ГлавнаяРепертуарОперы«Гений и злодейство» О проекте

О проекте

Проект «Гений и злодейство» состоит из дополняющих друг друга элементов – из оперы, концертной программы и выставки. Сочетанием легенды и фактов постановщики предлагают зрителю глубже понять и прочувствовать эту историю.

Музыка В. А. Моцарта и А. Сальери, которая исполняется оркестром и солистами театра в первом отделении, - это музыкальные факты.

Опера «Моцарт и Сальери» – это озвученная в музыке легенда с глубоким философским смыслом.

Выставка «…и Сальери», - это исторические факты, подлинная биография Антонио Сальери.

Отношения гения и таланта, природа творчества, зависть – темы вечные, всегда актуальные. Поэтому на сцене создано условное пространство, напоминающее об эпохе, в которой происходили события, но приближенное к современности стилем костюмов и видеодекорациями. Используя современные средства воздействия, постановщики полностью следуют за каждой нотой партитуры Римского-Корсакова и заложенному в ней смыслу, - точно так же как композитор в свое время следовал каждому слову Пушкина.

Об опере «Моцарт и Сальери»

«Моцарт и Сальери» – вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения» (В. Г. Белинский)  

Смерть Моцарта всегда была окутана романтической тайной, которая создала почву для различных толкований и легенд. Во времена А. С. Пушкина бытовала окончательно тогда еще не опровергнутая версия о том, будто Моцарта отравил Сальери. Пушкин воспользовался этой легендой: его увлекла мысль противопоставить гению, которому все подвластно, мучительные сомнения завистливого соперника.

Образы в трагедии – вымышленные, и лишь условно совпадают со своими прототипами. Исторический Сальери не похож на пушкинского: у него была не «глухая слава», о которой говорит герой драмы, а известность, в то время превосходившая славу Моцарта. В пушкинской пьесе Моцарт играет служебную роль, он – искра, от которой загорается пламя, освещающее для нас душу Сальери.

«Какая глубокая и поучительная трагедия, – писал В. Г. Белинский. – Какое огромное содержание и в какой бесконечно художественной форме!»

Либретто оперы Н. А. Римского-Корсакова с незначительными сокращениями дословно следует тексту «Моцарта и Сальери» А. С. Пушкина. В опере Римского-Корсакова, как и у Пушкина, главный герой - Сальери. Его трагедия раскрыта с большой художественной силой.

«Памяти А. С. Даргомыжского» – так значится на титульном листе оперы «Моцарт и Сальери». Это авторское посвящение – признание Римским-Корсаковым огромной заслуги Даргомыжского в создании жанра камерной оперы. Даргомыжский положил начало «озвучиванию» гениальных пушкинских «Маленьких трагедий», написанных как идеальные оперные либретто.

Н. А. Римский-Корсаков начал работу над оперой в начале 1897 года. В августе опера была завершена, а в ноябре 1897 года композитор смог продемонстрировать оперу узкому кругу зрителей у себя дома – камерность оперы это вполне позволяла. «Всем понравилось. В.В. Стасов много шумел», – позже отмечал композитор.

Публичная премьера состоялась 6 (18) ноября 1898 года на сцене Русской частной оперы (театр Саввы Мамонтова) под управлением Иосифа Труффи в оформлении художника Михаила Врубеля. Партию Моцарта исполнял Василий Шкафер, партию Сальери – Федор Шаляпин. Гениальный актер очень любил эту роль и, по его желанию, опера часто давалась русскими музыкальными театрами. Партию Сальери Шаляпин пел на протяжении всей своей жизни, а до отъезда за границу был ее единственным исполнителем.

«Моцарт и Сальери» – самая лаконичная опера Н. А. Римского-Корсакова. В ней нет оперно-театральных эффектов, композитором преднамеренно взят оркестр уменьшенного состава, создана камерная обстановка.

Певица Надежда Забела (жена художника Михаила Врубеля), исполнявшая все женские лирические партии в операх Римского-Корсакова, восторженно отзывались именно о камерном исполнении этой оперы (правда, речь идет о таких корифеях, как Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов, аккомпанировавший на рояле).

Опера «Моцарт и Сальери» – тонкий психологический этюд. Сложный внутренний мир героев композитор передает с помощью гибкого, интонационно выразительного речитатива и ариозной декламации.

«Сочинение это, – писал композитор, – было действительно чисто голосовым; мелодическая ткань, следящая за изгибами текста, сочинялась впереди всего; сопровождение, довольно сложное, образовалось после, и первоначальный набросок его весьма отличался от окончательной формы оркестрового сопровождения».

После Даргомыжского и Римского-Корсакова к «Маленьким трагедиям» обратились Цезарь Кюи («Пир во время чумы», 1900) и Сергей Рахманинов («Скупой рыцарь», 1905).


Видео

    Декабрь, 2016

    ПнВтСрЧтПтСбВс
       12345678910111213141516171819202122232425262728293031