ГлавнаяПрессаПресса за Март 2018«А также в области балета…»

21 Март

«А также в области балета…»

  «А также в области балета…». В Одесской опере прошел хореографический фестиваль  

 

Четыре незабываемых вечера с классическим балетом провели зрители в Одесском национальном академическом театре оперы и балета на фестивале, посвященном 200-летию Мариуса Петипа (1818-1910). Публике представили три репертуарные постановки с хореографией этого гения классического танца – «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Баядерка». А еще в рамках концертной программы «Гений хореографии» были показаны фрагменты из балетов, которые целиком в ОНАТОБ не идут — это «Арлекинада», «Конек-Горбунок», «Пахита», «Пробуждение Флоры» и «Коппелия».

Для пущей выразительности многое в старинных постановках доверено пантомиме. Например, рассказывая о своей любви к той или иной сказочной красавице, герой непременно опишет рукой круг перед лицом и прижмет ее к сердцу. А вот что именно чувствует, становится ясно, когда затанцует. Конечно, в классическом балете все вертится вокруг прима-балерины, которая, говоря словами поэта, «быстрой ножкой ножку бьет». В «Спящей красавице» партию принцессы Авроры исполнила Наталья Ивасенко, в «Лебедином озере» Елена Добрянская блеснула в партии Одетты-Одилии. Обе солистки ОНАТОБ были обласканы публикой, а в «Баядерке» выступила солистка Австралийского балета Мельбурна Наталья Кущ в партии Никии. Наталье достался образ не сказочной принцессы, а девушки из народа, храмовой танцовщицы, артистки, которая вынуждена улыбаться и плясать даже на свадьбе любимого с дочерью раджи… Самая драматичная, пожалуй, партия из тех, что сочинил Петипа. Интересно, что первоначально в балете был запланирован еще один акт с появлением во дворце призрака Никии, громом и молнией, разрушающей все вокруг, но нехватка рабочих сцены и даже артистов тогда не позволила должным образом «наказать» героев за вероломство. И сейчас такой масштабный замысел вряд ли можно осуществить средствами театра.

 

«Конечно, очень много было таких моментов, как в личной жизни, так и в балете, когда хочется плакать, а надо танцевать, — призналась Наталья Кущ после спектакля. — Не все складывалось гладко, к сожалению, а может быть, и к счастью, так как я все время проходила через какие-то преграды, трудности, благодарная за это судьбе, ведь такой опыт потом выношу на сцену».

«Здесь публика намного теплее, спасибо большое одесской публике за такой теплый прием, — добавила балерина. — И в Европе публика теплая, а в Австралии надо не знаю что сделать, чтобы заслужить такие аплодисменты. Зрители там более сдержанные. Сперва я работала в Украине, начинала в Днепропетровске, потом поехала в Австрию, получила контракт в Вене, пять лет работала в кордебалете. И потом моим наставником стал Мануэль Легри, благодаря которому моя карьера солистки пошла по-другому. Он поверил в меня, и из кордебалета я перешла на ведущие партии. Меня пригласили в Австралию на концерт. Я приехала туда на два месяца, мне очень понравилась эта страна, и когда меня пригласили туда работать, согласилась, хотя и долго раздумывала. В Вене у меня было все прекрасно, я танцевала ведущие партии. Это был мой дом, потому что я прожила там 13 лет. Сложно было решиться уехать, но я решила рискнуть, потому что мы живем один раз, и мне там пообещали много прекрасных партий – например, танцевала в «Ромео и Джульетте» в постановке Кеннета Макмиллана, о чем мечтала ранее. В Австралии я проработала четыре года, получила хороший опыт, но в итоге все же вернулась, там совсем другая культура и другой балет, другая школа, внутри которой мне было очень тяжело. Я – балерина, которая танцует с душой, а там все более технично, спортивно…».

«Постановки Петипа все гениальные! Я просто счастлива, что теперь в моем репертуаре появился еще такой прекрасный балет, как «Баядерка», потому что всегда мечтала Никию станцевать. В Одессе у меня получился двойной дебют: впервые на одесской сцене и впервые в образе Никии», — призналась Наталья.

Фестиваль завершился, но это не означает расставания с хореографией Петипа, будем ею наслаждаться и на спектаклях, и на концертах. И, само собой, показывать на гастролях!

Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева