«Мадам Баттерфляй»

ГлавнаяРепертуарОперы«Мадам Баттерфляй»

«Мадам Баттерфляй»

«Мадам Баттерфляй»

Джакомо Пуччини
Опера в 2-х действиях
Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по мотивам пьесы Давида Беласко и повести Джона Лютера Лонга «Гейша»

Длительность спектакля с антрактом: 2 часа 45 минут 

Дирижёры - заслуженный артист Украины Игорь Шаврук

Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств России и Казахстана Борис Рябикин
Режиссёр – заслуженный артист Украины Сергей Зуенко
Художник-постановщик – заслуженный художник Украины Наталия Бевзенко-Зинкина
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко
Режиссёры, ведущие спектакль – заслуженный работник культуры Украины Наталия Григор, Сергей Красных


Члены постановочной группы

Зав. оперной труппой театра - заслуженная артистка Украины Наталья Ютеш
Зав. режиссёрской частью – Лариса Калашник
Зав. художественно-постановочной частью – Виктор Янчук

Художник по свету – Вячеслав Ушеренко
Концертмейстеры – Марина МариничНаталья РусинякВероника СтрукЛариса Хороленко
Режиссёры, ведущие спектакль – Наталья Григор, заслуженный работник культуры Украины, Сергей Красных
Начальник машинно-декорационного цеха – Виктор Мелешко
Художники-гримёры – Елена Васильчик, Евгения Галенко
Костюмеры - Оксана Чабаненко, Галина Чебышева


Главный дирижер театра - народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ
Главный режиссёр театра – Оксана Тараненко
Главный хормейстер театра – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко

Об опере

Ни одна опера Джакомо Пуччини не знала такого оглушительного провала на премьере, как «Мадам Баттерфляй». Первый показ этого произведения в миланском театре «Ла Скала» в феврале 1904 года (главную партию пела Розина Сторкио) сопровождался пронзительным свистом, мычанием, кукареканием и непристойными выкриками. Однако историки музыкального театра полагают, что виной тому было не исполнение. Фиаско объясняется или происками недругов композитора, либо, как считает Генрих У. Саймон, привычкой итальянской оперной аудитории «открыто выражать свои мнения – неважно, правильные или ошибочные».

В любом случае, реакция публики заставила Пуччини внести большое количество изменений, и, прежде всего, разделить длинное второе действие на две части. Следующий показ оперы в мае 1904 года в «Театро гранде» в Брешии (в роли Баттерфляй – украинка Саломея Крушельницкая) зрители восприняли с восторгом, и произведение по праву заняло одно из главных мест в репертуарах ведущих театров мира.

Либретто оперы (авторы - Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза), основано на пьесе Давида Беласко «Гейша», которая в свою очередь является переработкой одноименной журнальной повести американца Джона Лютера Лонга. Главная героиня Чио-Чио-сан (или Мадам Баттерфляй) выходит замуж за американского офицера Бенджамина Пинкертона, не подозревая, что для него этот «колониальный брак» – лишь экзотическое развлечение. На родине же он собирается жениться на соотечественнице. Когда Пинкертон спустя три года возвращается в Японию, его сопровождает настоящая супруга. Не выдержав разочарования, Чио-чио-сан кончает жизнь самоубийством.

Выбрав эту историю, Пуччини не только отдал дань тогдашней европейской моде на экзотический Дальний Восток. В «Мадам Баттерфляй» происходит столкновение двух миров. Жестокости, цинизму и коварству «прогресса», воплощенного в американском военном, противопоставляется наивность и утонченность «варварской» культуры в образе Чио-чио-сан. А сила духа и готовность к самопожертвованию женщины противопоставляется мужской нерешительности и эгоизму.

Действие I

Действие происходит в Нагасаки (Япония) в конце ХІХ века.

Маклер-сват Горо показывает небольшой дом с садом на холме неподалеку от Нагасаки лейтенанту американского флота Бенджамину Пинкертону. Офицер собирается жить здесь со своей японской женой – гейшей Чио-Чио-сан по прозвищу Баттерфляй. Напрасно американский консул Шарплес пытается отговорить молодого человека от женитьбы в Японии, тот лишь отмахивается от аргументов дипломата. Пинкертон и не скрывает, что на родине собирается взять в супруги белую женщину – «по-настоящему».

Появляется Чио-Чио-сан в окружении подруг и рассказывает жениху историю своей жизни. Она – дочь бедного самурая и после смерти отца вынуждена была стать гейшей. Показывает свои вещи, в том числе – кинжал, которым отец закололся по приказу своего сюзерена. Если будущий муж желает, Баттерфляй готова отречься от своей религии.

Во время свадебного пира в дом врывается дядя Чио-Чио-сан, священник-бонза. Он узнал о намерении племянницы перейти в христианство и в сердцах проклинает ее. Пинкертон прогоняет гостей и нежно утешает свою жену.
 

Действие II

Картина первая
Прошло три года. Чио-Чио-Сан ждет Пинкертона, который после свадьбы уехал в Америку. Брошенная мужем, родственниками, она живет в своем домике вместе с горничной и маленьким сыном, о существовании которого Пинкертон до сих пор не знает. Сузуки, служанка Чио-Чио-сан, молится, чтобы боги помогли ее госпоже, живущей в бедности. Сама мадам Баттерфляй уверена, что ее муж вернется.

Вскоре появляется консул Шарплес. Он принес письмо, в котором говорится, что Пинкертон женился в Америке. Однако дипломат не решается прочесть роковые строки.

Приходит Горо в сопровождении принца Ямадори, который хочет взять в жены Чио-Чио-сан. Шарплес мягко советует ей принять предложение. Однако та показывает своего сына, объясняя, что его зовут Долоре (Страдание), а когда его отец вернется, имя мальчика будет Джиоя (Радость). Сокрушенный Шарплес уходит, а мадам Баттерфляй выгоняет свата Горо.

Слышен пушечный выстрел – это в гавань вошел американский военный корабль, на котором служит Пинкертон. Счастливая героиня и ее служанка украшают дом цветами в ожидании господина, мужа и отца.

Картина вторая
Прошла ночь. Чио-Чио-сан продолжает бодрствовать в ожидании, но потом относит мальчика в другую комнату и поет ему колыбельную.

В дверь стучатся. Обрадованная служанка встречает Пинкертона в сопровождении Шарплеса. Однако вместе с ними какая-то незнакомая госпожа. Шарплес раскрывает Сузуки правду – это Кэт, жена Пинкертона, который, узнав о сыне, хочет забрать его с собой.

Сузуки рассказывает офицеру, как долго его ждала Чио-Чио-сан. Рассказ вызывает у американца сильные эмоции, он вспоминает, как счастлив был в этом доме, и в волнении уходит.

Сузуки обещает Кэт уговорить госпожу отдать сына отцу. В этот момент появляется Чио-Чио-сан. Она соглашается отдать ребенка, если его отец сам придет за ним.

Оставшись наедине с мальчиком, мадам Баттерфляй нежно прижимает его к груди, дает игрушки и завязывает глаза. Затем достает отцовский кинжал, который носила с собой, и уходит за ширму. Пронзив себя кинжалом, она находит силы для того чтобы выйти и еще раз попрощаться с сыном. Но когда в комнату с криком «Баттерфляй!» вбегает Пинкертон, Чио-Чио-сан умирает.
 

Действующие лица и исполнители

Исполнители в ближайшем спектакле

Состав исполнителей 31 марта:

 

Видео