ГлавнаяРепертуарБалеты«Щелкунчик» О балете

О балете

Мировая премьера: Мариинский театр, Санкт-Петербург, 6 декабря (18 декабря по н. с.) 1892 года
Первая постановка в Одесском театре оперы и балета: 1950 год

Пётр Ильич Чайковский по праву считается великим реформатором балетной музыки. Именно он привнёс в классическую интерпретацию балета новую динамику, сквозное развитие музыкальных тем и образов. Эти художественные принципы нашли свое яркое отражение в рождественской сказке «Щелкунчик», написанной по заказу директора императорских театров Ивана Всеволожского.

В основу либретто спектакля была положена повесть Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (из цикла «Серапионовы братья») в пересказе Александра Дюма-отца. Сюжет балета наметил Иван Всеволожский, автором программы и хореографии стал Мариус Петипа. Первоначально содержание «Щелкунчика» не нравилось Чайковскому. Гораздо больший интерес вызвало одновременно предложенное ему либретто оперы «Иоланта» (оба эти произведения - двухактный балет и одноактная опера предполагались к постановке в один вечер). Однако постепенно Петр Ильич увлекся новым балетом.

Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года на одном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального общества (РМО). По свидетельству брата композитора, Модеста, «успех нового произведения был большой. Из шести номеров сюиты пять было повторено по единодушному требованию публики».

Премьера состоялась в один вечер с «Иолантой» - 6 декабря 1892 года в Мариинском театре (Санкт-Петербург). Партии Фрица и Клары (Маши) исполняли воспитанники Императорского театрального училища в Петербурге, которым предстояло стать выпускниками только через год.

Постановщиком «Щелкунчика» был Лев Иванов, который уже в начале работы над спектаклем заменил тяжело заболевшего Мариуса Петипа. Декорации первого действия создал Константин Иванов, второго — академик живописи Михаил Бочаров. Костюмы готовились по эскизам Ивана Всеволожского.

В репертуаре Одесского театра оперы и балета «Щелкунчик» впервые появился в 1950 году в хореографическом прочтении Вахтанга Вронского. Впоследствии балетмейстеры Игорь Чернышёв (1969), Наталья Рыженко (1985), Владимир Трощенко (2008) предлагали свои оригинальные версии балета на сцене театра, учитывая опыт предшественников, но ориентируясь на собственное понимание музыки Чайковского, личные эстетические склонности и запросы времени.

Путь хореографов к постижению музыки «Щелкунчика» оказался долгим, и партитура данного балета остаётся невероятно притягательной также для балетного театра ХХI века.


Видео

    Декабрь, 2016

    ПнВтСрЧтПтСбВс
       12345678910111213141516171819202122232425262728293031