ГлавнаяПрессаПресса за Апрель 2016Как мятежная луковка победила царствующего цитруса, или Балетные приключения Чиполлино в Одессе

26 Апр.

Как мятежная луковка победила царствующего цитруса, или Балетные приключения Чиполлино в Одессе

 На языке батманов и фуэте можно рассказать любую сказку! Одесские дети получили возможность приобщиться к искусству балета на материале легкой, яркой и не без морали новой постановки. Балет Карена Хачатуряна «Чиполлино» с либретто Геннадия Рыхлова по сказке Джанни Родари «Приключения Чиполлино» погружает маленьких зрителей в волшебную сказочную среду. В отечественной традиции имя главного героя сей волнующей истории часто пишется в варианте «Чипполино», однако наша Опера оттолкнулась от итальянского названия лука – cipolla. Как, впрочем, и создатели культового советского мультфильма о похождениях мятежной молодой луковки.

Фантазия художника-постановщика Дмитрия Чербаджи выплеснулась в масштабные декорации-задники, где множество мелких красочных деталей и есть риск соскользнуть в невнятную пестроту, но все же удается создать впечатление яркой, красивой книги сказок, развернувшей свои страницы на все зеркало сцены. Образы декораций обыгрываются и в жестах персонажей – так, молодой граф Вишенка, гуляя с милой плебейкой Редисочкой по замку, показывает ей нарисованную в окне птичку, изображая руками взмахи крыльев, и дети этот жест сразу же оценивают. Вишенка – интеллигент-аристократ в круглых очках, стеснительный и немного неловкий, в раздумьях он делает несколько ошибок в простых батманах, очевидных даже малышам, которые добродушно над ним смеются. И много еще моментов, когда жестикуляция героев вызывает детские смешки и даже хохот, как удачная шутка, а красивые танцевальные па вызывают гром аплодисментов. Хореография Генриха Майорова в редакции Юрия Васюченко лаконична и выразительна, а самой постановке уже более 40 лет. Мировая премьера этого балета состоялась на сцене Киевской национальной оперы имени Шевченко в 1974 году.


«Долгие годы этот спектакль живет, он уже превратился в классическое наследие, он идет не только на просторах бывшего советского пространства, но в дальнем зарубежье. Этот спектакль принимается всеми с таким интересом, он жив, он все время преображается, все время находит какие-то новые краски. И в этом, конечно, талант хореографа Генриха Александровича Майорова. В этой истории много юмора. Мы в Одессе, и тот юмор, который заложен у одесситов, здесь вылез в хорошем смысле наружу. Но это все надо смотреть, рассказать это невозможно. Я считаю, что спектакль для нас удался, а теперь нам очень важно мнение одесситов. Потому что юмор — это такая тонкая вещь, которую либо понимают, либо нет. Либо нам удалось перенести это на сцену, либо не удалось», — рассказал балетмейстер Юрий Васюченко.

Видимо, удалось! Малыши в зале сперва осторожно принимают меру условности, но заботливые одесские родители им заблаговременно прочитали сказку Джанни Родари, шквал вопросов затихает, начинается радость узнавания: «А вот кум Тыковка!.. А вот синьор Помидор!» Графини Вишенки с лорнетами, в бальных платьях, блещущие аристократическими манерами, по любом поводу готовые изящно хлопнуться в обморок – стопроцентное попадание в образ! Слабое зрение у них семейное, ведь Вишенка тоже в очках, что, однако, не мешает ему проявить отсутствие политической близорукости и встать на сторону народа, подружившись с заядлыми майдановцами Чиполлино и Редисочкой. Но конечно, настоящей парой для такого просвещенного юноши становится не Редисочка, а благородная Магнолия (Эллина Походных), с которой они станцуют уже безо всяких ошибок и заминок классическое па-де-де. Грозные стражники в «Вишневом» замке, выйдя из-за огромных доспехов, оказываются цирковыми силачами-акробатами (Павел Гриц, Виктор Пелих и Денис Черняк), и показывают свои трюки под соответствующие музыкальное сопровождение. Стихия Чиполлино и его народа проявлена композитором в ритмах тарантеллы. Принцу Лимону более приличествуют воинственные марши, отзвуки вальса в моменты зарождающейся симпатии между луковкой и редисочкой, вишенкой и магнолией (вот бы Мичурин порадовался!) тоже присутствуют.

Подготовка спектакля заняла более двух месяцев. Списки исполнителей постоянно менялись. В результате было принято решение оставить несколько ведущих составов на каждый действующий персонаж. Партию задорной луковички, искателя справедливости «из народа» Чипполино исполняет Станислав Варанкин. В партии Магнолии видим яркую и пластичную Эллину Походных, графа Вишенку танцует Дмитрий Шарай, принца Лимона – заслуженный артист Республики Молдова Владимир Статный, синьора Помидора – Богдан Чабанюк, чопорных Вишенок – Анастасия Варанкина и Екатерина Томашек, а задорную Редисочку – Екатерина Бартош.

«Музыка балета очень демократичная, яркая, запоминающаяся. Оркестр с большим удовольствием работал и репетировал, и мне кажется, что в постановочной части все продумано, поэтому скучно однозначно не будет», — уверен дирижер-постановщик Игорь Чернецкий.

Какая там скука! Ловкий революционер Чиполлино лихо крутит туры, крадет ключ от клетки, в которую заключили кума Тыкву, руководит строительством «Тыквенного» домика – простые фрукты-овощи собирают его по кирпичику, а гвардейцы Лимона разбирают, двигаясь заученно-марионеточно, и оттесняют недовольных с дороги кусками шлагбаума, словно наспех склепанными и принятыми законами (родители особенно громко хохочут). Волны народного гнева периодически накатывают на сад-огород: овощной народец грозит кулаками самому принцу Лимону (он очень смешно прихрамывает, явное люмбаго), а в финале Чиполлино засунет его, царственного цитруса, заодно с военачальником синьором Помидором в пузатую пушку, из которой правители вознамерились стрелять по простолюдинам, превратив их не то в компот, не то в винегрет.

В театре надеются, что постановка будет интересна для всей семьи. Первые спектакли показали, что надежды оправдываются. Вот один из откликов на театральном форуме: «Чудесный красочный спектакль! Очень качественный, веселый, понятный даже сами маленьким, интересен и взрослым, тема-то вечная! А уж дети как сопереживали! После спектакля все вокруг только и говорили: «Восторг, восторг!». Труппе и главному балетмейстеру огромное спасибо за этот праздник, такого детского (да и для взрослых) спектакля нам не хватало. Было ощущение, что артисты и сами с большим удовольствием его танцуют!» Справедливое ощущение, впрочем, для детей так и надо: как для взрослых, только лучше!

Автор — Ирэн Адлер, фото — Юрий Литвиненко