«Спящая красавица»

ГлавнаяРепертуарБалеты«Спящая красавица»

«Спящая красавица»

«Спящая красавица»

Пётр Чайковский
Балет в 2-х действиях с прологом
Либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа
по мотивам сказок Шарля Перро
Хореография Мариуса Петипа

Длительность спектакля с антрактом: 2 часа 40 минут 

Художник-постановщик – заслуженный художник Украины Наталия Бевзенко-Зинкина
Режиссёр, ведущий спектакль – заслуженный работник культуры Украины Наталия Григор

 


Члены постановочной группы

Балетмейстеры-репетиторы – народная артистка Украины Наталия Барышева, народная артистка Украины Елена Барановская, народный артист Украины Михаил Петухов, заслуженный артист Украины Юрий Карлин, заслуженная артистка Украины Нина Стоян 
Концертмейстеры – Лолита Григорян, Лия Чибалашвили, Инна Шведенко, Анастасия Марушко, Юлиан Шумаков
Заведующий балетной труппой – заслуженный артист Украины Гарри Севоян
Ассистент балетмейстера – Майя Мамлеева
Художник по свету – Вячеслав Ушеренко
Зав. художественно-постановочной частью – Виктор Янчук
Начальник машинно-декорационного цеха – Виктор Мелешко
Художники-гримёры – Елена Васильчик, Евгения Галенко


Главный дирижёр театра – народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ

Главный режиссёр театра – Оксана Тараненко
 

О балете

«Спящая красавица» – второй из трёх балетов Петра Чайковского. Инициатива создания танцевального произведения-феерии на основе сказки La Belle au bois Dormant Шарля Перро принадлежит директору Российских императорских театров Ивану Всеволожскому. Он задумал пышный спектакль вроде тех, что ставились при дворе Людовика XIV. «Тут может разыграться музыкальная фантазия и можно сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо и пр. и пр.», – писал Всеволожский композитору. В последнем действии он предложил ввести кадриль героев всех сказок Перро – Серого Волка, Красной Шапочки, Золушки, Кота в сапогах и др.

Подробный музыкально-сценический план для Чайковского разработал хореограф Мариус Петипа. Он же был и балетмейстером оригинальной постановки.

К написанию партитуры Чайковский приступил в 1888 году, а премьера фантастического произведения в пяти картинах состоялась в Петербурге уже в январе 1890 года. К 1903 году «Спящая красавица» стала вторым по популярности танцевальным спектаклем (после «Дочери фараона» Пуни) в репертуаре Императорского балета.

На протяжении XX века балет не раз ставился на многих сценах. И хотя каждый балетмейстер, который обращался к «Спящей красавице», вносил свои индивидуальные изменения в постановку, в ее основе остается хореография выдающегося мастера Мариуса Петипа.

«Это произведение, наиболее совершенное в творчестве Петипа, подводит итог трудным, не всегда успешным, но упорным поискам хореографа в области балетного симфонизма. В известной мере оно подытоживает и весь путь хореографического искусства XIX века...», – писала выдающийся балетный историк и критик Вера Красовская.

В основе музыкальной партитуры «Спящей красавицы» лежит противопоставление симфонических тем феи Сирени и феи Карабос как антитезы Добра и Зла. В целом же музыка этого произведения по своей эмоциональности и лиричности близка к одной из оперных жемчужин Чайковского – «Иоланте», считает музыковед Людмила Михеева. Одним из ярчайших номеров балета она называет Большой вальс I акта. Особого внимания заслуживают знаменитая музыкальная панорама II акта, иллюстрирующая путь волшебной ладьи; музыкальный антракт, соединяющий первую и вторую картины II акта (соло скрипки, интонирующей прекрасные мелодии любви и грез, подчеркнутое гобоем и английским рожком), а также апофеоз любви, большое адажио в III акте – па-де-де принцессы Авроры и принца Дезире.

Либретто балета

Во дворце сказочного короля празднуют рождение принцессы Авроры. Вокруг колыбели собрались счастливые родители и придворные. Добрые феи приносят новорождённой свои дары.

Церемониймейстер Каталабют сообщает, что ко дворцу приближается злая фея Карабос. Её забыли пригласить, и она, разгневанная, сама спешит на торжество.

Король и королева стараются умилостивить злую волшебницу. Но она предрекает юной Авроре, что та заснет навеки, уколовшись веретеном.

Гостей охватывает ужас... Однако фея Сирени, крёстная принцессы, смягчает предсказание: Аврора заснёт лишь на сто лет. Разбудить её своим поцелуем должен прекрасный принц.

Во дворце пышный бал: Авроре исполнилось шестнадцать лет. Отовсюду в королевство съехались претенденты на руку принцессы.

На празднике появляется старуха в темном одеянии. Она дарит девушке веретено. Принцесса, вдруг уколовшись, падает без чувств. В незнакомке все узнают злую фею Карабос, которая празднует победу: сбылось её предсказание.

Появляется фея Сирени. Она утешает горюющих: Аврора проспит сто лет. Но чтобы ей не было одиноко после пробуждения, весь двор также погрузится в сон. По мановению волшебной палочки все засыпают. Разбудить Аврору и её королевство должен поцелуй прекрасного принца.

Минуло сто лет. В волшебном лесу охотится принц Дезире со своей свитой. Перед юношей появляется фея Сирени и вызывает видение Авроры. Принц узнает ту, что часто приходила к нему в грёзах. Он всем сердцем устремляется к ней.

Фея Сирени ведёт Дезире к заснувшему сказочному королевству. Юноша целует принцессу, злые чары теряют силу и девушка просыпается. Вместе с ней пробуждается всё королевство.

Молодой человек просит у короля и королевы руки их прекрасной дочери, и те соглашаются.

Свадьба принцессы Авроры и принца Дезире. Добрые феи и другие сказочные персонажи поздравляют счастливых влюбленных.

Действующие лица и составы исполнителей

КОРОЛЬ ФЛОРЕСТАН XIV - заслуженный артист Украины Гарри Севоян, Богдан Чабанюк
КОРОЛЕВА - Полина Осетрова, Оксана Фоменко
ПРИНЦЕССА АВРОРА - заслуженная артистка Республики Молдова Мария Полюдова, Александра ВоробьёваЕлена ДобрянскаяЕлена КондратьеваЭллина Походных
ПРИНЦ ДЕЗИРЕ - заслуженный артист Украины Сергей Доценко, заслуженный артист Республики Молдова Владимир Статный
ГАЛИФРОН, наставник принца Дезире - Юрий Медведев
ЗЛАЯ ФЕЯ КАРАБОС - заслуженный артист Украины Владимир Борисов, Николай Вориводин
ФЕЯ СИРЕНИ - Татьяна Афанютина, Екатерина Кальченко, Эллина ПоходныхАлина ХилькоСтелла Чернова

Добрые феи:
ФЕЯ НЕЖНОСТИ - Оксана Бабич, Ольга Воробьёва, Оксана Демченко, Екатерина Кальченко, Ксения Кравченко, Елена Лавриненко, Эллина Походных
ФЕЯ РЕЗВОСТИ - заслуженная артистка Украины Ольга Рожевич, Татьяна Афанютина, Александра Воробьёва, Наталия ИвасенкоМария Рязанцева, Алина Хилько
ФЕЯ ЩЕДРОСТИ - Радмила Аитова, Оксана Демченко, Марина СтрижаковаАнна Тютюнник
ФЕЯ БЕЗМЯТЕЖНОСТИ - Радмила Аитова, Елена КондратьеваМарина СтрижаковаАнна Тютюнник 
ФЕЯ СМЕЛОСТИ - Татьяна Афанютина, Людмила ГрековаЭллина ПоходныхМарина Стрижакова

КАТАЛАБЮТ, церемониймейстер короля Флорестана - Юрий Медведев
ПРИНЦЫ, претенденты на руку принцессы Авроры - заслуженный артист Украины Гарри Севоян, Дмитрий БартошСтанислав ВаранкинВячеслав КравченкоЮрий Медведев, Михаил Перфилов, Виталий Роздайбеда, Игорь СаражинскийСтанислав СкрынникДмитрий Шарай

Феи драгоценностей:
ФЕЯ БРИЛЛИАНТОВ - Татьяна Афанютина, Александра Воробьёва, Людмила Грекова, Елена Кондратьева, Алина Хилько
ФЕЯ САПФИРОВ - Оксана Бабич, Екатерина БурдикЕкатерина КальченкоКсения КравченкоАлина Хилько 
ФЕЯ ЗОЛОТА Екатерина БурдикАнастасия Банникова, Ксения Кравченко, Оксана Широкова
ФЕЯ СЕРЕБРА - Елена ЛавриненкоЭллина ПоходныхМария Рязанцева, Стелла Чернова

БОЛЬШИЕ ФРЕЙЛИНЫ принцессы Авроры - Татьяна Афанютина, Оксана Бабич, Анастасия Банникова, Екатерина Бурдик, Анастасия Варанкина, Ксения Кравченко, Виктория Костюченко, Елена Лавриненко, Эллина Походных, Мария Рязанцева, Стелла Чернова, Анна Чернявская, Оксана Широкова
МАЛЕНЬКИЕ ФРЕЙЛИНЫ принцессы Авроры - Радмила Аитова, Екатерина БартошЛюдмила Грекова, Оксана ДемченкоНаталия ИвасенкоЯнина КисёлеваЛариса РудыкаМарина Стрижакова, Анна Тютюнник

Герои волшебных сказок:
БЕЛАЯ КОШЕЧКА - Радмила Аитова, Янина Кисёлева, Ольга КоломиецАнна Тютюнник
КОТ В САПОГАХ - Денис Васильев, Юрий Медведев, Виталий Роздайбеда
ПРИНЦЕССА ФЛОРИНА - Ольга Воробьёва, Наталия ИвасенкоЕлена Кондратьева, Эллина Походных
ГОЛУБАЯ ПТИЦА - Станислав ВаранкинДенис ВасильевМихаил Перфилов, Дмитрий Шарай
КРАСНАЯ ШАПОЧКА - Радмила Аитова, Ксения БаданинаОксана Демченко, Марина Стрижакова, Анна Тютюнник
СЕРЫЙ ВОЛК Николай ВориводинПавел Гриц, Игорь Саражинский, Денис Черняк

Исполнители в ближайшем спектакле

Состав исполнителей :

  • КОРОЛЬ ФЛОРЕСТАН XIV - Богдан Чабанюк
  • КОРОЛЕВА - Вероника Семчук
  • ПРИНЦЕССА АВРОРА - Наталья Ивасенко
  • ПРИНЦ ДЕЗИРЕ - Дмитрий Шарай
  • ГАЛИФРОН, наставник принца Дезире - Сергей Ткачук (впервые в партии)
  • ЗЛАЯ ФЕЯ КАРАБОС - Николай Вориводин
  • ФЕЯ СИРЕНИ - Эллина Походных
  • ФЕЯ НЕЖНОСТИ - Елена Лавриненко
  • ФЕЯ РЕЗВОСТИ -  заслуженная артистка Украины Ольга Рожевич
  • ФЕЯ ЩЕДРОСТИ - Марина Стрижакова
  • ФЕЯ БЕЗМЯТЕЖНОСТИ - Анна Тютюнник
  • ФЕЯ СМЕЛОСТИ - Людмила Грекова
  • КАТАЛАБЮТ, церемониймейстер короля Флорестана - Сергей Ткачук (впервые в партии)
  • ПРИНЦЫ, претенденты на руку принцессы Авроры - Станислав Скрынник, Вячеслав Кравченко, Игорь Роздайбеда, Игорь Саражинский
  • ФЕЯ БРИЛЛИАНТОВ - Мария Рязанцева
  • ФЕЯ САПФИРОВ - Екатерина Бурдик
  • ФЕЯ ЗОЛОТА - Екатерина Томашек
  • ФЕЯ СЕРЕБРА - Елена Лавриненко
  • БОЛЬШИЕ ФРЕЙЛИНЫ принцессы Авроры - Оксана Бабич, Екатерина Бурдик, Оксана Широкова, Алина Шарай
  • МАЛЕНЬКИЕ ФРЕЙЛИНЫ принцессы Авроры - Екатерина Бартош, Людмила Грекова, Марина Стрижакова, Анна Тютюнник
  • Герои волшебных сказок:
  • БЕЛАЯ КОШЕЧКА - Екатерина Бартош
  • КОТ В САПОГАХ - Игорь Роздайбеда
  • ПРИНЦЕССА ФЛОРИНА - Ольга Воробьева
  • ГОЛУБАЯ ПТИЦА - Денис Васильев
  • КРАСНАЯ ШАПОЧКА - Анна Тютюнник
  • СЕРЫЙ ВОЛК - Иоанн-Мариан Нагорный

Дерижер - Игорь Чернецкий

 

О балете «Спящая красавица». Эссе Нелли Ивановой-Георгиевской

«Спящая красавица» Петра Чайковского и Мариуса Петипа – балет, признанный абсолютным шедевром хореографического наследия. В нём сотрудничество либреттиста, композитора и балетмейстера оказалось максимально гармоничным. Была создана сложная полифоническая структура балетного спектакля, которая объединяла монументальность развернутых больших хореографических композиций и выразительное изящество танцевальных миниатюр. Благодаря разнообразию танцевальных форм балетное искусство конца ХІХ столетия обрело подлинную художественную и эстетическую значимость. Балет потребовал серьёзного отношения к себе как к высокому искусству. Он оказался способным не только развлекать публику неприхотливыми сюжетами и нехитрыми танцами, а и выносить на сцену глубокие чувства и мысли об истине, добре, жизни и смерти, света и тьмы.

Сцена из спектакля

Идея балетного спектакля «Спящая красавица» принадлежала автору сценария балета-феерии Ивану Всеволожскому, директору Российских императорских театров. По его инициативе известному российскому композитору Петру Чайковскому было предложено написать музыку. Исследователи считают, что Всеволожский не случайно выбрал для сценарного проекта французскую сказку Шарля Перро. Это должно было подтвердить намерение российского императора Александра ІІІ улучшить отношения с Францией. Большой феерический спектакль на французский сюжет, поданный со всеми присущими жанру чудесами и пышностью, очаровывающими зрителей, создал бы в обществе атмосферу благосклонности к политическому партнёру России.

Балетмейстер Петербургского Мариинского театра, француз по происхождению, Мариус Петипа на основании сценария Всеволожского разработал подробный музыкально-сценический план для композитора. Была предусмотрена структура сценического действия, формы музыки и хореографии, метро-ритмические характеристики и даже местами инструментовка музыки в соответствии с драматургическим замыслом. Чайковский выполнил заказ балетмейстера в полной мере. Его заслуга состоит, прежде всего, в том, что он создал музыкальную сказку такой симфонической законченности и такой философской мощности, которая внесла в изысканный спектакль глубокий мировоззренческий подтекст. В музыке балета французская утонченность соединилась с русской напевностью и драматургической напряженностью.

Премьера «Спящей красавицы» – фантастического балета в трёх актах и пяти картинах с прологом и апофеозом – состоялась 3 января 1890 года в Петербурге. Балетмейстеру Мариусу Петипа шёл восьмой десяток, у него была репутация выдающегося мастера хореографического искусства. Но в этом балете – своей подлинной жемчужине – он оказался новатором, завершившим создание нового типа построения балетного спектакля. В соответствии с требованиями музыкальной и балетной драматургии он создал типовую структуру спектакля, которую по-разному реализовал в каждом акте. В прологе, например, эта структура выглядит так: введение в ситуацию (выход персонажей); развертывание подхода к главному моменту действия, вытекающего из ситуации (выход фей и их танец благословения новорожденной Авроры); главный момент действия (дары фей), заканчивающийся развитым финалом (появление Карабос, её столкновение с феей Сирени), окончание. Аналогичность структуры каждой картины приводила хореографа и к аналогичности развернутых танцевальных форм, что позволило ему создать спектакль симфонического характера. Даже дивертисментные номера, не имеющие самостоятельного действенного значения, становились частью музыкально-хореографической драматургии. Петипа сумел выразить глубинный смысл красивой сказки о борьбе добра и зла не языком пантомимы, а чисто танцевальными средствами – в кантилене дуэтных или кордебалетных адажио, в изысканных номерах балетных вариаций. Он придал именно танцу значительную драматургическую насыщенность, превратив его из украшения спектакля в основное средство выражения смысла. Большие хореографические сюиты объединялись в эмоционально-смысловую целостность на основании хореографической и музыкальной драматургии. Спектакль стал подлинным праздником танца.

Феи: Радмила Аитова, Екатерина Кальченко, Марина Стрижакова

Музыкальный подтекст стал важным фактором создания философского смысла балета «Спящая красавица». Именно Чайковский, будучи в таком восторге от чудесной сказки, что написал музыку пролога и первых двух актов за три недели, создал поэтическую концепцию спектакля. Эта концепция включала и мифологические архетипы весенних метаморфоз природы, воплощенных в образе Авроры (это имя у древних греков принадлежало богине утренней зари), и обострение конфликта между добром и злом, которому композитор придал особенно важный для него вид темы Фатума, и личную ответственность за реализацию своей Судьбы.

Принцесса Аврора засыпает на сто лет, но по мифологическим законам «вечного возвращения» просыпается, чтобы войти в вечное царство счастья и любви. Так возвращается каждое утро заря, чтобы засвидетельствовать приход солнца и света, так возрождается каждую весну природа, чтобы утвердить вечность жизни.

Традиционное противостояние в сказах добра и зла в концепции Петра Чайковского реализуется в контексте темы Рока, Фатума. Композитор писал музыку балета в одно время с написанием пятой симфонии и оперы «Пиковая дама». В них тема фатума, важная и даже болезненная для композитора, приобрела яркое развитие. Но решение темы Судьбы героев балета скорее отвечает глубокому смыслу последней оперы Чайковского – «Иоланты», окончательно утвердившей победу света в случае страстного стремления к нему. В «Спящей красавице» злая фея Карабос – тьма, ослепляющая злобой, и добрая фея Сирени – свет, весеннее пробуждение от темноты, победа жизни над небытием – олицетворяют силы Судьбы персонажей сказки. Именно противостояние и борьба этих двух сил в конце концов создают эскиз участи героев балета.

Аврора - Валентина Гришукова, Дезире - народный артист УССР Михаил Петухов

Жизнь принцессы Авроры и принца Дезире предопределена, набросок их судьбы уже записан, но они должны пройти проверку на соответствие своей личности этому предвестию окончательного счастья. Так, Аврора проходит испытание, отказывая четырем принцам. Она ожидает того настоящего и единственного, судьбой назначенного жениха, который через сто лет разбудит её своим поцелуем. Дезире, скучающий со своей свитой на охоте и тоскующий по неизвестному, тоже подвергается проверке. Увидев призрак Авроры и влюбившись, он смело отправляется за феей Сирени в спящее королевство Флорестана, где его сто лет ждет назначенная ему Судьбою принцесса. Он подтверждает свою верность любви. Авторы балета доказали, что Судьба, которая вырисовывается для человека за пределами его намерений и участия, свершается только тогда, когда человеческая жизнь становится достойной ее требовательных указаний.

Балетмейстер Мариус Петипа экспрессивные философские контрасты музыки Чайковского сделал драматургической основой столкновения в хореографическом произведении двух мотивов: праздника и гибели. Праздник совершеннолетия Авроры, это торжество рассвета и расцвета красоты, прерывается в наивысший свой момент вмешательством темных сил, несущих смерть. В конечном итоге он побеждает все старания злой феи Карабос погрузить всё во мрак небытия. Так хореограф вместе с композитором красноречиво показывают хрупкость, уязвимость красоты и добра, одновременно выражая надежду на неминуемость победы жизни и света. Мастеру поэтической хореографии и гениальному композитору удалось в грациозных узорах танца, слагаемых в совершенную мощную композицию, воплотить смысл жизненных поисков человека, бытие в его величественных очертаниях.

История жизни самого балета на сценах мира свидетельствует о неугасимом интересе к нему хореографов, исполнителей и зрителей. Он воплощался в разных музыкально-сценические версиях. В них музыкальный материал или подвергался перемещениям и пропускам, или отдавался под новые сцены и номера, когда создавалась новая хореографически-драматургическая партитура спектакля. Во многих постановках в качестве основы сохраняются совершенные композиции классического новатора Мариуса Петипа. Его версия воссоздавали в Мариинском театре Николай Сергеев (1914), Федор Лопухов (1922), в Большом театре Москвы Александр Горский (1899), Василий Тихомиров (1924). Много усилий к сохранению и обновлению хореографического шедевра приложили в советское время Константин Сергеев, Петр Гусев, Асаф Мессерер, Михаил Габович, Игорь Чернышёв, Надежда Федорова, Юрий Григорович и другие.

Аврора - Валентина Гришукова, Дезире - Виталий Яковлев

Важным изменением в самой версии Петипа в начале двадцатых годов ХХ века было превращение балетмейстером Федором Лопуховым партии феи Сирени из пантомимной в танцевальную. Мариус Петипа изначально создавал эту роль для своей старшей дочери Марии, которая была в таком возрасте, что уже не могла исполнять сложные танцевальные па. Поэтому фея Сирени должна была языком пантомимы изображать судьбоносные события жизни принцессы Авроры. Хореография Лопухова была настолько близкой танцевальному стилю Петипа, что вариация феи Сирени в прологе всеми воспринимается как созданная самим классиком.

Надолго вошла в репертуар большинства театров редакция Константина Сергеева 1952 года, воспринимаемая как «классический советский вариант» «Спящей красавицы». Вследствие накопления разных версий балета подверглись досадным изменениям целые сцены шедевра Петипа. Навсегда утрачена целостная оригинальная версия пролога, в котором были переставлены некоторые вариации и сформированы новые композиции танцев фей. Наибольшему разрушению подверглись танцы нереид и вся сцена первой встречи Дезире с призраком Авроры, что составляет непоправимую утрату для первичной хореографии.

В конце 1990-х годов в Мариинском театре Санкт-Петербурга балетмейстер Сергей Вихарев попытался восстановить оригинальную постановку гениального хореографа. Он руководствовался 274-мя страницами записей первой версии балета, сделанными тогдашним режиссером балетной труппы Николаем Сергеевым, который работал в театре вместе с Мариусом Петипа и после него. Постановка Вихарева была признана неоднозначной и возобновила в очередной раз долгую дискуссию об адекватных формах сохранения балетного наследия, о жизни традиции и её интерпретации.

Партия злой феи Карабос была задумана Мариусом Петипа як преимущественно пантомимная, она такой оставалась почти во всех редакциях балета и исполнялась, как и в первой премьере, мужчиной.

Фея Карабос - заслуженный артист Украины Владимир Борисов

Иногда балетмейстеры создавали танцевальную версию этой роли на основе классической хореографии для женщины-танцовщицы, как, например, поступил Константин Сергеев в одной из редакций. Он отдал партию Карабос знаменитой балерине Наталье Дудинской, своей давней партнерше и жене, когда она уже по возрасту не исполняла партию Авроры. Но такая танцевальная версия злой феи нарушала традицию классического балета, когда превосходство добра выражалась именно в принадлежности партии положительного героя к классической танцевальной традиции, а отрицательный персонаж должен был изъясняться преимущественно языком пантомимы или гротескного танца. Поэтому Сергеев в конце концов отказался от такого варианта.

Балет «Спящая красавица» привлекал внимание многих театров мира. Важную роль в распространении спектакля сыграл Русский балет Сергея Дягилева, показавший версию Мариуса Петипа в постановке Николая Сергеева с некоторыми танцами Брониславы Нижинской в Лондоне в 1921 году. Именно тогда создавались классические традиции английского балета, и роль шедевра Чайковского – Петипа в этом значительна. Парижская опера неоднократно обращалась к этому спектаклю: его ставили в разное время в разных версиях, в частности, знаменитые Серж Лифарь и Рудольф Нуриев.

Музыка Петра Чайковского продолжает вдохновлять и современных балетмейстеров, предлагающих новые версии постановки балета «Спящая красавица». Это гамбургская версия Джона Ноймайера, остроумные и драматичные спектакли шведского хореографа Матса Эка и балетмейстера хьюстонского Театра танца Доминика Уолша, предложивших абсолютно самостоятельные варианты; почти курьезный недавний спектакль Начо Дуато в Михайловском театре Санкт-Петербурга, в котором воссоздан сюжет, структура, стилистика Петипа, причем заменены все па новыми – но из репертуара языковых средств старого мастера.

Аврора - народная артистка Украины Елена Барановская, Дезире - заслуженный артист Украины Сергей Доценко

Одесский театр оперы и балета обращался к постановке «Спящей красавицы» несколько раз. Каждая версия несла на себе отпечаток эстетических, идеологических, художественных концепций эпохи. Балетмейстер Михаил Моисеев ставил этот балет дважды: в 1938 и 1950 годах. Это было время, когда постепенно в театре утвердились эстетично-художественные принципы реалистической пантомимической хореодрамы, в соответствии с которыми балетный театр уподоблялся драматическому, а характеры и сценические события должны были развиваться на основе системы Константина Станиславского. Поэтому феерично-фантастическое повествование должно было превратиться усилиями постановщиков и исполнителей скорее в бытово-реалистическую пьесу. В ней художественную правду чувств заменила бытовая «правдоподобность» декораций и костюмов, а поэтическую образность хореографических композиций – проза пантомимных сцен и помпезность сценического вида.

Спектакль «Спящая красавица» был восстановлен во время румынской оккупации начала 40-х годов постановщиком Александром Тереховым, поскольку часть труппы осталась в Одессе и продолжала работать.

К балету в 1961 и 1966 годах обращался хореограф Николай Трегубов, который понимал важность наличия классического репертуара в жизни балетного театра. Критики того времени отмечали, что это была профессиональная постановка, преимущественно сохраняющая хореографию Мариуса Петипа и не отличающаяся особенным самобытным решением. Свои собственные поиски постановщик с воодушевлением реализовал в реалистических спектаклях на современную тематику.

Аврора - заслуженная артистка УССР Сильва Вальтер, Дезире - заслуженный артист УССР Виктор Новицкий

В 1971 году Игорь Чернышев предложил свою поэтическую версию балета, отвечавшую классическим ленинградским традициям и сохранившую в наибольшей степени красоту и гармонию шедевра Петипа и Чайковского: постановщик не исключал из спектакля даже знаменитый антракт. Это были времена обретения и раскрытия балетом своей возрожденной собственной природы. Язык развернутых хореографических композиций и танцевальных номеров стал основным выразительным средством, балет понимался как искусство, обращенное к глубинам человеческой души, бытия человека и мира. Балет «Спящая красавица» Игоря Чернышева в полной мере отвечал запросам человека той эпохи, создавая образец развертывания музыкально-хореографической драматургии для классических и современных постановок.

Следующий вариант «Спящей красавицы» одесские зрители увидели в 1979 году в редакции Натальи Рыженко и Виктора Смирнова-Голованова. Спектакль не оказался свежим режиссерским и хореографическим прочтением балета, войдя в театральный репертуар как одна из стандартных и несколько скучных версий классики.

Очередная постановка «Спящей красавицы» появилась в сложный для театра период «диких» 90-х годов, когда национальная культура особенно страдала от государственного пренебрежения, а в театре проводилась основательная реконструкция здания. Из-за этого балетная труппа была недопустимо малочисленной и не в лучшей профессиональной форме, а репертуар умещался почти в пять наименований. 1998 год завершился премьерой балета «Спящая красавица» в постановке Владимира Трощенко, вскоре возглавившего балетную труппу театра. Это был классический вариант, имеющий своей основой образец Мариуса Петипа в редакции К. Сергеева. В нём были сохранены все основные сцены и композиции, отсутствовали сцены панорамы и антракта. Но малочисленность артистов и необходимость оперативных замен исполнителей приводили иногда к изъятию из спектакля разных сцен – даже вальса первого акта или вариаций принцессы Флорины и Голубой птицы.

Драгоценные камни: Золото - Оксана Широкова, Сапфиры - Оксана Бабич, Серебро - Эллина Походных  

«Спящую красавицу» Чайковского и Петипа признали подлинной энциклопедией танца, антологией балетной поэзии ХІХ века, шедевр классического симфонического танца. Балет завершил поиски гармоничной и выразительной хореографической формы, начатые классическим и романтическим танцевальным театром. Спустя полстолетия поисков со времени первой постановки балета «Жизель», когда создавались эскизы такой композиции, возникло грандиозное полотно полифонической хореографии – произведение вечной красоты и абсолютной формы, поэтизирующей балетное искусство как таковое, – «Спящая красавица».

Нелли Иванова-Георгиевская
 

 

Видео