ГлавнаяПрессаПресса за Февраль 2017 Испытание «Судьбами» на сцене Одесской оперы

28 Февр.

Испытание «Судьбами» на сцене Одесской оперы

 Впоследствии о балете «Судьбы» на музыку Юлии Гомельской исследователи будут писать: «Премьера сочинения состоялась уже после смерти композитора».

18 и 19 февраля в Одесском театре оперы и балета прошли премьерные показы балета «Судьбы». Для Одесской оперы создание модерн-балета на музыку одесского композитора-современника – явление новое, а в случае с этим балетом  новаторство обуславливается еще и тематикой произведения, связанной с существованием человека в пространстве современных реалий, и зритель с лёгкостью может «примерить» почти каждую из предложенных в сценарии ситуаций на себя. Как сказала моя соседка по ложе, «в балете показывается вся наша жизнь», и с этим нельзя не согласиться. Это балет о нас – обычных людях, сталкивающихся с неотвратимостью роковых обстоятельств – о том, как мы рождаемся, живём, любим, боремся с трудностями, теряем близких и уходим сами.

Драматургическая идея, лежащая в основе общего действия, очень актуальна – она рассказывает как об общемировых проблемах (доминирование масс-медиа, контроль власти над людьми), так и об индивидуальных судьбах, часто ломающихся под гнётом системы, про горе и радость всех в целом и каждого в отдельности.

Хореограф-постановщик Сергей Кон создал на сцене синтетическую картину движения, соединяющую фигуры академического балета и элементы модерн-балета, пантомимы. Солисты Одесского балета под его руководством смогли донести общую драматургическую идею до зрителя, прекрасно справившись с воплощением сценических образов.

Безусловно, интересна работа художника по костюмам (Сергей Васильев) и художника-сценографа (Татьяна Иванова), благодаря которым зритель получил возможность полностью погрузиться в происходящее, и даже почувствовать себя его частью. Они смогли создать яркое, информативное оформление сценического пространства и выразительные характеры персонажей.

Очень важным для полной драматургической картины балета явилось и световое решение – как со стороны высвечивания («выхватывания») ключевых моментов действия, так и со стороны дополнительного визуального плана, включающего в себя использование медиа-проектора (художник по свету Вячеслава Ушеренко, видеография и дизайн Виталия Галака).

Музыка, написанная трагически погибшей два месяца назад Юлией Гомельской – выдающимся одесским композитором, выпускницей Александра Красотова, воспринималась как полноценное симфоническое сочинение, которое, на мой взгляд, впоследствии вполне может звучать в исполнении оркестра как программная симфония.

Стилистическое содержание музыкального материала вобрало в себя большой пласт – в нём слышались и отголоски музыки балетов Стравинского, и ритмо-интонационные элементы, пришедшие из отечественной симфонической классики, и характерные музыкальные обороты – образы, свидетельствующие о существовании композиторской школы Юлии Александровны.

Для меня одним из главных героев музыки стала сама композитор. Возможно, из-за того, что это сочинение действительно оказалось итогом её творческой деятельности, оно звучало как-то особенно в рамках её стиля, вобрав в себя основные тенденции её творчества.

Очень глубокое, очень смыслово наполненное звучание, великолепная оркестровка, потрясающая колористика: мастерская работа с тембрами и моделирование новых тембровых  красок.  Безусловно, невозможно не отметить, насколько  хорошо со своей задачей справились музыканты –  оркестр под управлением Виталия Ковальчука и хор под руководством Ивана Газинского. У этих больших музыкальных коллективов, благодаря прекрасной работе дирижеров, получилось сплотиться в единое целое и донести идею композитора до слушателя.

Балет бьёт навылет в сердце, и это не просто пафосная фраза... Композитор создал балет о судьбе, и собственная судьба пришла за ним так же, как приходила за героями балетного действия...


Выпускница и ассистент-стажер класса Юлии Гомельской

ОНМА им. Неждановой

Анна Стоянова