ГлавнаяРепертуарАрхивСлава в вышних Богу...

Слава в вышних Богу...

Слава в вышних Богу...

10 января, 18:30
Слава в вышних Богу...
В программе: «Мessa di Gloria» Дж. Пуччини, «Gloria» для сопрано, оркестра и хора Ф. Пуленка

Первое исполнение в Одесской опере
Принимают участие:
Солисты оперы: лауреаты международных конкурсов А. Голубь, Г. Гукасян, П. Смирнов, В. Шевченко
Хор Одесской национальной музыкальной академии им. А. В. Неждановой (художественный руководитель - профессор Г. Лиознов, хормейстеры - Г. Шпак, В. Регрут)
Оркестр театра
Дирижер-постановщик - Игорь Чернецкий


О «Messa di Gloria» Дж. Пуччини

Дипломная работа композитора Джакомо Пуччини «Messa di Gloria» впервые была исполнена 12 июля 1880 в г. Лукка в соборе Св. Полино, покровителя колоколов. Она имела огромный успех у публики и вызвала целый ряд противоречивых, порой скандальных реакций в музыкальных и духовных кругах города. Один из учителей Пуччини по композиции маэстро Моско Карнер охарактеризовал произведение как «достаточно удалое, но не лишенное шарма», в то же время, настоятель кафедрального собора г. Лукка признал музыку Мессы «хулиганской и абсолютно непригодной для богослужения». Однако однокурсники композитора все как один считали, что это открытое новое направление в итальянской духовной музыке - «La musica puccinistica». Тем не менее, несмотря на противоречивые оценки, Месса в то определила дальнейший творческий почерк композитора, а некоторые ее фрагменты были использованы в его операх «Манон Леско», «Тоска», «Эдгар», «Мадам Баттерфляй».
По признанию самого Дж. Пуччини, Месса специально названа «Messa di Gloria», учитывая то, что носит скорее прославляющий, чем богослужебный характер. Этим объясняется ее «светскость и плакатность». А для того, чтобы сделать свое произведение более легким для восприятия публикой, Пуччини последовал излюбленному вердиевскому девизу «Оркестр - большая гитара!», и в наиболее яркое место «Quitollis peccata» ввел мелодию популярной народной песни региона Тоскана.

Судьба Мессы сложилась необычно. После первого исполнения она на долгие годы была забыта. Через 70 лет рукопись мессы нашел американский исследователь творчества Джакомо Пуччини - Данте Дофилантино. И только через 72 года после создания она прозвучала снова. Месса написана на традиционный текст католического богослужения на латинском языке. 

О «Gloria» Ф. Пуленка

Кантата Франсиса Пуленка «Gloria» для сопрано, оркестра и хора на слова гимна Gloria in Excelsis Deo (Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение) была создана по заказу Фонда Кусевицкого в честь Сергея Кусевицкого и его жены Натальи. Премьера состоялась 21 января 1961 в Бостоне в исполнении Бостонского симфонического оркестра и хора Pro Musica (дирижер Ш. Мюнш, солистка А. Эдисон. Gloria - древнехристианских богослужебный гимн, входящий в состав католической мессы. Кантата состоит из шести частей, написанных на латыни, в основе - греческий оригинальный текст.

В зрелые годы в мировоззрении Ф. Пуленка произошел перелом. По его словам, в нем «проснулся потомок суровых и богобоязненных горцев, искавших в религии утешения от земных несчастий и с наивной верой возлагающих все надежды на чудеса». Композитор начинает писать духовные произведения, в которых, как отметил музыковед Клод Ростан: «Пуленк подал нам уникальный знак: он создал очень индивидуальный стиль церковной музыки, стиль, который был чужд всяким формулам, клише, всем шаблонам, которыми подпитывалась рутина жанра с начала XIX века».
Действительно, духовным хорам Пуленка присущи особая экспрессия, эмоциональная открытость, стилистическое «многоязычие». В них проявляются характерные особенности григорианской монодии, элементы барочной стилистики и гармонии ХХ века. Сочетая стилевые принципы музыки различных исторических эпох, композитор в уже, казалось бы, давно известном - открывает новую выразительность.
 

Видео

Декабрь, 2017

ПнВтСрЧтПтСбВс
    12345678910111213141516171819202122232425262728293031