«Дон Кихот»

ГлавнаяРепертуарБалеты«Дон Кихот»

«Дон Кихот»

«Дон Кихот»

Музыка Людвига Минкуса
Балет в 3-х действиях
Либретто Мариуса Петипа по мотивам одноименного романа Мигеля де Сервантеса
Хореография Мариуса Петипа и Александра Горского
Новая хореографическая редакция заслуженного артиста России
 Юрия Васюченко

Длительность спектакля с антрактами: 2 часа 30 минут

Дирижёр-постановщик - Оксана Лынив
Художник-постановщик - заслуженный художник Украины Наталья Бевзенко-Зинкина
Режиссёры, ведущие спектакль - заслуженный работник культуры Наталья Григор, Сергей Красных


Члены постановочной группы

Заведующий балетной труппой – заслуженный артист Украины Гарри Севоян
Ассистент балетмейстера – Майя Мамлеева
Зав. режиссёрской частью – Лариса Калашник

Балетмейстеры-репетиторы – народная артистка Украины Наталия Барышева, народная артистка Украины Елена Барановская, народный артист Украины Михаил Петухов, заслуженный артист Украины Юрий Карлин, заслуженная артистка Украины Нина Стоян 
Концертмейстеры – Лолита ГригорянЛия ЧибалашвилиИнна ШведенкоАнастасия МарушкоЮлиан Шумаков

Режиссёры, ведущие спектакль – заслуженный работник культуры Украины Наталья Григор, Сергей Красных
Зав. художественно-постановочной частью – Виктор Янчук
Художник по свету – Вячеслав Ушеренко
Начальник машинно-декорационного цеха – Виктор Мелешко
Художники-гримёры – Елена ВасильчукЕвгения Галенко
Костюмеры - Оксана ЧабаненкоГалина Чебышева


Главный дирижёр театра – народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ

Главный режиссёр театра – Оксана Тараненко
 

О балете

Мировая премьера - Большой театр, Москва, 14 декабря 1869 года
Первая постановка в Одесском театре оперы и балета - февраль 1933 года
Премьера нынешней редакции - 17, 18 и 23 ноября 2012

Кинематограф, живопись, театр, музыкальная сцена, неоднократно обращались к сюжету великого романа Мигеля де Сервантеса «Премудрый идальго Дон Кихот Ламанчский».

Впервые балет с таким названием был представлен в 1740 году в Вене талантливым австрийском хореографом Францем Гильфердингом. За 270 лет зрители увидели варианты прочтения темы странствующего рыцаря многими балетмейстерами, среди которых Жан Жорж Новер, Луи Милон, Шарль Дидло, Август Бурнонвиль, Серж Лифарь, Джордж Баланчин.

Одним из лучших, без сомнения, считается балет в постановке выдающегося хореографа Мариуса Петипа. При подготовке либретто будущего спектакля он использовал те главы романа Сервантеса, которые были посвящены свадьбе Китерии и Камачо (в балете они получили имена Китри и Базиля). Главные герои романа - Дон Кихот и Санчо Панса в балетном сюжете стали персонажами второго плана.

Профессиональный знаток специфики балетного театра и требований к балетной музыке, Людвиг Минкус на заказ Мариуса Петипа создал яркую музыкальную партитуру.

Премьера «Дон Кихота» состоялась 14 декабря 1869 года в Большом театре Москвы. Оркестром дирижировал сам композитор. Спектакль имел большой успех и вскоре был перенесен в Петербург. Для новой постановки Петипа основательно переработал сценарий. Теперь одна и та же балерина исполняла роли Китри и Дульсинеи - дамы сердца Дон Кихота, а блистательные классические па кроме сцены сна появились и в финальной картине – на балу.

На хореографическую версию Петипа обращали внимание многие балетмейстеры, но наиболее удачной считают постановку выдающегося русского хореографа Александра Горского. Все последующие постановки осуществлялись в значительной степени на основе их редакций.

Одесситы впервые увидели балет «Дон Кихот» в феврале 1933-го года в постановке Павла Вирского и Николая Болотова. В 1936-м Михаил Моисеев предложил свою версию балета, которая имела долгую сценическую жизнь. Спустя 16 лет, в 1952-м, Вахтанг Вронский возобновил спектакль, опираясь на лучшие образцы классической традиции Петипа и Горского. Впоследствии в постановках «Дон Кихота» перед одесским зрителем представало всё многообразие стилей и хореографических средств балетмейстеров Николая Трегубова (1966), Игоря Чернышева (1970), Виктора Смирнова-Голованова и Натальи Рыженко (1979).

Пролог

Перечитывая вновь и вновь страницы рыцарских романов, Дон Кихот мечтает о жизни, полной подвигов и славы, как у героев его любимых книг. Со своим верным оруженосцем Санчо Пансой он отправляется в дальние страны на поиски приключений. 

Действие I

Солнечная Барселона встречает зрителей ярким испанским народным праздником. Молодые тореро, нарядно одетые крестьяне, каталонские кавалеры с вдохновением наблюдают за танцем дочери трактирщика Лоренцо - очаровательной Китри. Но она не обращает внимания ни на кого, ведь её сердце давно принадлежит бедному цирюльнику Базилю, также влюблённому в неё.

Чувственный танец Китри и Базиля прерывает Лоренцо, которому не нравится избранник дочери. Трактирщику больше по душе богатый дворянин Гамаш. Ему Лоренцо уже пообещал руку девушки.

Тем временем на сцене царит настоящая феерия танца: один за другим пленяют своим исполнением стремительный тореро, уличная танцовщица, роскошная Мерседес, и, наконец, Эспада - главный тореадор.

В самый разгар веселья на площади появляются Дон Кихот и Санчо Панса. Лоренцо, которого рыцарь принимает за хозяина замка, приглашает гостей к себе. Тем временем молодежь пытается подшутить над Санчо Пансой, но Дон Кихот спешит ему на помощь.

Увидев Китри, благородный идальго принимает её за прекрасную Дульсинею - даму своего сердца - и приглашает на менуэт.

Чтобы побыть наедине, влюблённые убегают из дома. Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот отправляются на их поиски.

 

Действие II

Под характерные испанские ритмы перед зрителем предстает цыганская таверна. Именно сюда сбежали Китри и Базиль.

Завораживающее соло кларнета предваряет появление цыганского дуэта, на смену которому приходят яркие, наполненные жаркой андалузской романтикой соло Эспадо и Мерседес.

Под шутливый марш в таверну заходят Лоренцо, Гамаш, Дон Кихот и Санчо Панса. Лоренцо хочет объявить о помолвке дочери и Гамаша, но Базиль разыгрывает сцену самоубийства. Дон Кихот уговаривает Лоренцо благословить Китри и «умирающего» Базиля на брак. Когда тот дает согласие, парень с улыбкой «оживает».

Светает. На поляне расположился цыганский табор. Спокойствие сонного утра нарушает стремительный танец цыган. Дон Кихот с интересом наблюдает за ним. Цыгане решают разыграть рыцаря. Благородный идальго, не понимая шутки, с оружием в руках разгоняет их. Обессиленный Дон Кихот засыпает.

Во сне Рыцарю Печального Образа видится царство дриад. Одна за другой танцуют перед ним эти неземные существа. В его воображении, вырисовывается образ любимой Дульсинеи, так похожей на Китри. Завораживающее рыцаря проникновенное соло плавно перетекает в танец лесных нимф.

 

Действие III

В замке всё готово к свадьбе Китри и Базиля. Дон Кихот благословляет молодых на счастливую семейную жизнь. Гости исполняют испанские народные танцы. Апогеем балета становится страстное гран па влюблённых. 

Действующие лица и исполнители

ДОН КИХОТ, странствующий рыцарь - заслуженный артист Украины Гарри Севоян, Вячеслав КравченкоСтанислав Скрынник
САНЧО ПАНСА, оруженосец Дон Кихота - Николай Вориводин, Павел Гриц, Денис Черняк
ЛОРЕНЦО, трактирщик - Юрий Медведев, Богдан ЧабанюкВадим Круссер 
ЖЕНА ЛОРЕНЦО - Полина Осетрова, Оксана Фоменко
КИТРИ, их дочь - заслуженная артистка Республики Молдова Мария ПолюдоваТатьяна АфанютинаЕлена Добрянская, Елена КондратьеваАлина Хилько, Наталия Ивасенко
БАЗИЛЬ, цирюльник - заслуженный артист Украины Сергей Доценко, заслуженный артист Республики Молдова Владимир СтатныйСтанислав СкрынникДмитрий Шарай, Павел ГрицВиктор Томашек
ГАМАШ, богатый дворянин - Денис Васильев, Юрий Медведев, Сергей Ткачук
ПОДРУГИ КИТРИ - заслуженная артистка Украины Ольга РожевичРадмила Аитова, Татьяна Афанютина, Александра Воробьёва, Ольга ВоробьёваЛюдмила Грекова, Наталия ИвасенкоЕлена Кондратьева, Мария РязанцеваАнна ТютюнникАлина Хилько  
ЭСПАДА, тореадор - заслуженный артист Украины Сергей Доценко, заслуженный артист Украины Гарри Севоян, Дмитрий БартошСтанислав Скрынник, Дмитрий Шарай 
УЛИЧНАЯ ТАНЦОВЩИЦА - Татьяна Афанютина, Александра ВоробьёваКсения КравченкоЭллина ПоходныхМария РязанцеваСтелла Чернова 
МЕРСЕДЕС - Ксения Кравченко, Оксана Тункевич, Стелла Чернова, Анна Чернявская, Екатерина Томашек 
ЦЫГАНКА - Татьяна Афанютина, Оксана Бабич, Ксения Кравченко, Елена Пономарёва, Оксана Тункевич, Екатерина Томашек
ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА ДРИАД - Александра Воробьёва, Ольга Воробьёва, Екатерина КальченкоЭллина ПоходныхАнна ТютюнникАлина Хилько 
АМУР - Радмила Аитова, Екатерина БартошНаталия ИвасенкоЕлена КондратьеваМарина СтрижаковаАнна Тютюнник
ТАНЕЦ ДЖИГА - Людмила Грекова, Янина Киселёва, Ольга ПилипейкоСтанислав ВаранкинДенис Васильев, Николай Вориводин, Павел Гриц, Виктор Пелих, Денис Черняк 

БОЛЕРО - Оксана Бабич, Ксения КравченкоМария РязанцеваСтелла Чернова, Анна Чернявская, Оксана Тункевич, заслуженный артист Украины Сергей ДоценкоЮрий Медведев, Игорь Саражинский, Станислав Скрынник, Дмитрий Шарай
ВАРИАЦИИ - заслуженная артистка Украины Ольга Рожевич, Радмила Аитова, Александра Воробьёва, Ольга ВоробьёваЛюдмила ГрековаОксана ДемченкоНаталия ИвасенкоЕлена Кондратьева, Анна Тютюнник

Исполнители в ближайшем спектакле

Состав исполнителей 19 ноября

  • ДОН КИХОТ, странствующий рыцарь - Юрий Медведев (впервые)
  • САНЧО ПАНСА, оруженосец Дон Кихота - Николай Вориводин
  • ЛОРЕНЦО, трактирщик - Вадим Круссер 
  • ЖЕНА ЛОРЕНЦО - Полина Калина
  • КИТРИ, их дочь - Эллина Походных
  • БАЗИЛЬ, цирюльник -  Станислав Скрынник
  • ГАМАШ, богатый дворянин -  Сергей Ткачук
  • ПОДРУГИ КИТРИ - заслуженная артистка Украины Ольга Рожевич, Людмила Грекова
  • ЭСПАДА, тореадор - Дмитрий Дзеник (впервые)
  • УЛИЧНАЯ ТАНЦОВЩИЦА - Татьяна Афанютина
  • МЕРСЕДЕС - Татьяна Афанютина
  • ЦЫГАНКА - Оксана Бабич
  • ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА ДРИАД -  Алина Шарай
  • АМУР - Екатерина Бартош
  • ТАНЕЦ ДЖИГА - Радмила Аитова (впервые), Станислав Варанкин, Виктор Пелих, Денис Черняк 
  • БОЛЕРО - Кристина Ветчинкина, Дмитрий Дзеник
  • ВАРИАЦИИ - заслуженная артистка Украины Ольга Рожевич,Людмила Грекова
 Дирижер - Игорь Чернецкий

О Людвиге Минкусе

Людвиг Минкус (1826-1917) – музыкант, композитор, австриец чешского происхождения, значительную часть жизни проживший в России.

Людвиг Минкус – один из самых знаменитых авторов балетной музыки второй половины XIX века. Его талант композитора и скрипача оценили только в России, куда он переехал в начале 1850-х годов. Благодаря своей настойчивости, работоспособности и таланту Людвиг Минкус за короткое время прошел путь от капельмейстера оркестра крепостного театра князя Юсупова до профессора по классу скрипки Московской консерватории.

Как балетный композитор Минкус дебютировал в России в 1863 году с балетом «Пламя любви, или Саламандра». После премьеры «Дон Кихота», который имел огромный успех, он получил место первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров. В плодотворном соавторстве с хореографом Мариусом Петипа композитор создал 16 балетов, из которых наибольшую популярность получили «Баядерка» и «Дон Кихот».

Жизнерадостная, мелодичная, ритмичная музыка - секрет успеха балетов Минкуса, которые до сих пор входят в репертуары ведущих театров мира.

О Мариусе Петипа

Мариус Иванович Петипа (1818 – 1910) – легендарный балетмейстер, артист балета и педагог, француз по происхождению. Балет конца XIX века часто называют «эпохой Петипа», и это не случайно, ведь он создал более 50 спектаклей, которые живут в репертуаре театров и сегодня.

Талант и гениальные способности Мариуса Петипа раскрылись в России, куда он был приглашен в 1847 году. До конца жизни работал в Петербурге в качестве артиста балета, с 1862 года – балетмейстера, а с 1869 года – главного балетмейстера. Перечень балетов, поставленных Петипа на русской сцене, велик – их около 70, а оригинальных постановок – 46, не считая танцев для опер и дивертисментов. 

Конечно, во временем балет развивался, возникали новые хореографические редакции, однако бесспорно, спектакли в постановке Мариуса Петипа стали целой эпохой на балетной сцене и его хореография захватывает зрителя до сих пор.

Об Александре Горском

Александр Алексеевич Горский (1871 – 1924) – танцовщик, выдающийся русский балетмейстер, хореограф-реформатор.

Премьера балета «Дон Кихот» (1900) в редакции Александра Горского сразу же разделила критиков, зрителей и труппу на два лагеря. Используя режиссёрские принципы Художественного театра и достижения балетмейстера Льва Иванова, Горский изменил общепринятые каноны классического балета, обогатив его элементами народной хореографии.

Александра Алексеевича поддержали молодежь Большого театра, артисты частной оперы Саввы Ивановича Мамонтова, Константин Коровин и Александр Головин, которые создали новые декорации и костюмы к спектаклю. Они не ошиблись, ведь спектакль в хореографической редакции Горского уже более ста лет живёт на сценах многих театров.

О балете «Дон Кихот». Эссе Нелли Ивановой-Георгиевской

«Дон Кихот» – один из самых популярных балетов в репертуаре едва ли не всех балетных трупп мира. Это произошло благодаря яркой танцевальности, выразительной мелодичности и ритмическому разнообразию его музыкальной основы, богатству и необыкновенной красоте хореографических форм и композиций, целому ряду эффектных комедийных актерских партий.

Сюжет романа Мигеля де Сервантеса Сааведра многократно становился поводом для разработки сценарных проектов балетных спектаклей, создаваемых балетмейстерами европейских театров на разную музыку. Впервые балет с таким названием был представлен в 1740 году в Вене талантливым австрийским хореографом Францем Гильфердингом. За 200 лет зрители увидели варианты прочтения сюжета о странствующем рыцаре балетмейстерами разного уровня, среди которых были и такие выдающиеся как Жан Жорж Новерр, Луи Милон, Шарль Дидло, Август Бурнонвиль, Серж Лифарь, Джордж Баланчин. Большинство из этих постановок не имели долгой сценической жизни и не сохранились.

Среди всех балетных версий «Дон Кихота» получило распространение творческое достижение выдающегося российского балетмейстера французского происхождения Мариуса Петипа, который в 1869 году в Большом театре Москвы представил спектакль «Дон Кихот, балет в 4 актах, 8 картинах с прологом». Через два года мастер осуществил постановку новой редакции в Мариинском театре в Петербурге. Музыку для этого балета написал Людвиг Минкус, известный австрийский композитор, скрипач и дирижер. В начале 1850-х годов Минкус приехал в Россию, где, кроме разнообразной музыкальной деятельности, исполнял обязанности инспектора балетной музыки и создал много балетных произведений как композитор. Профессиональный знаток специфики балетного театра и требований к балетной музыке, Минкус по заказу Мариуса Петипа создал яркую разножанровую партитуру балета «Дон Кихот», ставшую мелодической, темпо-ритмической основой для разнообразных танцевальных номеров и композиций. Сценарный проект спектакля был очень простым, наивным, но яркость и богатство тематических и ритмических красок музыки и хореографии обеспечили грандиозный успех этого балета и его жизнеспособность по сей день.

Это балет стал одним из первых больших спектаклей Мариуса Петипа на его пути к созданию эстетического и художественного канона классического танца, который должен был объединить аполлонические формы академического танца, живость характерного, выразительность пантомимы и актерской игры в гармонической полифонической композиции. Художественная версия Мариуса Петипа привлекала творческое внимание многих постановщиков, среди которых выдающемуся российскому балетмейстеру Александру Горскому удалось предложить наиболее удачные редакции – постановки балета в начале ХХ века в Москве и Петербурге. Все дальнейшие постановки производились в значительной степени на основе хореографии М. Петипа в редакции А. Горского.

Этот балет воспроизводит сценический, несколько упрощенный вариант российского понимания «испанского духа» конца ХІХ – начала ХХ веков. Тут присутствует атмосфера игры-борьбы, соревнования, воплощенная в философии испанской корриды как символа жизни человека в мире, – это и единоборство странствующего рыцаря Дон Кихота со злыми силами мира, и веселые женские почти потасовки на площади, и соперничество тореадоров, и потешный конфликт между Гамашем и Китри, и вечная любовь-борьба между мужчиной и женщиной. Кроме этого, в танцевальном водовороте балета живет стихия площадного карнавала, в круговерти которого вся события обретают жизненную силу и радость бытия.

Всё это нашло блестящее воплощение в хореографических формах. М. Петипа, создавая этот подлинный праздник танца, использовал все известные тогда танцевальные формы. Прежде всего, это большое классическое па (фр. grand pas), которое состоит из нескольких частей и исполняется солистами и кордебалетом. Важной его частью является па де де (фр. pas de deux) – дуэт-состязание солистов, состоящий из антре, то есть выхода (фр. entrée), дуэтного медленного танца, адажио, сольных мужских и женских вариаций и общей коды. Это самая распространенная академическая форма классического балета, которой присуща определенная танцевальная логика, последовательность контрастных элементов, их гармоничное единство. В балете много характерных танцев – сценического танца, который выражает определенный характер или образ персонажа или воспроизводит черты народного танца. Текст балета «Дон Кихот» содержит прекрасные кордебалетные композиции – массовые танцы как классического образца (в сцене «Сон»), так и ярко-характерного (сегидилья или цыганский танец). Авторами используются выразительные возможности пантомимы, предлагаются сцены, требующие актёрского мастерства от исполнителей. То есть, этот спектакль интересен своим разнообразием и для зрителей, и для исполнителей.

В Одесском театре оперы и балета к постановке «Дон Кихота» обращались неоднократно в разные периоды, и каждый раз режиссерское и хореографическое прочтение спектакля определялось теми представлениями о природе и предназначении балетного искусства, которые тогда господствовали.

Советский балетный театр 30-50-х годов был в значительной мере ориентирован на эстетику и режиссерские принципы драматического театра, балетное творчество разворачивалось в русле идей психологического реалистического театра К. Станиславского. Следствием этого стало не только стремление достичь реалистически достоверной и логически обоснованной постановки, а и пренебрежение природой балетного искусства как танцевального, поскольку предпочтение отдавалось ритмизованной пантомиме как драматургическому средству. Постановки балета «Дон Кихот» на одесской сцене тех лет получали акцентированно реалистическую убедительность и подчеркивали социально-классовую природу событий и характеров (1933 – Павел Вирский, Николай Болотов; 1936 – Михаил Моисеев; 1952 – Вахтанг Вронский), но и тогда не утрачивали лучших образцов классической традиции Петипа и Горского.

1960-80-ые годы в балетном театре были временем расцвета творческих индивидуальностей, когда балетмейстеры, художники, исполнители раскрывали свою собственную особенность, даруя зрителям разнообразие стилей, хореографических средств, танцевально-пластических композиций. Одесскому театру повезло получить славу творческой лаборатории, где хореографы расширяли границы выразительности балетного языка, достигая в формировании изысканных композиций симфонической слаженности и сложности.

Балет «Дон Кихот» и в этот период оказался востребованным: свои редакции предложили все, кто работал главным балетмейстером, и облик балета был обусловлен уровнем профессионализма и вкусом постановщиков.

В 1966 году спектакль вышел в редакции Николая Трегубова, и профессионализм постановки отмечали и специалисты, и зрители, но не усматривали в ней оригинальных решений.

Игорь Чернышёв продемонстрировал утонченный академический вкус и верность петербургским классическим традициям, поставив в 1970 году «Дон Кихот», в котором изъял сцены, вставленные разными хореографами в течение истории жизни этого балета (прежде всего - цыганский табор). Под его руководством технический, художественный и этический уровень балетного творчества в труппе вырос настолько, что этот спектакль был настоящим праздником танца.

Очередная премьера состоялась в 1979 году, когда Виктор Смирнов-Голованов вместе с Натальей Рыженко в свою редакцию «Дон Кихота» внесли присущие московской традиции драматургические акценты, танцевальные композиции, номера и вернули изъятые фрагменты. Балет стал выглядеть из-за пантомимных сцены пролога, цыганского табора, битвы с мельницей несколько архаичным, но сохранял безусловные жемчужины, созданные в свое время М. Петипа и А. Горским.

Нелли Иванова-Георгиевская,
преподаватель философии Одесского Национального университета им. И. И. Мечникова

Видео