ГлавнаяРепертуарАрхив«Вселенная Вагнера»Рихард Вагнер: основные даты жизни и творчества

Рихард Вагнер: основные даты жизни и творчества

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Из-за смерти отца, который был полицейским чиновником, первые годы жизни Вагнер воспитывался живописцем, писателем и актёром Людвигом Гейером, который стал его отчимом.

После смерти Гейера в 1821 году семья Вагнеров возвращается в Лейпциг. Пятнадцати лет отроду Вагнер впервые слышит музыку Бетховена и начинает самостоятельное сочинение. Первым учителем будущего композитора становится Теодор Вейнлиг - кантор церкви св. Фомы, где некогда служил И.С. Бах.

В 1828 - 1832 годах Вагнер создаёт несколько сонат и других пьес для фортепиано, ряд оркестровых увертюр, симфонию, музыку к «Фаусту» Гёте (семь пьес).

В эти же годы под влиянием юношеского максимализма Вагнер активно отстаивает свои общественно-политические и эстетические взгляды, направленные против мещанской ограниченности буржуазного уклада.

С 1833 года начинается период скитаний Вагнера.

В 1834 - 1837 годах Вагнер проработал в Магдебурге, а после недолгого пребывания в Кенигсберге он поселился в Риге.

В период с 1837 по 1839 год Вагнер пишет свои первые оперы — «Фея» и «Запрет любви, или Послушница из Палермо». Обе работы довольно слабы. Другое дело третья опера — «Риенци» (1838 - 1840). В ней Вагнер обратился к историческому сюжету. Популярный в те годы роман Булвер-Литтона (издан в 1835 году) рассказывает о последнем народном трибуне, свергнувшем в XIV веке в Риме власть патриции. Вагнер-драматург в этом произведении оказался выше Вагнера-композитора, хотя в опере есть сильные моменты, особенно популярной до сих пор является грандиозная увертюра к ней.

В 1839 году вместе со своей женой, драматической актрисой Минной Планер, Вагнер тайком бежал из Риги в Париж, спасаясь от кредиторов. Вагнеру не удалось утвердиться в Париже. Не помогли ни энергия самого композитора, ни дружеская поддержка Мейербера, которого он позже возненавидел. Вся горечь унижений, испытанных в Париже, переплавилась у Вагнера в ненависть. Живя буквально впроголодь, он отсидел четыре недели в долговой тюрьме, несмотря на то, что не гнушался любой работы: делал переложения для фортепиано отрывков из модных опер, переписывал ноты.

1840 год. Нищий и голодный, Вагнер создаёт в Париже лучшее произведение раннего периода — симфоническую увертюру «Фауст».

1840 – 1843 годы. Всего год отделяет «Риенци» от оперы «Летучий Голландец», но за этот год в сознании Вагнера произошел значительный перелом. Начиная с «Голландца» Вагнер предстаёт совершенно самостоятельным художником, трибуном собственной мелодраматической религии, в которой культ авторской непогрешимости будет разрастаться и выйдет далеко за рамки сугубо эстетических форм.

1845 год. Вагнер заканчивает «Тангейзера». Сюжет новой оперы носит критически антиклерикальный характер: в центре судьба талантливого художника, проклинаемого людьми, но прощаемого Богом. Как и в образе Голландца, в чертах и эстетических воззрениях Тангейзера легко узнаются черты самого Вагнера. Музыка «Тангейзера» до сих пор остаётся одним из непревзойденных по красоте сокровищниц вагнеровских мелодий.

1848 год. Заканчивается восьмилетняя работа над оперой «Лоэнгрин», в сюжете которой снова возникает идея безоговорочного доверия посланнику небес, пришедшему на зов людей ради их же спасения. Премьера оперы состоялась в 1850 году в Веймаре под управлением Листа.

В мае 1849 года композитор принимает участие в революционных событиях в Дрездене.

1849 – 1858 годы. После поражения революции Вагнер десять лет проводит в Швейцарии под покровительством своих почитателей и друзей Везендонков.

1850 год. Вагнер публикует скандальную статью «Еврейство в музыке». Статья, пронизанная антисемитизмом и ненавистью к своим покровителям еврейской национальности, которые не смогли помочь Вагнеру решить его житейские проблемы, признана экстремистской и запрещена к публикации и распространению не только в Израиле, где произведения Вагнера до сих пор запрещены к исполнению, но и в Российской Федерации.

В 1852 году Вагнер заканчивает текст своей тетралогии «Кольцо нибелунга» и завершает партитуру первой части – «Золото Рейна». В 1854 - 1856 годах идёт работа над «Валькирией». Не видя перспектив постановки тетралогии, в 1857 году композитор бросает работу над третьей частью тетралогии, «Зигфридом». Сочинение тетралогии застопорилось на многие годы.

Любовь Вагнера к жене своего цюрихского покровителя – Матильде Везендонк – нашла своё отражение в томительно-мучительной-роскошно-убийственной музыке самой красивой и совершенной оперы Вагнера – «Тристане и Изольде».

В 1860 году Вагнер добивается амнистии и получает разрешение вернуться в Германию.

1863 год. Вагнер принимает приглашение посетить Россию, где он даёт шесть концертов в Петербурге и три в Москве. Выступления Вагнера оставили неизгладимый след в памяти российских музыкантов. По возвращению в Германию Вагнер снова вынужден спасаться бегством от кредиторов.

В мае 1864 года восемнадцатилетний баварский король Людвиг II приглашает Вагнера в Мюнхен, оплачивает долги композитора и оказывает ему всяческое покровительство, которым тщеславный Вагнер не преминул воспользоваться, начав активно вмешиваться в государственные дела королевства. В декабре 1865 года терпение правительства иссякло и Людвиг был вынужден просить Вагнера покинуть Мюнхен. Всё это происходило на фоне невиданного по тем временам скандала – романа композитора с женой своего друга, почитателя и дирижера премьерного показа «Тристана и Изольды» – Ганса фон Бюлова – Козимой. Вагнеру в то время было 53 года, Козиме — 29. Козима была не только женой знаменитого дирижёра, но и дочерью великого Ференца Листа, который на долгие годы разорвет отношения с Вагнером из-за разрушения семейного очага своей дочери. И лишь незадолго до смерти Листа враждующие родственники примирятся в родовом гнезде в Байройте.

 

В 1868-1871 годах Вагнер заканчивает третью часть тетралогии «Кольцо нибелунга» — оперу «Зигфрид». В 1869 - 1874 годах создаётся последняя часть эпопеи - опера «Гибель богов».

1872 год. На севере Баварии – в небольшом городке Байройте происходит закладка здания нового театра. По этому поводу в торжественной обстановке Вагнер дирижировал Девятой симфонией Бетховена — это было его последнее публичное выступление в качестве дирижера. Спустя два года он с семьей переселился в Байройт в собственную виллу, ставшую впоследствии местом паломничества вагнероманов.

В 1876 году открывается Байройтский Фестивальный театр. И зрительный зал на 2000 мест, ряды которого подымались подобно древнегреческому амфитеатру, и отсутствие обычных ярусов и лож, и неудобные жесткие сиденья, и невероятная по форме оркестровая яма, создававшая удивительный акустический эффект появления звука из-под земли, - всё было необычно!

В 1877 году Вагнер создает либретто оперы «Парсифаль», над музыкой которой композитор работал последние пять лет жизни. В этой мистерии Вагнер соединяет несоединимое – антиклерикальный выпад против жестокости христианских испытаний и противопоставление мук сексуального влечения чувству долга и верности божественному предназначению. «Парсифаль» до сих пор остаётся одной из самых сложных для понимания загадок композитора, его самым глубоким и самым противоречивым завещанием.

Спустя полгода после премьеры, во время отдыха в Венеции, 13 февраля 1883 года Вагнер внезапно скончался, не дожив до своего семидесятилетия.

(В биографической справке использованы материалы книги Марины Раку «Вагнер. Путеводитель», 2007 г.)


Видео

    Декабрь, 2016

    ПнВтСрЧтПтСбВс
       12345678910111213141516171819202122232425262728293031