«Жизель»

ГлавнаяРепертуарБалеты«Жизель»

«Жизель»

«Жизель»

Адольф Шарль Адан
Балет в двух действиях
Либретто Теофиля Готье, Жюля-Анри Вернуа де Сен-Жоржа, Жана Коралли
Хореография Жюля Перро, Жана Коралли, Мариуса Петипа в редакции Леонида Лавровского

Длительность спектакля с антрактами: 2 часа

Возобновление – Надежда Фёдорова
Художник-постановщик – заслуженный художник Украины Наталия Бевзенко-Зинкина
Дирижёры – заслуженный артист Украины Игорь Шаврук, Игорь Чернецкий

 


Члены постановочной группы

Заведующий балетной труппой – заслуженный артист Украины Гарри Севоян
Ассистент балетмейстера – Майя Мамлеева
Зав. режиссёрской частью – Лариса Калашник

Балетмейстеры-репетиторы – народная артистка Украины Наталия Барышева, народная артистка Украины Елена Барановская, народный артист Украины Михаил Петухов, заслуженный артист Украины Юрий Карлин, заслуженная артистка Украины Нина Стоян 
Концертмейстеры – Лолита Григорян, Лия Чибалашвили, Инна Шведенко, Анастасия Марушко, Юлиан Шумаков

Режиссёр, ведущий спектакль – заслуженный работник культуры Украины Наталья Григор
Зав. художественно-постановочной частью – Виктор Янчук
Художник по свету – Вячеслав Ушеренко
Начальник машинно-декорационного цеха – Виктор Мелешко
Художники-гримёры – Елена Васильчук, Евгения Галенко
Костюмеры - Оксана Чабаненко, Галина Чебышева


Главный дирижёр театра – народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ

Главный режиссёр театра – Оксана Тараненко
 

О балете

Балет «Жизель» (полное название «Жизель, или Вилисы», фр. Giselle, ou les Wilis), возможно, самое романтическое произведение последних столетий. Среди бесчисленных историй, когда-либо рассказанных языком танца, никогда не было создано ничего более прекрасного и горестного, чем эта драма.

Благодаря очарованию его сюжета и совершенной хореографии этот романтический шедевр вошел в классику балета и стал, наряду с «Лебединым озером», самым знаменитым и популярным балетом в мире.

Именно в «Жизели» окончательно утвердился балетный романтизм. Танец в «Жизели» получил поэтическую одухотворенность. В сольные «фантастические» партии вошли разнообразные полеты, создающие впечатление воздушности персонажей. Героини поднялись на пуанты. В «земных», нефантастических образах танец приобрел национальную характерность. В балете установился новый тип балетной драматургии, где танец служит не иллюстрацией сюжетных эпизодов, а становится главным поэтическим средством выражения художественного содержания.

Вечная история любви, предательства и покаяния впервые была представлена 28 июня 1841 года на сцене парижского театра Гранд Опера, называвшегося тогда Королевской академией музыки и танца. Невероятный успех премьеры определил дальнейшую судьбу балета. В течение последующих восемнадцати лет Парижская Опера дала сто пятьдесят представлений «Жизели», которые неизменно заканчивались нескончаемыми аплодисментами зрителей, принося произведению все большую известность.

Мы никогда не увидим, как танцевала великая балерина Карлотта Гризи. Но никогда не забудем ее, потому что два не менее великих человека – хореограф Жюль Перро и поэт Теофиль Готье – были влюблены в Карлотту и создали для нее «Жизель».

Этот балет, как потом писали газетчики, был сотворен несколькими влюбленными мужчинами с целью «служить витриной для талантов одной молодой балерины». Сюжет, сложившийся при работе над этим балетом, был не менее занимательным, чем балетное либретто. Балерина Карлотта Гризи, настоящим именем которой было Каронн Адель Джузеппина Мария Гризи, родилась в Италии в 1819 году. В 1834 году в Неаполе Карлотта встретила талантливого и известного французского танцовщика и хореографа Жюля Перро.

Карлотта стала протеже Жюля Перро, он тренировал и учил ее, ставил ее хореографические номера. Карлотта стала выступать под именем мадам Перро. В 1837 году Перро ушел из Гранд Опера, чтобы заниматься дальнейшим продвижением карьеры Карлотты, и они стали совершать турне по театрам Европы.

В то же время Адольф Шарль Адан, уже известный композитор, вернулся в Париж из Петербурга, куда он поехал вслед за Марией Тальони, прославленной французской танцовщицей, выступавшей в России с 1837 по 1842 год. Написав в Петербурге для Тальони балет «Морской разбойник», в Париже Адан начал работать над балетом «Жизель».

Сценарий был написан французским поэтом и романистом Теофилем Готье по старинной славянской легенде, воспроизведенной Генрихом Гейне в книге «О Германии». В легенде говорилось о вилисах – девушках, умерших от несчастной любви накануне свадьбы. В полночь вилисы выходят из своих могил и танцуют. Случайный путник, повстречавшийся им на пути, вовлекается в хоровод, в котором вилисы кружат его до тех пор, пока он не падает замертво.

Чтобы придать действию обобщенный характер, Готье сознательно смешал страны и титулы: отнеся место действия в Тюрингию, он сделал Альберта герцогом Силезским (графом его именуют в позднейших вариантах либретто), а отца невесты князем (в поздних вариантах он герцог) Курляндским.

Теофиль Готье относился, как пишут, «с уважением» к Жюлю Перро и поддерживал его кандидатуру на участие в создании балета. Возможно, отчасти потому, что сам Готье был женат на родной сестре Карлотты Гризи – Эрнесте. Но посвятил этот балет Карлотте, в надежде завоевать ее сердце. Готье был влюблен в Карлотту и писал либретто «душой влюбленного поэта».

В работе над «Жизелью» участвовал известный либреттист, умелый автор многих либретто Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж, и Жан Коралли, с 1831 года ставший балетмейстером Гранд Опера.

Жюль Перро продолжал любить Карлотту и делал все, чтобы превратить ее в прима-балерину с мировой славой.

Вся партия Жизели, весь рисунок главной роли в хореографическом отношении был разработан Перро, но его имя не было даже упомянуто в афише парижской премьеры балета. Вся слава досталась Коралли, воспользовавшемуся неопределенным и «скрытым» положением Перро и присвоившему себе все авторство хореографии балета.

Успех балета был грандиозным, публика в буквальном смысле слова лила слезы над историей бедной обманутой девушки. Критики объявили, что «Жизель» – величайший балет своего времени. Они также сразу возвели в статус звезды Карлотту Гризи. Партию Графа Альберта исполнял Люсьен Петипа – младший брат Мариуса Петипа, «отца» классического балета.

В настоящее время уже нет никаких сомнений относительно того, кому принадлежит авторство хореографических сцен в балете. Это гениальный Жюль Перро. Коралли ставил общие танцы.

Создав партию Жизели для Карлотты Гризи, Жюль Перро утвердил балетный романтизм и окончательно возвел балет в такой же полноправный жанр искусства, как музыка и поэзия. Этим он осуществил свою мечту – успех балета мгновенно упрочил Карлотту Гризи в статусе знаменитости мирового уровня.

Вскоре после премьеры балета Жюль Перро уехал в Англию. В исторических балетных мемуарах бытует мнение, что это было вызвано не столько происками Коралли, сколько тем, что Карлотта «проявила благосклонность к Готье в благодарность за свою славу, которой он помог ей достичь». По другим версиям, она увлеклась молодым красавцем Люсьеном Петипа.

Как бы там ни было, и предала ли 21-летняя Карлотта одного мужчину ради другого, но ее наставником всегда оставался Жюль Перро, а она всегда оставалась прима-балериной.

Все новейшие достижения французского балета быстро переносились на русскую сцену. Балет «Жизель» был поставлен в Петербурге в 1842 году, через год после парижской премьеры. Он и по сей день входит в репертуары многих музыкальных театров.

Петербургская постановка спектакля завершила тенденцию, которая сложилась в романтическом балете Европы, когда начала восходить заря балетного театра как музыкального. Определяющим смысловым источником хореографической композиции становилась музыка, а не только литературный сценарий.

В своей монографии Юрий Слонимский пишет: «Французская «Жизель» – сентиментальная мелодрама, посвященная несчастной любви гризетки, пейзанки, каких было много в те дни. Постигшая героиню беда – «несчастный случай». Ее чувство остается в памяти привлекательной, до курьеза наивной иллюзией. «Русская «Жизель» – возвышенная драма сердца. Здесь любовь – не иллюзия, а символ веры».

В свое время партию Жизели танцевали балерины с мировым именем: Анна Павлова, Ольга Спесивцева, Елена Андреянова, Вера Коралли, Галина Уланова. Уланова стала родоначальницей целой традиции, исполняя не просто балетную партию, а настоящую драматическую роль, в которой помимо безупречности технического исполнения хореографических элементов особое значение уделяется актерскому таланту солистки балета. А великой кубинской балерине Алисии Алонсо за исполнение партии Жизели был присвоен высокий титул la bailarina absoluta.

Действие I

Действие происходит в Тюрингии в феодальную эпоху

Горное селение в Тюрингии. Крестьяне идут на сбор винограда.
Дом крестьянки Берты, вдовы, живущей здесь с дочерью Жизелью.
Появляются охотники – граф Альберт с оруженосцем. Альберт опередил других участников охоты, чтобы встретиться с понравившейся ему крестьянской девушкой.

Граф и его оруженосец Вильфрид входят в охотничий домик, и вскоре Альберт выходит в крестьянском платье. Вильфрид уговаривает графа отказаться от его тайных планов, но тот противится. Он указывает на домик Жизели – здесь живет та, в которую он влюбен. Альберт объясняется Жизели в любви. Жизель полушутя высказывает недоверие к любовным признаниям Альберта. Она срывает цветок и гадает на его лепестках: "Любит –не любит". Лепесток говорит – «не любит». Тогда Альберт тайком от нее обрывает один лепесток и показывает ей, что ее гадание было ошибочным.

Любовную сцену прерывает лесничий Ганс. Увидев Жизель с графом, он предостерегает девушку и просит ответить ему взаимностью. Рассерженный Альберт прогоняет его. Появляются подруги Жизели, они окружают ее и затевают танцы. Альберт с восхищением следит за Жизелью – её веселость и живость неотразимы.

Берта, мать Жизели, выходит из хижины. Она напоминает девушке: у неё больное сердце, ей танцевать нельзя. Но Жизель ничего не страшит, она счастлива.

Внезапно раздаются звуки рога. Это приближаются участники охоты. Альберт поспешно уходит, чтобы его не узнали.

Вместе с охотниками появляются невеста Альберта Батильда и ее отец, герцог Курляндский. Жизель с любопытством рассматривает роскошный наряд знатной дамы. Батильда очарована красотой и простодушием крестьянки. Батильда дарит Жизели золотую цепочку, которую та принимает со смущением и восторгом.

Из окна охотничьего домика, в котором переодевался Альберт, выбирается лесничий. В его руках дорогое оружие, доказывающее высокое происхождение того, кто вскружил голову любимой Гансом Жизели.

Начинается праздник, Альберт танцует с Жизелью. Ганс трубит в рог, на звуки которого приходят охотники с герцогом и Батильдой. Свита почтительно приветствует молодого герцога, знатные гости также рады его видеть. Альберт подходит к Батильде и целует руку. Жизель подбегает к ней и говорит о том, что Альберт поклялся ей в верности, что он любит ее. Возмущенная притязаниями Жизели, Батильда показывает ей свое обручальное кольцо – она невеста Альберта. Жизель бросает к ногам Батильды подаренную цепочку и падает.

Альберт пытается объясниться с Жизелью, но та уже ничего не слышит. Она сходит с ума. В помутившемся сознании мелькают картины недавнего прошлого: гаданье на лепестках, клятва, слова любви, подруги. Не выдержав потрясения, она умирает.

Действие II

Среди могил деревенского кладбища в лунном свете появляются призрачные вилисы. «Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами… неодолимо прекрасные пляшут вилисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лед, могилы…», - Генрих Гейне.

Сюда приходит Ганс. Слышны таинственные звуки, вспыхивают огоньки. Напуганный Ганс спасается бегством. Вырастающая на его пути тень – повелительница вилис Мирта.

Вилисы словно купаются в лунном свете. По знаку Мирты они окружают могилу Жизели, готовясь к встрече с новой подругой. Из могилы поднимается призрачная фигура Жизели.

Слышен шум. Вилисы исчезают. На кладбище приходит Альберт. Он разыскивает могилу Жизели. Альберт в глубоком раздумье и скорби. Вдруг он замечает фигуру Жизели. Не веря глазам, устремляется к ней. Видение исчезает, затем появляется, и снова как бы тает в воздухе.

Альберта начинают преследовать вилисы, вовлекают его в танец. Он падает к ногам Мирты, умоляя о спасении. Но Мирта неумолима. Желая погубить Альберта, она пытается затянуть его в танцевальную круговерть, но появляется Жизель и начинает танцевать вместо Альберта, чтобы спасти его от смерти.

Доносится звон часов. Шесть ударов – рассвет. Вилисы лишаются своей власти и исчезают.

Исчезает и легкая тень Жизели, но она всегда будет жить в памяти Альберта как вечное сожаление о потерянной любви, о любви, которая сильнее смерти.

Действующие лица и составы исполнителей

ЖИЗЕЛЬ, крестьянка - заслуженная артистка Республики Молдова Мария Полюдова, Александра Воробьёва, Ольга Воробьёва, Эллина Походных
ГРАФ АЛЬБЕРТ, переодетый крестьянином - заслуженный артист Украины Сергей Доценко, заслуженный артист Республики Молдова Владимир Статный, Дмитрий Шарай
ГАНС, лесничий - Юрий Медведев, Михаил ПерфиловДмитрий ШарайБогдан Чабанюк
ГЕРЦОГ КУРЛЯНДСКИЙ - заслуженный артист Украины Гарри Севоян, Юрий Медведев, Богдан Чабанюк
БАТИЛЬДА, его дочь, невеста Альберта - Оксана Бабич, Ксения Кравченко, Анна Чернявская, Стелла Чернова
ВИЛЬФРИД, оруженосец Альберта - Денис Васильев, Виталий Роздайбеда, Игорь Саражинский
МАТЬ ЖИЗЕЛИ - Полина Осетрова, Оксана Фоменко
МИРТА, повелительница вилис - Татьяна Афанютина, Оксана Бабич, Стелла Чернова, Алина Хилько
PAS DE DEUX - Радмила Аитова, Екатерина Бартош, Наталия Ивасенко, Елена КондратьеваСтанислав ВаранкинНиколай Вориводин, Павел Гриц
ЗЕЛЬМА, МОННА, вилисы - заслуженная артистка Украины Ольга РожевичТатьяна АфанютинаОксана БабичАлександра ВоробьёваОльга Воробьёва, Оксана ДемченкоЕлена Кондратьева, Мария РязанцеваСтелла Чернова, Алина Хилько
ПОДРУГИ ЖИЗЕЛИРадмила Аитова, Екатерина Бартош, Людмила ГрековаОксана Демченко, Лилия Иванова, Янина КиселёваЕлена Кондратьева, Ольга Коломиец, Ольга Пилипейко, Марина Стрижакова, Анна Тютюнник

Исполнители в ближайшем спектакле

Состав исполнителей 1 декабря

  • ЖИЗЕЛЬ, крестьянка - Елена Кондратьева (впервые)
  • ГРАФ АЛЬБЕРТ, переодетый крестьянином - Дмитрий Шарай
  • ГАНС, лесничий - Юрий Медведев
  • ГЕРЦОГ КУРЛЯНДСКИЙ - Дмитрий Бартош
  • БАТИЛЬДА, его дочь, невеста Альберта - Оксана Бабич,
  • ВИЛЬФРИД, оруженосец Альберта - Вадим Круссер
  • МАТЬ ЖИЗЕЛИ - Полина Калина
  • МИРТА, повелительница вилис -  Алина Шарай
  • PAS DE DEUX - Екатерина Бартош,Виктор Томашек
  • ЗЕЛЬМА, МОННА, вилисы - заслуженная артистка Украины Ольга Рожевич, Екатерина Бурдик (впервые)
  • ПОДРУГИ ЖИЗЕЛИ - заслуженная артистка Украины Ольга Рожевич, Радмила Аитова,Лилия Иванова, Анастасия Палий

Дирижер – Игорь Чернецкий

Адольф Шарль Адан

(1803 - 1856)

Адольф Шарль Адан – один из наиболее знаменитых композиторов Франции первой половины XIX в. Музыка Адана отличается открытой эмоциональностью, мелодичностью, истинно французским изяществом, ритмической изобретательностью. Она пластична и ярко театральна.

Творческие интересы Адана находились преимущественно в сфере музыкального театра, он считается одним из основоположников французской комической оперы. Наследие композитора огромно: свыше 46 опер, 18 балетов (среди которых «Дева Дуная», «Корсар», «Фауст»). Комическая опера «Почтальон из Лонжюмо» до сих пор ставится в европейских театрах. Увертюра к опере «Если бы я был королем» часто звучит в концертных программах, а Рождественское песнопение даже вошло в число популярных колядок.

Но именно балеты Адана открыли новую страницу в истории этого жанра, а «Жизель» – самое яркое из его балетных произведений – на протяжении 170 лет остается репертуарным спектаклем на всех балетных сценах мира и продолжает восхищать любителей искусства.

Адольф Шарль Адан родился в 1803 году в Париже в семье видного пианиста и педагога, профессора Парижской консерватории, бельгийца по происхождению Луи (Иоганна Людвига) Адана.

Музыкальное образование Адан получил в Парижской консерватории, куда поступил в возрасте четырнадцати лет. Учился Адан у знаменитого в то время композитора Франсуа Буальдье, но поначалу не считался способным учеником. Впрочем, вскоре успехи молодого Адана стали настолько значительными, что в 1825 году он получил Римскую премию, которая, по традиции, дала ему право провести три года на вилле Медичи в Риме.

Начал Адан с сочинения музыки к водевилям, а в 1829 году дебютировал в опере. Первая комическая опера Адана, «Петр и Екатерина», была написана на сюжет из русской истории, в которой одним из главных действующих лиц был Петр I.

Несколько лет Адан провел в Лондоне, где служит директором театра Ковент-Гарден. Здесь появился его первый балет «Фауст» – первое значительное по музыке воплощение на балетной сцене бессмертного творения Гёте. В 1836 году Адан работал над балетом «Дева Дуная» вместе с Филиппо Тальони, от которого получил ясное представление о специфике балетных форм.

В 1839 году Адольф Адан приехал в Петербург, сочинил и поставил на императорской сцене балет «Морской разбойник». В 1840 году он вернулся в Париж, где спустя год создал свое лучшее произведение – балет «Жизель».

Поссорившись с директором парижского театра Опера Комик, Адан решил открыть собственный театр для постановки произведений молодых композиторов, под названием «Национальный театр». Этот театр просуществовал всего лишь год, – Февральская революция 1848 года разорила Адана, и он вынужден был вновь обратиться к композиции. Исключительно много сочиняя и выступая со статьями о музыке в газете «Конститюсьонель», он сумел расплатиться со всеми долгами своего театра.
С 1848 года Адан состоял профессором Парижской консерватории по классу композиции, с 1844 года членом Института Франции.

Последнее сочинение композитора, балет «Корсар», было написано им незадолго до смерти. Умер Адан в Париже в 1856 году.

Современники Адольфа Адана упрекали его в слишком быстром сочинении. На создание оперы «Хижина» у него ушло всего пятнадцать дней, на комическое произведение «Если бы я был королем» – два месяца. Балет «Жизель» родился у композитора всего за три недели. Возможно, в этом и заключался один из секретов таланта Адана – писать музыку быстро, легко и изящно.

Камиль Сен-Санc писал: «Где чудные дни «Жизели» и «Корсара»?! Это были образцовые балеты. Необходимо воскресить их традиции. Ради Бога, если это возможно, отдайте нам прекрасные балеты былых времен».

Видео