ГлавнаяРепертуарАрхив«Вселенная Вагнера»

«Вселенная Вагнера»

«Вселенная Вагнера»

Музыка Рихарда Вагнера
Программа в 2-х отделениях

Длительность концерта с учётом антракта: 3 часа

Музыкальный руководитель и дирижёр - народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ
Хормейстер-постановщик - заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко
Режиссёр, ведущий концерт - Сергей Красных


Члены постановочной группы

Хормейстер – заслуженный деятель искусств Украины Игорь Дидушок
КонцертмейстерыМарина Маринич, Валентин Платов, Наталья Русиняк, Вероника Струк, Лариса Хороленко
Художник по светуВячеслав Ушеренко
Зав. художественно-постановочной частьюВасилий Хомин
Начальник машинно-декорационного цехаВиктор Мелешко
Художники-гримёры – Елена Васильчик, Евгения Галенко


Музыкальный руководитель и главный дирижёр театра – народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ
Главный балетмейстер театра – заслуженный артист России Юрий Васюченко
Главный хормейстер театра – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко

 

О концерте

«Свобода, блаженство, наслаждение, смерть и фаталистическая предопределенность - вот что такое любовный напиток, так гениально изображенный у Вагнера»
Алексей Лосев

Трудно сейчас сказать - по каким причинам, можно только констатировать: музыка Вагнера не звучала в Одесском оперном с 1933 года. Тогда это была опера «Лоэнгрин», поставленная режиссером Николаем Боголюбовым и дирижером Николаем Покровским. До этого, по нашим сведениям, в Одессе ставились вагнеровские оперы «Тангейзер», «Валькирия», «Тристан и Изольда».

В 2013 году весь мир будет отмечать юбилей Рихарда Вагнера (1813 - 1883). Одесский Национальный академический театр оперы и балета представляет к этой дате программу, объединяющую в себе сцены, увертюры, арии из опер композитора.

Программа составлена музыкальным руководителем театра Александру Самоилэ таким образом, чтобы показать единым полотном лучшие образцы вагнеровских опер. Прозвучит музыка из «Летучего голландца», «Валькирии», «Тристана и Изольды», «Лоэнгрина», «Нюрнбергских мейстерзингеров», «Тангейзера» в исполнении оркестра, хора и солистов театра – лауреата международных конкурсов Натальи Павленко (драматическое сопрано) и заслуженного артиста Украины Виктора Митюшкина (драматический баритон).

автор постера - Павел Букловский (РА «Арсенал»)

І отделение

1. Рихард Вагнер. Увертюра к опере «Летучий голландец»
Исполняет оркестр Одесского Национального академического театра оперы и балета

2. Рихард Вагнер. Ария Голландца из оперы «Летучий голландец»
Исполняет заслуженный артист Украины Виктор Митюшкин

3. Рихард Вагнер. Баллада Сенты из оперы «Летучий голландец»
Исполняет лауреат международных конкурсов Наталья Павленко

4. Рихард Вагнер. «Полёт валькирий» из оперы «Валькирия»
Исполняет оркестр Одесского Национального академического театра оперы и балета

5. Рихард Вагнер. «Прелюдия и смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда»
Исполняет оркестр Одесского Национального академического театра оперы и балета и лауреат международных конкурсов Наталья Павленко
 

 

ІІ отделение

1. Рихард Вагнер. Оркестровый антракт к III действию и "Свадебный хор" из оперы «Лоэнгрин»
Исполняют хор и оркестр Одесского Национального академического театра оперы и балета

2. Рихард Вагнер. Увертюра и хорал Св. Иоанну из I действия оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры»
Исполняют хор и симфонический оркестр Одесского Национального академического театра оперы и балета

3. Рихард Вагнер. Выходная ария Елизаветы из оперы «Тангейзер»
Исполняет лауреат международных конкурсов Наталья Павленко

4. Рихард Вагнер. Хор пилигримов и "Молитва Елизаветы" из оперы «Тангейзер»
Исполняет лауреат международных конкурсов Наталья Павленко

5. Рихард Вагнер. Праздничный марш из оперы «Тангейзер»
Исполняет оркестр Одесского Национального академического театра оперы и балета

 

«Вагнер как феномен современной культуры». Эссе Александра Курмачёва

Это он погасил свет в зрительном зале. Это он изобрёл новые духовые инструменты. Реформировал состав оркестра. Ввёл невиданную доселе поэтическую аллитерацию (повторение одинаковых и однородных согласных для усиления акустического эффекта восприятия слов) в сложнейшие философско-поэтические тексты своих музыкальных драм.

Имя Рихарда Вагнера в истории музыкальной культуры всегда будет связано с революционным переосмыслением самой природы музыкального театра, а его знаменитая концепция «Gesamtkustwerk» - преображения (программирования!) действительности посредством взаимодействия всех видов искусства - величайшее открытие, нашедшее своё наивысшее воплощение в современном кинематографе!

Не только своими философскими воззрениями, но и своими музыкальными творениями Вагнер на многие десятилетия опередил историю развития театрального искусства. Недаром когда сегодня новичок впервые сталкивается с творчеством Р.Вагнера, он испытывает ощущение прикосновения к очень современной эстетике, и неудивительно, что наиболее яростными поклонниками музыки великого немецкого романтика XIX в. нередко становятся рокеры и фанаты «хэви-метал».

Чтобы понять суть этого явления, до сих пор влияющего на наши умы и эмоции, лично мне пришлось обратиться к одному из самых знаковых произведений современной культуры – экранизации романа Толкиена «Властелин колец», осуществленной в 2001-2003 гг. Питером Джексоном. И дело не только в удивительных спецэффектах, использованных в этом фильме для визуального воссоздания реальности, на сотворение которой Толкиена вдохновило именно творчество Р.Вагнера, а в сугубо музыкальном феномене этого произведения, своими корнями уходящем в природу одного из самых сложных синтетических жанров музыкального театра, которым является… опера! В опере, как известно, все либо поют, либо говорят под музыку (речитативы). Так вот, в фильме Джексона ни одна фраза, ни один эпизод не случаются без музыкального сопровождения, созданного канадским композитором Говардом Шором. Интересно, что у Шора множество разных музыкальных тем выполняют функцию «визитных карточек» (лейтмотивов) для отдельных образов, героев и даже событий. Эти темы возникают в фильме тогда, когда появляется или упоминается то или иное явление, то есть музыкальное сопровождение этой кинотрилогии полностью повторяет концепцию создания наиболее знакового произведения Вагнера – философского откровения о природе власти и любви – гигантской эпопеи «Кольцо Нибелунга», общее время звучания которой составляет свыше 15 часов, а исполнение которой можно приравнять к настоящему подвигу – не только художественному, но и физическому (известны случаи невероятного истощения и даже смерти исполнителей, принимавших участие в работе над вагнеровскими шедеврами).

Почему из всего наследия Вагнера, среди которого даже яростные противники непростых для восприятия опусов композитора выделяют прежде всего «Тристана и Изольду», «Тангейзера» и «Парсифаля», я хотел бы обратить внимание на «Кольцо»? Дело в том, что именно в «Кольце Нибелунга» Вагнер раскрывается не только как непревзойденный мелодист, театральный новатор и реформатор оркестра, но и как философ, опередивший время и оставивший своим потомкам массу откровений, имеющих непосредственное отношение к нашей жизни. Центральная идея «Кольца» состоит в препарировании природы власти и её зависимости от любви. По сюжету, лишь тот, кто отказывается от любви, от самопожертвования, от восторга эмоциональной зависимости от другого человека, - только тот способен обрести всю необъятную полноту власти над другими. Немалое внимание в эпопее уделяется незаменимости лжи для реализации всей полноты власти. Но неслучайно значительный и важный период жизни Вагнера связан с именем баварского короля Людвига II, который, будучи страстным поклонником творчества Вагнера, сыграл важнейшую роль не только в обеспечении материальной независимости композитора, но и в его воззрениях на природу социального взаимодействия между людьми (политическая деятельность занимала Вагнера ещё до знакомства с Людвигом Баварским, но именно благодаря Людвигу у Вагнера появилась возможность непосредственного участия в политических интригах реальной управленческой бюрократии).

Используя полученный опыт как оппозиционной (до знакомства с баварским королём), так и непосредственно государственной политической активности, в своей эпопее Вагнер вскрывает природу Власти как высшую форму концентрации и воплощения такого человеческого чувства как Страх. Без Страха нет Власти. Власть перестаёт существовать тогда, когда мы перестаём бояться её носителя. В основе легитимности любой власти – наши страхи: страхи перед внешними или внутренними опасностями, страхи за своё здоровье, за своё будущее, за свою жизнь. Именно этой взаимозависимости Власти и Человеческого Страха посвящает свою главную работу великий немецкий гений. Именно это его откровение становится одним из важнейших даже не эстетических, а социологических и – шире – философских прозрений. И, как это ни странно, именно эта сторона работ Вагнера до сих пор остаётся на периферии внимания большинства исследователей его творчества. Именно эта важнейшая и актуальнейшая сторона его наследия затуманивается спорами о значении его в истории музыки.

Сегодня уже бессмысленно говорить о роли Вагнера в истории культуры как композитора: его место в ряду таких гениев как Моцарт, Вебер, Бетховен ни один разумный человек оспаривать не будет, а узнаваемость и популярность мелодии знаменитого «Полета валькирий» из второй части «Кольца» может сравниться, наверное, только с узнаваемостью и популярностью «Танца маленьких лебедей» из «Лебединого озера» (к слову, Чайковский испытал невероятное влияние Вагнера, и даже присутствовал в качестве специального корреспондента на премьере «Кольца» в знаменитом Байройтском Фестивальном театре, построенном специально для представления этой эпопеи!). Но не говорить сегодня о роли Вагнера как одного из наиболее значительных мыслителей, обобщивших в своих художественных (!) произведениях опыт социального взаимодействия человечества, - просто недопустимо. О том, что любовь сильнее смерти, человечество знало и до вагнеровских опусов, но то, что именно Вагнер впервые в мелодраматической форме показал нам, почему любовь несовместима с властью, почему любящий человек не может подчинять, ибо сам оказывается подчиненным и зависимым от объекта своего чувства, мы впервые узнали именно из «Тристана и Изольды», из «Тангейзера», из «Кольца Нибелинга». И неслучайно все герои Вагнера, облеченные властью и испытывающие чувство любви, так или иначе переживают «управленческое» фиаско! Такова же и судьба одного из главных героев «Кольца Нибелунга» - верховного бога Вотана: это судьба живого человека, разрывающегося между долгом, навязываемым ему служебным положением, и чувством, которое он испытывает сначала к сыну, а потом и к внуку. Гибель Вотана становится величайшей трагедией, драмой непримиримости живого человеческого чувства с природой подавления всего живого безжалостными механизмами Власти…

Кто из Художников прошлого оставил последующим поколениям что-либо более важное и ценное для их самопознания и самоидентификации? Что в мировом художественном наследии сегодня для нас представляет более серьёзный и важный интерес для понимания мотивационной базы тех или иных наших решений? Что сегодня нас беспокоит столь же постоянно и необъяснимо, как не отношения личности и государства? Удивительно ли, что именно сегодня вдумчивое восприятие произведений Рихарда Вагнера способно дать ответ на многие вопросы организации жизнедеятельности современного общества и помочь посредством эмоционального сопереживания героям вагнеровских мелодрам осознать социальную природу современного человека?

О Вагнере

«Моя жизнь – море противоречий. Разве только после смерти я выберусь из него», - писал Вагнер. Но и по сей день творения Вагнера (так же, как и сама личность композитора) никого не оставляют равнодушными, приводя в восторг одних и вызывая отторжение у других.

Великий реформатор и творец нового музыкального языка, Вагнер пересказал старинные предания, создав, по сути, свою мифологию в музыке. Повсюду у Вагнера царят магия и колдовство, а неизменный фон всего составляет борьба между добром и злом, грехом и спасением, мраком и светом.

И хотя в музыкальных драмах Вагнера перед нами предстает не реальный мир, а мир легенд древних скандинавов и северных германцев, - драконы, карлики, гиганты, боги и полубоги, рыцари, волшебники, летающие кони и заколдованные замки, - мы познаем в этом себя, вселенную и открываем в музыке Вагнера «безвестные необъятные горизонты» (А. Н. Серов).

Мистический символизм Вагнера удивительным образом созвучен нашей эпохе. Так же близка современному человечеству и тема мировой катастрофы, по Вагнеру - космологического действа, изменяющего самую суть мироздания. И все это, - несмотря на 33 тома философских, публицистических и эпистолярных сочинений, - прежде всего нашло гениальное выражение в самой музыке Вагнера.


«Помню отчетливо и сейчас волшебный, сладостный восторг, охвативший меня, когда я в непосредственной близости слушал звуки оркестра. Самое настраивание инструментов действовало на меня мистически: звуки скрипичной квинты, когда по ней проводили смычком, казались мне приветом из мира духов — и это отмечаю, между прочим, не в переносном, а в прямом, буквальном смысле». (Рихард Вагнер)

«Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью». (Рихард Вагнер)

Детство и отрочество Вагнера полны мистическими переживаниями.

«С самого раннего детства, — пишет Вагнер, — все необъяснимое, таинственное производило на меня чрезвычайное действие. Припоминаю, что даже неодушевленные предметы, как мебель, нередко пугали меня: если я долго оставался один в комнате и сосредоточивал на них свое внимание, то начинал вдруг кричать от страха, так как мне начинало казаться, что эти предметы оживают. До самой моей юности не проходило ни одной ночи, чтобы меня не посетили во сне привидения и чтобы я не просыпался с ужасным криком. Я не переставал кричать до тех пор, пока чей-нибудь человеческий голос меня не успокаивал. Самая жестокая брань и даже побои являлись для меня тогда лишь благодеянием, освобождая от невыразимого ужаса. Никто из моих сестер и братьев не хотел спать вблизи меня, и меня укладывали как можно дальше от других, не соображая, что крики о помощи становились от этого только громче и продолжительнее. В конце концов к ночным скандалам все-таки привыкли».

«Было бы смешно наклеить на подобные переживания какой-нибудь латинский психиатрический термин и на этом успокоиться. В этих состояниях кроется вся мгла и бездна будущих вагнеровских откровений» (А. Ф. Лосев).

«Рихард Вагнер как композитор-созидатель есть творец чудных и поэтических картин, творец моментов прекрасной изобразительной музыки, рассеянных в его драматически-музыкальных произведениях, и в этом его главная сила» (Н. А. Римский-Корсаков).

«Как композитор-реформатор, он создал общее произведение двух искусств, произведение призрачное и не имеющее будущности, но давшее примеры приемов творчества, которые могут быть применяемы в музыке вокально-инструментальной и драматически-сценической» (Н. А. Римский-Корсаков).

«Как музыкально-историческое явление, он есть представитель той крайности, за которую переходить нельзя без ущерба искусству. Своей деятельностью он начертал ту границу, перед которой возможно только отступление» (Н. А. Римский-Корсаков). 

«Звукоподражания Вагнера художественны, звуковоспроизведения по аналогии в высшей степени остроумны и наглядны. Его полет Валькирий, вход медведя, ковка меча, шелест леса, вой бури, плесканье дочерей Рейна, сияние золота в «Нибелунгах», охотничьи рога за сценой, наигрыш пастухов и т. п. изображения полны образности и осязательности благодаря остроумному применению вышеназванных приемов музыкальной пластики и чудной, несравненной оркестровке» (Н. А. Римский-Корсаков).

«Вагнер - современный художник par excellence, Калиостро современности. К его искусству самым соблазнительным образом примешано то, что теперь всем нужнее всего, - три великих возбудителя истощённых: зверское, искусственное и невинное (идиотское)» (Ф. Ницше). 

«Вагнер - великая порча для музыки. Он угадал в ней средство возбуждать больные нервы, - для этого он сделал больною музыку. Он обладает немалым даром изобретательности в искусстве подстрекать самых истощённых, возвращать к жизни полумёртвых. Он мастер в гипнотических приёмах, он валит даже самых сильных, как быков» (Ф. Ницше). 

«Был ли Вагнер вообще музыкантом? Во всяком случае он был больше кое-чем другим: именно несравненным histrio, величайшим мимом, изумительнейшим гением театра, какой только был у немцев, нашим инсценировщиком par excellence. Его место в какой-то другой области, а не в истории музыки: с её великими истыми представителями его не следует смешивать» (Ф. Ницше).

«Надо быть глухим ко всякой красоте музыкальной, чтобы, кроме блестящей и богатейшей палитры... оркестра, не чувствовать в его музыке дыхания чего-то нового в искусстве, чего-то поэтически уносящего вдаль, открывающего безвестные необъятные горизонты» (А. Н. Серов).

«Вагнер видел в искусстве священное тайнодействие, панацею против всех язв общества» (Томас Манн). 

Рихард Вагнер: основные даты жизни и творчества

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Из-за смерти отца, который был полицейским чиновником, первые годы жизни Вагнер воспитывался живописцем, писателем и актёром Людвигом Гейером, который стал его отчимом.

После смерти Гейера в 1821 году семья Вагнеров возвращается в Лейпциг. Пятнадцати лет отроду Вагнер впервые слышит музыку Бетховена и начинает самостоятельное сочинение. Первым учителем будущего композитора становится Теодор Вейнлиг - кантор церкви св. Фомы, где некогда служил И.С. Бах.

В 1828 - 1832 годах Вагнер создаёт несколько сонат и других пьес для фортепиано, ряд оркестровых увертюр, симфонию, музыку к «Фаусту» Гёте (семь пьес).

В эти же годы под влиянием юношеского максимализма Вагнер активно отстаивает свои общественно-политические и эстетические взгляды, направленные против мещанской ограниченности буржуазного уклада.

С 1833 года начинается период скитаний Вагнера.

В 1834 - 1837 годах Вагнер проработал в Магдебурге, а после недолгого пребывания в Кенигсберге он поселился в Риге.

В период с 1837 по 1839 год Вагнер пишет свои первые оперы — «Фея» и «Запрет любви, или Послушница из Палермо». Обе работы довольно слабы. Другое дело третья опера — «Риенци» (1838 - 1840). В ней Вагнер обратился к историческому сюжету. Популярный в те годы роман Булвер-Литтона (издан в 1835 году) рассказывает о последнем народном трибуне, свергнувшем в XIV веке в Риме власть патриции. Вагнер-драматург в этом произведении оказался выше Вагнера-композитора, хотя в опере есть сильные моменты, особенно популярной до сих пор является грандиозная увертюра к ней.

В 1839 году вместе со своей женой, драматической актрисой Минной Планер, Вагнер тайком бежал из Риги в Париж, спасаясь от кредиторов. Вагнеру не удалось утвердиться в Париже. Не помогли ни энергия самого композитора, ни дружеская поддержка Мейербера, которого он позже возненавидел. Вся горечь унижений, испытанных в Париже, переплавилась у Вагнера в ненависть. Живя буквально впроголодь, он отсидел четыре недели в долговой тюрьме, несмотря на то, что не гнушался любой работы: делал переложения для фортепиано отрывков из модных опер, переписывал ноты.

1840 год. Нищий и голодный, Вагнер создаёт в Париже лучшее произведение раннего периода — симфоническую увертюру «Фауст».

1840 – 1843 годы. Всего год отделяет «Риенци» от оперы «Летучий Голландец», но за этот год в сознании Вагнера произошел значительный перелом. Начиная с «Голландца» Вагнер предстаёт совершенно самостоятельным художником, трибуном собственной мелодраматической религии, в которой культ авторской непогрешимости будет разрастаться и выйдет далеко за рамки сугубо эстетических форм.

1845 год. Вагнер заканчивает «Тангейзера». Сюжет новой оперы носит критически антиклерикальный характер: в центре судьба талантливого художника, проклинаемого людьми, но прощаемого Богом. Как и в образе Голландца, в чертах и эстетических воззрениях Тангейзера легко узнаются черты самого Вагнера. Музыка «Тангейзера» до сих пор остаётся одним из непревзойденных по красоте сокровищниц вагнеровских мелодий.

1848 год. Заканчивается восьмилетняя работа над оперой «Лоэнгрин», в сюжете которой снова возникает идея безоговорочного доверия посланнику небес, пришедшему на зов людей ради их же спасения. Премьера оперы состоялась в 1850 году в Веймаре под управлением Листа.

В мае 1849 года композитор принимает участие в революционных событиях в Дрездене.

1849 – 1858 годы. После поражения революции Вагнер десять лет проводит в Швейцарии под покровительством своих почитателей и друзей Везендонков.

1850 год. Вагнер публикует скандальную статью «Еврейство в музыке». Статья, пронизанная антисемитизмом и ненавистью к своим покровителям еврейской национальности, которые не смогли помочь Вагнеру решить его житейские проблемы, признана экстремистской и запрещена к публикации и распространению не только в Израиле, где произведения Вагнера до сих пор запрещены к исполнению, но и в Российской Федерации.

В 1852 году Вагнер заканчивает текст своей тетралогии «Кольцо нибелунга» и завершает партитуру первой части – «Золото Рейна». В 1854 - 1856 годах идёт работа над «Валькирией». Не видя перспектив постановки тетралогии, в 1857 году композитор бросает работу над третьей частью тетралогии, «Зигфридом». Сочинение тетралогии застопорилось на многие годы.

Любовь Вагнера к жене своего цюрихского покровителя – Матильде Везендонк – нашла своё отражение в томительно-мучительной-роскошно-убийственной музыке самой красивой и совершенной оперы Вагнера – «Тристане и Изольде».

В 1860 году Вагнер добивается амнистии и получает разрешение вернуться в Германию.

1863 год. Вагнер принимает приглашение посетить Россию, где он даёт шесть концертов в Петербурге и три в Москве. Выступления Вагнера оставили неизгладимый след в памяти российских музыкантов. По возвращению в Германию Вагнер снова вынужден спасаться бегством от кредиторов.

В мае 1864 года восемнадцатилетний баварский король Людвиг II приглашает Вагнера в Мюнхен, оплачивает долги композитора и оказывает ему всяческое покровительство, которым тщеславный Вагнер не преминул воспользоваться, начав активно вмешиваться в государственные дела королевства. В декабре 1865 года терпение правительства иссякло и Людвиг был вынужден просить Вагнера покинуть Мюнхен. Всё это происходило на фоне невиданного по тем временам скандала – романа композитора с женой своего друга, почитателя и дирижера премьерного показа «Тристана и Изольды» – Ганса фон Бюлова – Козимой. Вагнеру в то время было 53 года, Козиме — 29. Козима была не только женой знаменитого дирижёра, но и дочерью великого Ференца Листа, который на долгие годы разорвет отношения с Вагнером из-за разрушения семейного очага своей дочери. И лишь незадолго до смерти Листа враждующие родственники примирятся в родовом гнезде в Байройте.

 

В 1868-1871 годах Вагнер заканчивает третью часть тетралогии «Кольцо нибелунга» — оперу «Зигфрид». В 1869 - 1874 годах создаётся последняя часть эпопеи - опера «Гибель богов».

1872 год. На севере Баварии – в небольшом городке Байройте происходит закладка здания нового театра. По этому поводу в торжественной обстановке Вагнер дирижировал Девятой симфонией Бетховена — это было его последнее публичное выступление в качестве дирижера. Спустя два года он с семьей переселился в Байройт в собственную виллу, ставшую впоследствии местом паломничества вагнероманов.

В 1876 году открывается Байройтский Фестивальный театр. И зрительный зал на 2000 мест, ряды которого подымались подобно древнегреческому амфитеатру, и отсутствие обычных ярусов и лож, и неудобные жесткие сиденья, и невероятная по форме оркестровая яма, создававшая удивительный акустический эффект появления звука из-под земли, - всё было необычно!

В 1877 году Вагнер создает либретто оперы «Парсифаль», над музыкой которой композитор работал последние пять лет жизни. В этой мистерии Вагнер соединяет несоединимое – антиклерикальный выпад против жестокости христианских испытаний и противопоставление мук сексуального влечения чувству долга и верности божественному предназначению. «Парсифаль» до сих пор остаётся одной из самых сложных для понимания загадок композитора, его самым глубоким и самым противоречивым завещанием.

Спустя полгода после премьеры, во время отдыха в Венеции, 13 февраля 1883 года Вагнер внезапно скончался, не дожив до своего семидесятилетия.

(В биографической справке использованы материалы книги Марины Раку «Вагнер. Путеводитель», 2007 г.)

Произведения Рихарда Вагнера

Оперы (всего 13)

«Феи» (1833—1834)

«Запрет любви» (1834—1836)
«Риенци» (1838—1840, премьера — 1842)
«Моряк-скиталец» («Летучий голландец») (1840—1841, премьера— 1843)
«Тангейзер» (1843—1845, премьера — 1845)
«Лоэнгрин» (1845—1848, премьера— 1850)
«Золото Рейна» (1852—1854, премьера — 1869)
«Валькирия» (1852—1856, премьера — 1870)
«Тристан и Изольда» (1857—1859, премьера — 1865)
«Нюрнбергские мейстерзингеры» (1861 —1867, премьера — 1868)
«Зигфрид» (1851 —1871, премьера — 1876)
«Гибель богов» (1848—1874, премьера — 1876)
«Парсифаль» (1877—1882, премьера — 1882)

Симфонические произведения

Увертюра B-dur (1830)
Концертная увертюра C-dur (1832)
Увертюра и финал к трагедии Раупаха «Король Энцио» (1832)
Симфония C-dur (1832)
Увертюра к пьесе Апеля «Колумб» (1835)
«Польша», увертюра (1836)
«Правь, Британия», увертюра (1837)
«Фауст», увертюра (1840, переработка — 1855)
Марш присяги на верность (1854)
«Зигфрид-идиллия» (1870)
Императорский марш (1871)
Большой торжественный марш (к 100-летию провозглашения независимости США) (1876)

Вокальные произведения

Сцена и ария (1832)
7 пьес к «Фаусту» Гёте (1832)
Кантата к Новому году (1835)
«Елка» (1838)
3 романса на французские тексты: «Спи, мое дитя», «Малютка» («Роза»), «Ожидание» (1840)
«Два гренадера» (1840)
«Торжественная песнь» для мужского хора (1843)
«Трапеза апостолов» для мужского хора и оркестра (1843)
«Приветствие королю» для мужского хора a cappella (1844)
5 стихотворений для женского голоса с фортепиано: «Ангел», «Грезы», «Печаль», «Стой!», «В теплице» (1857—1858)

Фортепианные произведения

Соната B-dur (1831)
Полонез в 4 руки (1831)
Фантазия fis-moll (1831)
Соната A-dur (1832)
Соната в альбом М. Везендонк (1853)
«Листок из альбома» C-dur (1861)
«Листок из альбома» Es-dur (1875)

Литературные сочинения

16 томов сочинений Вагнера содержат множество работ по вопросам истории, политики, культуры, театра, музыки. Среди этих работ:
«Паломничество к Бетховену» (1840)
«Искусство и революция» (1849)
«Художественное произведение будущего» (1850)
«Опера и драма» (1850—1851)
«Обращение к друзьям» (1851)
«О симфонических поэмах Листа» (1857)
«О дирижировании» (1869)
«Бетховен» (1870)
«Моя жизнь» (1865—1870)
«О применении музыки к драме» (1879)

(источник – В.Конен «История зарубежной музыки. Вторая половина XIX в.»)

Видео