ГлавнаяПрессаПресса за Январь 2016День: "Новый формат Рождественского фестиваля"

14 Янв.

День: "Новый формат Рождественского фестиваля"

 

Новый формат Рождественского фестиваля

 
Финальный аккорд в Одесской опере — Симфония №9 Бетховена — прозвучал на Щедрый вечер
ИНИЦИАТОР РОЖДЕСТВЕНСКОГО ФОРУМА — ГЛАВНЫЙ ДИРИЖЕР ОДЕССКОЙ ОПЕРЫ АЛЕКСАНДРУ САМОИЛЭ / ФОТО ЮРИЯ ЛИТВИНЕНКО

По инициативе главного дирижера Одесской Оперы Александра Самоилэ ежегодный Рождественский фестиваль, проведение которого стало традицией, обрел новое качество. В программе были предложены произведения мировой культуры.

Открылся форум ораторией Ф. Мендельсона «Илия», которая впервые прозвучала  в Украине. Это масштабное  действо рассчитано на разветвленный исполнительский состав: большой оркестр, хор, солистов, среди которых ведущая роль принадлежит исполнителю сложной партии библейского пророка Илии. История его жития воспроизведена в ряде  ключевых драматичных событий, в которых Илия показан как непреклонный  воин Божий,  способный идти наперекор отступничеству властителей и враждебным настроениям толпы.

Свое мастерство как в динамических подвижных номерах, так и в лирических фрагментах  продемонстрировал хор Одесской оперы, бережно взлелеянный  его многолетним руководителем Леонидом Бутенко. Наравне с хором и оркестром успех произведения обеспечил ведущий солист театра Василий Навротский. Он создал многомерный образ Илии, сурового и несокрушимого, когда шла речь о наказании отступников от истинной веры, сочувственного к горю вдовы, сына которого вернул к жизни, твердого в молитве, растерянного и обессиленного в моменты отчаяния. 

Идею синтеза звуковых, зрительных образов и своеобразных пространственных эффектов продолжил сольный фортепианный вечер известного пианиста мирового уровня, одновременно и художественного руководителя театра Бориса Блоха. Он предложил серьезную программу из произведений Ференца Листа и Фредерика Шопена, которой дал название «Благословление...». С рождественской тематикой была связана пьеса Листа «Благословления Бога в одиночестве», которая входит в его масштабный фортепианный цикл «Поэтические и религиозные гармонии». Это редко исполняемое в концертах произведение входит в репертуар Бориса Блоха и записано им на компакт-диски наряду с тремя тетрадями «Лет странствий» и другими произведениями венгерского мастера. Концерт имел еще один привлекательный подзаголовок: «В силуэтах зала: взгляд со сцены». Слушателям были предложены места прямо на сцене лицом к зрительному залу. Когда поднялся внутренний занавес, открылась волшебная поэтическая картина. Черный рояль на авансцене со строгой фигурой пианиста вырисовывался выразительным силуэтом на фоне освещенного постоянно обновляемыми красками пустого оперного зала уникального здания одесского театра. Искусная работа талантливого художника по свету Вячеслава Ушеренко выступала в гармоничном сочетании с музыкой. Ряд ассоциаций с новеллами Гофмана и с известной кинолентой «Призрак в опере» дополнил кратковременное таинственное появление на втором ярусе  в момент звучания упомянутой пьесы Листа хрупкой молодой женщины в старинном белом наряде.

Несколько неожиданным в рождественской программе показалось предложенное пианистом исполнение известной Сонаты №2 Ф. Шопена с ее трагическими образами и с траурным маршем в третьей части. Трагизм и драматичный надлом музыки сонаты Б. Блох еще больше усилил своей интерпретацией, приблизив образный мир этого позднего произведения композитора к экспрессивным «мефистофельским» мотивам Сонаты Си минор Ф. Листа. Однако смысл выбора произведения и предложенный заостренный ракурс его интерпретации становятся понятными, когда вспомним, в какое тревожное беспокойное время мы живем. Ведь вести о бойцах АТО, погибших от вражеских провокаций, продолжали поступать и в новогоднюю ночь.

Первыми исполнениями в Одессе хоровых произведений рождественской тематики привлек слушателей третий вечер. На нем в сопровождении оркестра театра выступил хор Одесской национальной музыкальной академии имени А. Неждановой (художественный руководитель Г. Лиознов, хормейстеры Г. Шпак, В. Регрут). Программа, которую подготовил дирижер Игорь Чернецкий, состояла из раннего произведения Missa di Gloria Дж. Пуччини и Glоria Ф. Пуленко. Украшением этого концерта стала известная украинская колядка, которую в завершение вместе с детским ансамблем исполнили все участники.

В заключительном концерте Рождественского форума прозвучала Девятая симфония Бетховена. В этом сезоне симфония звучит под сводом выдающегося здания — Одесского оперного театра — уже второй раз. В конце декабря это самое выдающееся произведение мирового музыкального искусства услышали посетители ежегодного концерта в завершение календарного года.

Марина ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО, музыковед
Рубрика: 
Газета: