ГлавнаяРепертуарКонцерты«Messa da Requiem»Реквием

Реквием

Реквием — многочастное хоровое произведение, обычно с участием солистов, в сопровождении оркестра. Возникло как заупокойное католическое богослужение с музыкальными частями на латинский текст, но позже утратило обрядовый характер и перешло в концертную практику.

Реквием (лат. Requiem, букв. «(на) упокой») — служба (месса) в католической и лютеранской церквях, по начальному слову интроита (один из элементов, открывающий собой мессу в западных литургических обрядах) «Requiem aeternam dona eis, Domine» («Покой вечный даруй им, Господи»).

В основе Реквиема – латинская секвенция (поэтический жанр и форма богослужебной музыки католиков) «Dies Irae» (День Гнева). Считается, что текст секвенции появился в XIII веке. Авторство приписывают францисканскому монаху Томазо ди Челано. Чаще, чем другие средневековые песнопения, он использовался в сочинениях композиторов XVIII-XX вв. как музыкальный образ, воплощающий представление человека о смерти, как символ трагического.

Dies Irae, dies illa
Solvet saeclum in favilla
Teste David cum Sibylla.
Quantus tremor est futurus
Quando judex ex venturus,
Cuncta stricte discussurus!

День Гнева, тот день
Расточит вселенную во прах,
Свидетели тому - Давид и Сивилла.
Все будет охвачено трепетом,
Когда явится Судия,
Дабы всех строго судить!

Реквием соответствует панихиде в Православной церкви. Но Православная церковь ограничивалась строгими линиями человеческих голосов и не привлекала звучания музыкальных инструментов. В рамках католических служб мог звучать и орган, и целый симфонический оркестр. Это вопрос культурной традиции. Именно в рамках католического храма с его потрясающей акустикой и совместным звучанием человеческого голоса и инструментов были созданы первые величественные музыкальные шедевры.

Многие столетия реквиемы представляли собой григорианские хоралы, названные так в честь папы Григория I.
Со временем реквием «вышел» из церкви и стал самостоятельным жанром. Поменял он и язык. Изначально написание музыки реквиема было возможно только на канонический латинский текст в достаточно строгом соответствии частей. Впоследствии композиторами брались библейские тексты на своих родных языках – немецком, английском и т.д.
Первые реквиемы, написанные профессиональными композиторами, относятся к 16 веку.
В XX веке распространились реквиемы на неканонические тексты, не связанные с церковной службой.

К настоящему времени написано не менее 2000 реквиемов, и среди них есть мировые шедевры: Реквиемы Вольфганга Амадея Моцарта, Джузеппе Верди, Немецкий реквием Иоганнеса Брамса, «Военный Реквием» Бенджамина Бриттена, «Польский реквием» Кшиштофа Пендерецкого.
Название «Реквием» в переносном смысле также употребляется в других видах искусства, обозначая произведение, посвящённое памяти умершего или умерших.
 


Видео

    Декабрь, 2016

    ПнВтСрЧтПтСбВс
       12345678910111213141516171819202122232425262728293031