ГлавнаяРепертуарБалеты«Жизель»Адольф Шарль Адан

Адольф Шарль Адан

(1803 - 1856)

Адольф Шарль Адан – один из наиболее знаменитых композиторов Франции первой половины XIX в. Музыка Адана отличается открытой эмоциональностью, мелодичностью, истинно французским изяществом, ритмической изобретательностью. Она пластична и ярко театральна.

Творческие интересы Адана находились преимущественно в сфере музыкального театра, он считается одним из основоположников французской комической оперы. Наследие композитора огромно: свыше 46 опер, 18 балетов (среди которых «Дева Дуная», «Корсар», «Фауст»). Комическая опера «Почтальон из Лонжюмо» до сих пор ставится в европейских театрах. Увертюра к опере «Если бы я был королем» часто звучит в концертных программах, а Рождественское песнопение даже вошло в число популярных колядок.

Но именно балеты Адана открыли новую страницу в истории этого жанра, а «Жизель» – самое яркое из его балетных произведений – на протяжении 170 лет остается репертуарным спектаклем на всех балетных сценах мира и продолжает восхищать любителей искусства.

Адольф Шарль Адан родился в 1803 году в Париже в семье видного пианиста и педагога, профессора Парижской консерватории, бельгийца по происхождению Луи (Иоганна Людвига) Адана.

Музыкальное образование Адан получил в Парижской консерватории, куда поступил в возрасте четырнадцати лет. Учился Адан у знаменитого в то время композитора Франсуа Буальдье, но поначалу не считался способным учеником. Впрочем, вскоре успехи молодого Адана стали настолько значительными, что в 1825 году он получил Римскую премию, которая, по традиции, дала ему право провести три года на вилле Медичи в Риме.

Начал Адан с сочинения музыки к водевилям, а в 1829 году дебютировал в опере. Первая комическая опера Адана, «Петр и Екатерина», была написана на сюжет из русской истории, в которой одним из главных действующих лиц был Петр I.

Несколько лет Адан провел в Лондоне, где служит директором театра Ковент-Гарден. Здесь появился его первый балет «Фауст» – первое значительное по музыке воплощение на балетной сцене бессмертного творения Гёте. В 1836 году Адан работал над балетом «Дева Дуная» вместе с Филиппо Тальони, от которого получил ясное представление о специфике балетных форм.

В 1839 году Адольф Адан приехал в Петербург, сочинил и поставил на императорской сцене балет «Морской разбойник». В 1840 году он вернулся в Париж, где спустя год создал свое лучшее произведение – балет «Жизель».

Поссорившись с директором парижского театра Опера Комик, Адан решил открыть собственный театр для постановки произведений молодых композиторов, под названием «Национальный театр». Этот театр просуществовал всего лишь год, – Февральская революция 1848 года разорила Адана, и он вынужден был вновь обратиться к композиции. Исключительно много сочиняя и выступая со статьями о музыке в газете «Конститюсьонель», он сумел расплатиться со всеми долгами своего театра.
С 1848 года Адан состоял профессором Парижской консерватории по классу композиции, с 1844 года членом Института Франции.

Последнее сочинение композитора, балет «Корсар», было написано им незадолго до смерти. Умер Адан в Париже в 1856 году.

Современники Адольфа Адана упрекали его в слишком быстром сочинении. На создание оперы «Хижина» у него ушло всего пятнадцать дней, на комическое произведение «Если бы я был королем» – два месяца. Балет «Жизель» родился у композитора всего за три недели. Возможно, в этом и заключался один из секретов таланта Адана – писать музыку быстро, легко и изящно.

Камиль Сен-Санc писал: «Где чудные дни «Жизели» и «Корсара»?! Это были образцовые балеты. Необходимо воскресить их традиции. Ради Бога, если это возможно, отдайте нам прекрасные балеты былых времен».


Видео

    Декабрь, 2016

    ПнВтСрЧтПтСбВс
       12345678910111213141516171819202122232425262728293031