ГлавнаяПрессаПресса за Июль 2015Интервью с профессором ОНМА им. А.В.Неждановой Риммой Марковной Розенберг

14 Июль

Интервью с профессором ОНМА им. А.В.Неждановой Риммой Марковной Розенберг

Л.С.: Сегодня мы закрываем 205-й сезон в ОНАТОБ шестым премьерным показом оперы Жоржа Бизе «Кармен». Эта долгожданная,  масштабная премьера смогла состояться только благодаря усилиям всего коллектива и по праву стала кульминацией 205-го сезона. Каковы Ваши впечатления о спектакле?

Р.Р.: Спектакль мне понравился, впечатление яркое, праздничное! Особенно привлекают внимание массовые сцены, которые отличаются эффектными сценическими решениями с участием хора (под руководством Л.М. Бутенко и режиссера, балетмейстера – постановщика Г.А.Ковтуна) – он все время в движении, в танце и при этом прекрасно интонирует музыкальный текст. Перед нами  - Испания, Севилья, как, вероятно, ее видели М. Глинка и П. Чайковский и, кстати, никогда не видел Бизе, поскольку не был в Испании. Атмосфера «страстной» Испании передана прекрасно.

Л.С.: Как Вы оцениваете решение общей концепции оперы, ведь не лишен актуальности вопрос о традиции и новаторстве в режиссуре музыкального театра?

Р.Р.: До посещения спектакля я слышала различные отзывы и очень рада, что побывала сама на спектакле, чтобы составить свое мнение.  Я считаю, что в постановке сохранена фабула, сюжетные линии, кульминации в каждом акте и это очень важно, учитывая те «новации», которые сегодня некоторые режиссеры позволяют себе делать, в частности, в «Евгении Онегине» и других классических операх, искажая логику и смысл произведения! Некоторые моменты введены в действие, не нарушая общей композиции спектакля. Так, например, фрагменты из «Арлезианки» Ж. Бизе, написанные композитором перед созданием «Кармен», хотя и несколько удлиняют и так достаточно объемный спектакль, но, бесспорно, добавляют красочности действию и соответствуют музыкальной стилистике оперы.

Л.С.: Работа над любой ролью, в любом спектакле ответственна для артиста.  Но есть особые роли в истории музыкального театра – к таким можно отнести Кармен, Хозе, Эскамильо. Как Вы считаете, справились ли артисты нашего театра со сложной задачей и актерски, и вокально?

Р.Р.: Поскольку я видела только один спектакль, я не могу судить обо всех исполнителях. Мне понравился образ, созданный Таисией Шафранской. Ее Кармен очень убедительна, она раскрывает эволюцию образа, присущий ей внутренний конфликт. Думается, что трагическое начало, заложенное в нем, было бы передано в «сцене гадания» даже без балетного параллельного действия на музыку темы «рока». И хотела спросить о финале –  Хозе не закалывает Кармен кинжалом, а душит ее – у режиссера, видимо, есть ответ на вопрос, которым, наверняка, задаются многие зрители, знающие оперу?

Л.С.: Вы знаете, мы можем говорить о, своего рода, ломке театральных стереотипов – ведь мы «привыкли», если уместно здесь использовать это слово, что Хозе закалывает Кармен. По словам Георгия Ковтуна, такая форма развязки событий, которой завершается наша «Кармен», более достоверна (именно так расправлялись ревнивцы в Испании с предавшими их возлюбленными), но, на мой взгляд, факт достоверности в данном случае не столь важен. Режиссер предлагает убедительный и эффектный ход, проведя через всю оперу по-настоящему красную линию – алая шаль Кармен, как и цветок,  символ ее колдовских чар и роковой страсти становится орудием убийства  в рука Хозе.

Р.Р.: Вернувшись к разговору об исполнителях, хотела бы сказать, что очень хорошо исполнила роль Микаэлы и вокально, и сценически артистка А. Голуб. Выразительными были в своих ролях мужские персонажи. Очень сценичен А.Прокопович (Хозе), особенно в драматических эпизодах, интересен А.Стрюк (Эскамильо).  Достойно звучал оркестр под управлением И. Чернецкого и в лирическом интермеццо, и в драматических, и в бравурных эпизодах. Очень важно, что на протяжении оперы оркестр нигде не заглушал певцов, позволяя услышать все нюансы исполнения их партий. Хочется еще отметить реакцию публики – переполненный зал восторженно воспринимал спектакль! Так что, думаю, театр смело можно поздравить с этой премьерой!

Беседовала помощник гендиректора ОНАТОБ по связям с общественностью, музыковед Людмила Сергейчук.