композитора — нашего современника.

Знаю Лесю Васильевну уже много лет, поэтому отмечу, что ей чужды напускной пафос, высокомерие и напыщенность, она искренна, открыта и проста в общении с коллегами, друзьями, студентами, щедра на доброту, поддержку и помощь. Она — человек, с открытым сердцем воспринимающий жизнь и дарящий радость.

Далеко не всегда, не сразу удается в полной мере ощутить масштаб и глубину одаренности творца. Но это не относится к творчеству Леси Дычко. Та «удивительная вибрация в душе», возникающая, по словам Леси Васильевны, в момент возникновения яркой музыкальной идеи, в конечном итоге сполна передается слушателю во время исполнения ее музыки. Эти вибрации остаются в нас навсегда, пробуждая прекрасные мысли, глубокие чувства и яркие эмоции.

Юлия Гомельская. Композитор, кандидат искусствоведения