ГлавнаяРепертуарОперы«Князь Игорь»Александр Порфирьевич Бородин (1833 - 1887)

Александр Порфирьевич Бородин (1833 - 1887)

«Первоклассный химик, которому многим обязана химия».
«Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе».

Так говорили химик Дмитрий Менделеев и музыковед Владимир Стасов об одном и том же человеке, о своем современнике Александре Порфирьевиче Бородине.

Удивительно разносторонний человек, Бородин вошел в историю как великий композитор, как выдающийся химик, педагог, активный общественный деятель, писатель, критик и дирижер.

Необычно началась и жизнь этого неординарного человека. Родился Александр Бородин в 1833 году в Санкт-Петербурге от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой. Мальчика записали при рождении как сына Бородиных, которые были крепостными слугами князя, – в то время имена истинных родителей скрывались в не допускавшей внебрачных связей России. Происхождение не позволило Александру поступить в гимназию, и он учился дома.

На медицинское отделение в Петербургскую медико-хирургическую академию Бородин поступил после того как стараниями матери был приписан к купеческому сословию. В двадцать четыре года защитил диссертацию на степень доктора медицины, вскоре опубликовал ряд работ по органической химии.

Химия была настоящей страстью Бородина. Друзья Александра Порфирьевича вспоминали: «Не только его собственная комната, но чуть не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всякими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами».

Рано проявился у Александра Бородина и музыкальный, композиторский дар. Он занимался игрой на флейте, фортепиано, виолончели, с интересом слушал симфонические произведения, самостоятельно изучал классическую музыкальную литературу, сочинял музыку, но свои композиторские опыты считал побочным делом.

Все изменило знакомство с композитором Милием Балакиревым. Милий Алексеевич сразу оценил незаурядный масштаб дарования Бородина и ввел молодого ученого, профессора Медико-хирургической академии, в кружок композиторов «Могучая кучка», где Александр Порфирьевич нашел настоящих друзей, единомышленников и коллег.

Вскоре произведения Бородина получили признание в России, а вслед за этим и за рубежом: в Германии, Австрии, Франции, Норвегии, Америке, Бельгии.

Бородин обладал и незаурядными литературными способностями. Его критические статьи, воспоминания о Модесте Мусоргском, о выдающемся русском химике Николае Зинине или о Ференце Листе, с которым он общался в Веймаре, по сей день имеют непреходящую историческую ценность. Написанное Бородиным либретто оперы «Князь Игорь» считается одним из лучших оперных либретто в русской классике.

Помимо Медико-хирургической академии Бородин читал лекции в Лесной академии и на Высших женских медицинских курсах. Музыке отводились, как правило, летние отпуска. Зимой композитор мог сочинять либо в дни болезней, либо выкраивал несколько часов до службы, вставая в 5-6 часов утра. «Мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезней», – шутил Александр Порфирьевич. Поэтому произведения Бородина создавались годами. Например, Первую симфонию он сочинял пять лет, Вторую – семь. Опера «Князь Игорь» писалась восемнадцать лет и осталась незаконченной.

Умер Александр Бородин внезапно, во время карнавального вечера, устроенного профессорами академии. Ему было 53 года.

Всего Александр Порфирьевич Бородин создал немногим более сорока музыкальных произведений (включая вокальные и инструментальные миниатюры), но каждое из них стало открытием в искусстве: будь то симфония или квартет, опера или «Маленькая сюита» для фортепиано. Его музыка до сих пор радует слушателей по всему миру.


Видео

    Декабрь, 2016

    ПнВтСрЧтПтСбВс
       12345678910111213141516171819202122232425262728293031