«Бал-маскарад»

ГлавнаяРепертуарОперы«Бал-маскарад»

«Бал-маскарад»

«Бал-маскарад»

Джузеппе Верди
Опера в 3-х действиях
Либретто Антонио Сомма по сюжету Огюстина Эжена Скриба

Длительность спектакля с учётом антрактов: 3 часа

Режиссёр-постановщик – Карло Антонио Де Лючия (Италия)
Дирижёр-постановщик – заслуженный артист Украины Игорь Шаврук
Художники-постановщики – заслуженный художник Украины Наталия Бевзенко-Зинкина, Алессандра Полимено (Италия) 
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко
Балетмейстер-постановщик – заслуженный артист России Юрий Васюченко
Режиссёры, ведущие спектакль - заслуженный работник культуры Украины Наталья Григор, Сергей Красных


Члены постановочной группы

Зав. оперной труппой театра - заслуженная артистка Украины Наталья Ютеш
Зав. режиссёрской частью – Лариса Калашник
Зав. художественно-постановочной частью – Виктор Янчук

Художник по свету – Вячеслав Ушеренко
Концертмейстеры – Марина МариничНаталья РусинякВероника СтрукЛариса Хороленко
Режиссёры, ведущие спектакль – Наталья Григор, заслуженный работник культуры Украины, Сергей Красных
Начальник машинно-декорационного цеха – Виктор Мелешко
Художники-гримёры – Елена Васильчик, Евгения Галенко
Костюмеры - Оксана Чабаненко, Галина Чебышева


Главный дирижер театра - народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ
Главный режиссёр театра – Оксана Тараненко
Главный хормейстер театра – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко

Об опере

«Бал-маскарад» (Un ballo in maschera) – опера Джузеппе Верди на либретто Антонио Сомма по сюжету Эжена Скриба, написанном в своё время для Даниеля Обера, который использовал его для своей оперы «Густав III, или Бал-маскарад».

В основе произведения лежат исторические события. Шведский король Густав III был убит на балу в 1792 году в результате заговора, в котором принимали участие представители высшей знати.

Поначалу оперу «Бал-маскарад» предполагалось поставить в Неаполе, но характер сюжета стоил больших неприятностей Верди из-за вмешательства неаполитанской цензуры. В 1858 году почти накануне премьеры произошло покушение на Наполеона III. Власти Неаполя сочли, что опера об убийстве короля может вдохновить неаполитанцев на восстание. В результате от Верди потребовали внести изменения в сюжет.

Дирекция театра, желая заставить композитора примириться с навязанным ему либретто, попыталась подвергнуть его аресту, пока он не переделает оперу или не уплатит неустойку. В ответ Верди подал в суд. Когда об этом узнали неаполитанцы, в городе поднялось такое возмущение, что король Фердинанд II велел прекратить дело и разрешить композитору выезд из Неаполя.

Однако оперу всё же пришлось переделывать. Действие было перенесено из Швеции в Северную Америку, король Густав стал английским губернатором Бостона графом Ричардом Варвиком, его убийца граф Анкарстрем превратился в секретаря Ренато. Изменились некоторые мотивировки, что несколько приглушило политическое звучание произведения – на первый план выступила личная драма героев: мотивы ревности, таинственных предчувствий, борьбы между любовью и долгом. Антонио Сомма не счёл возможным подписаться под искажённым текстом либретто. Вместо фамилии либреттиста оперы «Бал-маскарад» ставились буквы NN. Позднее окончательную доработку либретто под руководством Верди осуществил Франческо Пьяве.

Но всё же в Неаполе цензурные препоны оказались непреодолимыми, и тогда Верди решил принять предложение Рима. Первая постановка оперы состоялась в римском Театро Аполло 17 февраля 1859 г.

Действие первое

Действие происходит в Бостоне и его окрестностях во времена английского господства (XVIII век)

Сцена 1
После увертюры, которая включает несколько главных тем оперы, сценическое действие начинается с хора, прославляющего графа Ричарда, губернатора колониального Бостона.

Собрался весь двор и юноша-паж Оскар объявляет о выходе графа Ричарда. Ричард просматривает официальные бумаги (среди них список гостей, приглашенных на маскарад) и видит среди приглашенных имя тайно любимой им Амелии – жены его друга и секретаря Ренато. Он поет арию «La rivedro nell estasi» («Вновь хоть на миг моя любовь»).

Группа заговорщиков, недовольных правлением графа, задумывает его убить. Ренато узнает об этом и предупреждает друга о готовящемся покушении в своей арии «Alla vita che t’arride» («Помни, граф, с твоей судьбою»). Но Ричарда совсем не беспокоит известие об опасности.

Судья приносит приговор об изгнании колдуньи Ульрики. За нее вступается паж Оскар – ария «Volta la terrea» («С ней звезда заодно»). Ричард предлагает друзьям отправиться к Ульрике, чтобы убедиться, справедливы ли слухи о ее колдовстве. Сам он собирается переодеться рыбаком. В заключительном ансамблевом номере все выражают желание принять участие в этом развлечении – «Ogni cura si doni al biletto» («С вами ночью к гадалке пойду я»).

Сцена 2
Хижина Ульрики, колдуньи. Толпа ожидающих. Ульрика произносит заклинание, вызывая темные силы: «Re dell’abisso affrettati» («Царь преисподней, мне явись»).

Ульрика гадает матросу Сильвано и предсказывает ему перемены к лучшему. Ричарду нравится бравый матрос, и он подбрасывает к его вещам письмо с вестью об офицерском чине.

Заходит слуга Амелии и просит колдунью о тайной встрече с его хозяйкой. Все удаляются. Амелия признается Ульрике, что любит Ричарда и просит избавить ее от преступной страсти. Колдунья велит ей сорвать ночью на кладбище волшебное растение, – оно прогонит любовь: «Della citta all’ocasso» («Если пойдешь на запад»).

Ричард, подслушавший разговор, решает пойти на кладбище вслед за любимой.

Но сейчас он хочет узнать свою судьбу и поет баркаролу «Di’ tu se fidele» («Скажи, не грозит ли мне буря морская»). Ульрика предсказывает ему скорую гибель. Убийцей будет тот, кто сегодня первым подаст ему руку. Входит Ренато и пожимает графу руку. Ричард смеется над колдуньей – верный друг не может стать убийцей: «E scherzo od e follia» («Безумство или шутка»).

Теперь Ричард раскрывает колдунье, кто он на самом деле. Он также говорит ей, что ее предсказания совершенно нелепы, поэтому она спокойно может оставаться в стране. Действие завершается хором во славу Ричарда. 

Действие второе

Второе действие начинается сценой, происходящей поздней ночью. На кладбище Амелия ищет растение: «Ecco l’orrido campo» («Вот оно, это поле»). Она горюет, что должна навсегда вычеркнуть из сердца свою любовь к Ричарду «Ma dall’arido» («Я найду колдовскую траву»).

Появляется Ричард, признается Амелии в своей любви «Non sai tu che se l’anima mia» («Ты не знаешь, как совесть сурово») и с радостью убеждается в том, что любим: «Ah, qual soave brivido» («О, эти сладкие слова»). Неожиданно влюбленных застает Ренато: не узнав свою жену, он предупреждает графа о приближении заговорщиков и отдает ему свой плащ. Ричард берет с друга клятву, что тот проводит закутанную в плащ и вуаль даму до города, не заговаривая с ней, не пытаясь узнать, кто она: терцет «Odi tu come fremono cupi» («Что-то там, на скале зашуршало»).

Заговорщики, встретившие вместо графа его секретаря, разочарованы. Они хотят узнать имя его спутницы, но Ренато обнажает шпагу. Чтобы спасти мужа, Амелия сбрасывает вуаль. Ренато потрясен. Он решает мстить Ричарду и неверной жене.

Действие третье

Сцена 1
Дом Ренато и Амелии. Ренато уверен в том, что жена ему изменила с его лучшим другом и требует ее смерти. Она страстно желает все объяснить, но тщетно. В арии «Morro, ma prima in grazia» («Позволь мне перед смертью») Амелия молит перед смертью разрешить попрощаться с сыном. Ренато решает пощадить ее, но отомстить графу. Когда Амелия уходит, Ренато поет арию «Eri tu che macchiavi quell’ anima» («Это ты отравил душу ядом»). Являются заговорщики Самуэль и Том. Каждый из троих желает нанести смертельный удар.

Они бросают жребий, кому достанется привилегия свершить месть: звучит терцет «Dunque l’onta di tutti sol una» («Нас свела наша тайная рана»). В этот момент возвращается Амелия, и Ренато требует, чтобы она вытащила жребий. Амелия ни о чем не догадывается и вытаскивает листок. На нем имя Ренато.

Паж Оскар приносит приглашение на бал-маскарад. Амелия хочет отказаться, но Ренато принимает это приглашение.

Сцена 2
Комната во дворце. Ричард подписывает указ о назначении – он отправляет Ренато послом в Англию, чтобы не встречаться больше с Амелией: «Forse la soglia attinse» («Верно, она уже дома»). Так велят ему честь и долг: «Ma se m’e forza perderti» («Навек расстаться мы должны»).

Паж передает графу письмо без подписи. Это Амелия, догадавшись о заговоре, предупреждает Ричарда о грозящей ему на маскараде смертельной опасности. Но Ричард думает только об одном: на балу он увидит любимую, сможет проститься с ней.

Сцена 3
Бал в самом разгаре, все в масках. На балу среди гостей и заговорщики. Ренато выпытывает у Оскара, в каком наряде граф. Это нужно для его безопасности, уверяет он пажа. И юноша, привыкший верить другу Ричарда, раскрывает секрет.

Амелия и Ричард встречаются на балу. Он говорит ей о своем решении отправить ее и Ренато в Англию, их голоса сливаются в последнем дуэте «Ah! perche qui!.. fuggite» – «T’amo, si, t’amo, e in lagrime» («Ах, все вы здесь! Бегите!» – «Видишь, в слезах тебя молю»). Увидев Амелию и Ричарда, Ренато поражает друга кинжалом. Умирая, Ричард прощает Ренато и клянется, что честь его жены не была запятнана: «Ella e pura: in braccio a morte» («Умирая, тебе клянусь я… она невиновна»).

Действующие лица и составы исполнителей

ГРАФ РИЧАРД ВАРВИК (тенор) - Николай Суббота, Алексей Репчинский
РЕНАТО, его секретарь (баритон) - заслуженный артист Украины Виктор Митюшкин, Александр Стрюк
АМЕЛИЯ, жена Ренато (сопрано) - заслуженная артистка Украины Татьяна Захарчук, заслуженная артистка Украины Наталья ЮтешАнна Литвинова, Инга Мартынова, Наталия Павленко 
УЛЬРИКА, цыганка (меццо-сопрано/контральто) - заслуженная артистка Украины Елена СтародубцеваМарина Годулян, Илона Скрипник
ОСКАР, паж графа (сопрано) - заслуженная артистка Украины Ирина БерлизоваАнастасия Голубь, Надежда Сычук
СИЛЬВАНО, моряк (баритон/бас) - Юрий Дудар, Владимир Муращенко
ТОМ, заговорщик (бас) - Дмитрий Себов, Виктор Шевченко
САМУЭЛЬ, заговорщик (бас) - Дмитрий Павлюк, Вадим Черниговский
СУДЬЯ (тенор) - Сергей Красных, Дмитрий Михеев, Андрей Перфилов
СЛУГА АМЕЛИИ (тенор) - Сергей Красных, Дмитрий Михеев, Андрей Перфилов

Артисты балета:

АМЕЛИЯ - Анастасия Банникова
РИЧАРД - Вячеслав Кравченко

Исполнители в ближайшем спектакле

Состав исполнителей будет объявлен позднее

 

 

Джузеппе Фортунино Франческо Верди

(Giuseppe Fortunino Francesco Verdi) (1813-1901)

Поют на маскированном балу
Сердца красавиц, склонные к измене.
А преданный сердцам певучий гений
Подслушивает их, таясь в углу.

О, сквозь столетья розовую мглу,
Впитав исполненную наслаждений
Песнь их сердец, пред нами будит тени
Мелодий, превратившихся в золу…

Пусть эта песнь в огне своем истлела!
Ренато, Риголетто и Отелло,
Эрнани, Амонасро и Фальстаф,

Перепылав, все растворилось в тверди,
Взнесённые в нее крылами Верди,
Нас и золою греть не перестав.

И. Северянин

Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 г. в деревне Ронколе в провинции Парма. Отец держал винный погребок и бакалейную лавку. Однако сын бакалейщика вовсе не стремился продолжить дело отца, – юного Джузеппе очаровывала музыка. Родители не могли дать одарённому мальчику подходящего образования, но в дело вмешался случай в лице богатого купца и меломана Антонио Барецци. Он заметил талант Джузеппе, который в свои 12 лет выполнял обязанности церковного органиста, и забрал его в городок Буссето, чтобы мальчик смог продолжить музыкальное образование.

В 15 лет Верди начал выступать как органист, дирижёр и пианист, нередко в дуэте с дочерью Барецци Маргеритой, которая восемь лет спустя стала его женой.

В июне 1832 года 18-летний Джузеппе, получив небольшую стипендию от благотворительного общества Буссето и денежную помощь от Барецци, отправился в Милан, чтобы поступить в консерваторию. Но Верди не приняли в Миланскую консерваторию!

Благодаря щедрости своего покровителя Верди смог обучаться музыке у известного маэстро Винченцо Лавинье, которому он обязан всеми своими знаниями теории и композиции.

В 1839 году театр Ла Скала поставил его первую оперу «Оберто, граф Сан-Бонифачо». Опера прошла с успехом.

Следующее произведение Верди, заказанная театром Ла Скала комическая опера «Король на час», – провалилась. Именно в год своего провала Джузеппе Верди пережил личную трагедию – умерла его любимая жена и маленькие дети. «Я был один! Один!.. – писал Верди. – И среди этих ужасных мук я должен был закончить комическую оперу». Он не хотел больше писать музыку и просил импресарио Ла Скала Мерелли расторгнуть с ним контракт.

Но работа спасла Верди. Мерелли уговорил молодого композитора не отчаиваться и дал ему либретто для новой оперы – «Набукко». «Это была та опера, с которой и началась моя жизнь как художника», – вспоминал Верди.

После успеха «Набукко» двадцатидевятилетний Верди оказался в первых рядах оперных композиторов. Он работал без устали: премьера следовала за премьерой. Позднее Верди назовёт этот период своей жизни каторгой.

В течение семи лет (1842 - 1849) Верди создал тринадцать опер, которые шли с неизменным успехом. Для этого периода характерен его интерес к историко-героической тематике, к исключительным личностям и страстям. Верди сам режиссировал свои оперы при постановке их на сцене, он первый заговорил о необходимости оперной режиссуры.

Произведения, которыми Верди в возрасте сорока лет стяжал мировую славу, были написаны в 1850-60-е годы. Именно в это время он создает постоянно исполняемые и сегодня оперы – «Риголетто» (1851), «Травиата» (1853), «Трубадур» (1853), «Сицилийская вечерня» (1855), «Симон Бокканегра» (1857), «Бал-маскарад» (1859).

В течение следующих пятнадцати лет композитор, по существу, молчал. Вместе со второй женой Джузеппиной Стреппони Верди удалился к себе в поместье и занимался в основном совершенствованием своих уже знаменитых опер.

С 70-х годов начался последний период творчества Верди, подаривший миру такие шедевры, как «Аида» (1871) и «Отелло» (1887). Композитор достигает небывалых высот в области музыкальных средств выражения психологии и чувств героев. «Гениальный старец Верди в «Аиде» и «Отелло» открывает для итальянских музыкантов новые пути», – писал в 1888 году Петр Ильич Чайковский.
Последняя, двадцать шестая, опера «Фальстаф» (1893) стала триумфом 80-летнего Верди.

Джузеппе Верди скончался 27 января 1901 года на 88-м году жизни. В Италии был объявлен национальный траур.

Сын деревенского бакалейщика, которого не приняли в Миланскую консерваторию, вознёсся до вершин музыкального Олимпа. Нет в мире музыкального театра, в котором не ставились бы оперы Джузеппе Верди. Это имя стало символом итальянской оперы.

Видео